В России все еще есть целая Еврейская автономная область, которая негласно называется Биробиджан. Но согласно переписи населения в далеком уже 1977 году из около 190 тыс. человек, проживавших в области, только 6,6% из них составляли евреи. Областным центром области является город Биробиджан, расположенный на реке Большая Бира.
Советские власти, выбрав эту территорию в качестве места для заселения евреями, хотели одним махом решить несколько проблем. Так, Биробиджанский проект призван был усилить дальневосточные границы страны и уберечь от потенциального вторжения китайцев; способствовать улучшению отношений с Западом за счет тамошнего еврейского и проеврейского лобби; привлечь финансирование со стороны богатых евреев, проживающих в Европе и США. Первые еврейские переселенцы прибыли в Биробиджан в 1928 году. Однако суровый местный климат и тяжелые бытовые условия отпугнули немалую часть евреев, которые в течение последующих пяти лет уехали оттуда.
У Биробиджанского проекта были и свои сторонники и противники. Активно критиковали проект Абрам Брагин и Юрий Ларин, который, в частности, считал, что лучшим местом для еврейской колонизации является, например, Крым. Тогда как председатель ВЦИКа, М. Калинин был уверен в том, что именно Биробиджан поможет сохранить евреям свою национальность за счет превращения большей их части в оседлое крестьянское население.
Как бы там ни было, но Биробиджанский проект привлек к себе пристальное внимание евреев со всех стран, особенно на фоне возросшего в количества антиеврейских репрессий в тогдашней нацистской Германии. Проект, прежде всего, поддерживался западными еврейскими организациями, состоящими, в основном, из коммунистов. До и после Второй мировой ряд еврейских организаций из Канады, Западной Европы и США собирали пожертвования на развития Биробиджана и активно популяризировали идею данного проекта. В начале 1930-х гг. из этих стран в Биробиджан переехали около 1,4 тыс. евреев.
Сам же Биробиджан власти пытались сделать «еврейским»: открывали еврейские школы с преподаванием на идиш, издавали газеты и журналы на идиш, открыли еврейский театр и еврейскую библиотеку. Кроме того евреи стали занимать руководящие должности в области.
В период сталинских репрессий 1936–38 гг. Еврейская автономная область понесла тяжелые потери. Большинство руководителей области были признаны националистами и троцкистами, за что их и расстреляли. Сильно досталось и еврейским переселенцам из других стран – их обвиняли в шпионаже и тоже расстреливали.
Аннексировав в 1939–40 гг. Прибалтику, Буковину и Восточную часть Польши, советское правительство собиралось переселить проживавших там евреев в Биробиджан. Однако этот план так и не удалось воплотить в жизнь, так как в 1941 году началась война с Германией, и СССР уже было не до этого.
После окончания войны, многие уцелевшие евреи решили перебраться в Биробиджан, благодаря чему число еврейского населения достигло рекордного показателя, и в области начался расцвет еврейской культуры. Но уже в 1948 году правительство СССР взялось за подавления еврейской общественно-культурной деятельности, что коснулось и биробиджанских евреев: еврейские школы и театр закрывали, запретили преподавание на идише, изъяли еврейскую литературу из библиотеки. Стоит отметить, что даже после смерти Сталина существенных изменений в еврейской жизни области не случилось.
В итоге к 1970-м годам Еврейская автономная область превратилась в исторический пережиток, входивший в состав СССР.
И только в 1984 году, когда область праздновала 50-летие своего создания, разрешили ввести ряд элементов еврейской культуры. В частности, вышел в свет букварь идиша, язык идиш стали преподавать в педагогическом училище, построили здание для труппы Еврейского камерного музыкального театра. Однако вскоре после празднования язык идиш был убран со школьной программы и из преподавания в педучилище.
Улучшение еврейской жизни в Биробиджане началось только, когда перестройка, начатая в конце 1980-х годов, уже шла полным ходом по всей стране. Первая еврейская воскресная школа в Биробиджане открылась в 1990 году, а через два года появилась государственная начальная четырехлетняя школа. В том же 1990-м году в области открыл свои двери педагогический институт – первый ВУЗ, выпускающий преподавателей идиша и английского языка. На местном радио и телевидении начали выходить передачи на идиш.
В 1991 году депутаты областного совета совершили попытку изменить статус Биробиджана с области на республику, но Москва не утвердила это решение.
Власти Биробиджана стремились наладить связи с Израилем, пытаясь найти поддержку в период экономического кризиса в ходе перестройки. Для этого была специально основана финансово-промышленная корпорация «Соломон». Тогдашний глава облсовета Б. Л. Корсунский посетил Израиль в 1991 году. Но ни западные, ни израильские бизнесмены не спешили инвестировать в регион, находящийся в нестабильном политическом и экономическом положении.
По данным переписи населения, которую проводили в 1989 году, еврейское население составляло всего лишь 4,15% всех жителей области. Когда границу открыли, и стал возможен выезд в Израиль, только за 1990 год Биробиджан покинуло примерно 1,5 тыс. человек. В результате евреи остались практически только в городе Биробиджан. Уже в 2002 году, судя по всероссийской переписи населения, во всей Еврейской автономной области осталось немногим более 2,3 тыс. евреев.
В 1997 году в Биробиджане начала функционировать еврейская религиозная община «Фрейд», которая объединяла около 1,5 тыс. человек. Община получила в свое распоряжение отобранное советскими властями здание синагоги. В городе открыли воскресную школу, женские и молодежные клубы. В Биробиджане также появился еврейский народный университет.