Менахем Мендл из Коцка, основавший особое хасидское течение в Польше, родился в семье талмудистов-митнагдим в 1767 году в Билгорай, ныне Люблинское воеводство (Польша). Помимо еврейского образования Менахем получил начальное общее образование во Львове.
Еще в юном возрасте Менахем Мендла заинтересовал хасидизм, и он стал учиться у Яакова Ицхака га-Леви Горовица из Люблина, потом у Яакова Ицхака бен Ашера Пшисухи, а с 1814 по 1827гг. – у Симхи Бунема из Пшисухи.
Уже в 1827 году Менахем Мендл был назначен раввином в городе Томашуве-Любельском, где он прожил до 1829 года, а затем переехал в Коцк. Раввин сочувственно относился к восстанию поляков против России в 1830-1831 гг., а после их поражения сбежал в Австрию, но через короткое время вернулся оттуда и взял себе фамилию Моргенштерн.
Когда Менахем Меендл был еще раввином Томашува, он объединил вокруг себя небольшую группу сторонников, которые занимаясь физическим трудом, вносили заработанные деньги в общую кассу. Большая часть из них на длительное время покидала свои семьи и вела аскетический образ жизни. Митнагдим (противники хасидизма – ред.), как и многие хасиды, с неодобрением относились к такой полной изоляции, поэтому количество приверженцев Менахема Мендла стало уменьшаться, что сильно отразилось на его душевном здоровье.
Два десятилетия до своей кончины Менахем Мендл жил практически как отшельник, добровольно оградив себя от общения со своими родными, близкими и учениками. К сожалению, нет ни одной книги или рукописи Менахема Мендла, а все сведенья о нем и его учении сохранились лишь в дошедших до нас рассказах от его современников, большинство из которых лично даже не были знакомы с Менахемом Мендлом. Известны некоторые афоризмы и высказывания Менахема Мендла из Коцка.
Несмотря на то, что учение Менахема Мендла является продолжением линии классического хасидизма, в определенных моментах оно коренным образом не совпадает с учением Баал-Шем-Това – основателя хасидизма.
Менахем Мендл считал необходимой непримиримую борьбу с любовью к миру, которую он считал эгоцентричной по своей сути. Он предъявлял высокие духовные требования к членам своей общины, чем привнес в хасидизм ранее неприемлемые для него элементы аскетизма и элитарности. С одной стороны, он не отвергал мирскую жизнь, а, с другой – побуждал своих сторонников пренебрегать ее заботами, чтобы сосредоточиться на поисках истины. Менахем Мендл был убежден в том, что только глубокое изучение Торы, а в частности, Устной Торы и Галахи, может привести к истине. Такие взгляды несколько отодвинули Менахема Мендла от классического хасидизма в сторону его противников-митнагдим.
Однако Менахем Мендл предупреждал об опасности превратить ученость в источник самодовольства, что является самым настоящим идолопоклонством. Менахем Мендл осуждал нередко встречающуюся среди потомков хасидских династий кичливость своим происхождением, считая, что гордиться можно лишь собственными заслугами.
Цаддики из семьи Алтер – духовного наследника Менахема Мендла – смогли избавить учение Менахема Мендла от нападок за счет того, что существенно смягчили аскетические крайности и элитарность такого учения.
В любом случае учение Менахема Мендла серьезно повлияло на облик всего хасидизма, в особенности в Польше XX века.