В 1919 году в Германии был основан Дом строительства, Баухаус – школа строительства и художественного конструирования, ставшая колыбелью европейского архитектурного конструктивизма. Основателями школы были создатель модернизма в архитектуре, Вальтер Гропиус, и его единомышленник Ле Корбюзье. Все преподаватели данной школы обладали редким талантом и были яркими личностями. Среди профессоров школы был и русский художник Василий Кандинский, внесший в живопись элементы абстракционизма.
В Баухаус преподавали не только архитектуру, но и скульптуру, сценическое искусство, а также гончарное дело и металлообработку. В школе царила свобода мысли и полный либерализм, что не могло не раздражать нацистские власти в Германии. В итоге, усилиями фашистских активистов, школу Баухаус закрыли, а в 1933 году все преподаватели и студенты эмигрировали из Германии. Выпускники школы проектировали здания в стиле конструктивизма по всему миру. Однако самая многочисленная группа архитекторов Дома строительства - 23 человека - оказалась в СССР. В числе этой группы был и Ханнес Мейер, который в 1928 году занял пост директора Баухауса после Гропиуса.
По приглашению специально созданного органа Главпромкадр ВСНХ (Высший Совет Народного Хозяйства), Майер вместе с учениками приехал на работу в Страну Советов. Группу немецких архитекторов советские власти назвали «Красной бригадой».
Поначалу немецким архитекторам кругом оказывалось огромное внимание и уважение, их везде принимали на высшем уровне, давали звания, должности и т.д. Большевикам импонировали новаторские идеи немцев своей лаконичностью, строгостью и, что немало важно, дешевизной. Однако «эйфория» вокруг немецких архитекторов продолжалась не долго, лишь до начала сталинских репрессий. В итоге, большинство членов «Красной бригады» были репрессированы, не успев закончить один из главных градостроительных проектов, который им поручили – генеральный план застройки Еврейской автономного округа.
Автором генплана застройки и развития Биробиджана стал сам Ханесс Мейер. Центр автономного округа предполагалось выполнить в стиле конструктивизма, который насаждался советским руководством на всей территории страны. По задумке Сталина, Биробиджан должен вызывать у советских евреев ассоциацию с Иерусалимом.
Генеральный план застройки Биробиджана, 1933 год
Для плодотворной работы Мейеру вместе с двумя подчиненными переехал в Еврейский автономный округ. Там они проживали в бараке и проводили необходимые исследования и расчеты. Итогом стал предварительный проект застройки города. Мейер представил несколько вариантов развития Биробиджана, среди которых вариант с фокусировкой на лёгкую промышленность, а другой – с акцентом на тяжелую промышленность, а именно на добычу и освоение запасов железной руды. Высшее руководство страны поставлю задачу Мейеру спроектировать город, вместимостью 50 тыс. человек.
Из-за переменчивости настроений властей, а также из-за зависти советских коллег, у Мейера отобрали такой престижный проект, и он так и не увидел плоды своих трудов.
Современный Биробиджан, увы, нисколько не похож на тот город, каким представлял его немецкий архитектор. Еврейские мигранты застраивали Биробиджан в хаотичном порядке. К 1936 году население Биробиджана не превышало 12 тыс. человек.
Сегодня сложно представить, каким бы был Биробиджан, сумев бы Мейер воплотить свои планы. Вероятно, архитектура города в стиле Баухаус стала бы примером архитектурного конструктивизма 30-х годов прошлого века. Но так уж сложилось, что Баухаус прочно оказался связан с евреями и без Биробиджана. Эмигрировавшие из Германии в Эрец-Исраэль в 1930-х еврейские архитекторы возвели несколько районов в Тель-Авиве, и сегодня «Белый город» еврейского мегаполиса является единственным в мире заповедником стиля Баухаус.
«Белый город» Тель-Авива – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО