…Они посмели не покориться влиятельному правителю, который пытался создать мощную империю, они заявили о своей культурной самобытности и, вооружившись, пошли отстаивать свою веру и независимое будущее своего народа. Они в очередной раз на собственном примере показали, что без веры в чудо – его не случится. Они – это Хасмонеи, или, как их еще называют, Маккавеи. Какими их запомнило человечество и как они запечатлены в картинах, книгах, музыке?
Ни один еврей не может представить себе зиму без теплого и светлого праздника, который однажды в году неизменно приходит в каждый еврейский дом 25-го числа месяца кислев. Праздник этот – Ханука. Однако чудо Хануки никогда бы не произошло без династии Хасмонеев, один из представителей которой – Иегуда Маккавей – выступил против насильственной эллинизации еврейского народа и возглавил в дальнейшем вполне успешное восстание против режима греко-сирийского царя Антиоха Епифана в 166-160 гг. до н.э.
Борьба иудеев против тирании Селевкидов отображена в первых двух Маккавейских книгах (еврейские исторические книги, которые отсутствуют в Танахе), а также в сочинении “Иудейские древности” еврейского историка Иосифа Флавия.
Исторические события тех времен и, более того, отвага евреев, вставших на защиту своей культуры и веры, довольно часто привлекали внимание и вдохновляли деятелей искусства и представителей всевозможных творческих профессий.
Тема иудейского восстания против владычества греков пользовалась большой популярностью у европейских драматургов XIX века. Среди наиболее известных литературных произведений, раскрывавших эту тему, можно отметить историческую драму Захарии Вернера «Мать Маккавеев», трагедию Александра Гиро «Маккавеи», драму Отто Людвига «Маккавеи», драму «Хасмонеи» Леопольда Штерна. В современной литературе восстание Маккавеев является сюжетом для романа Говарда Фаста “Мои прославленные братья” (1949), признанного одним из лучших литературных произведений на тему еврейской истории.
Пьеса Отто Людвига “Маккавеи” была написана в стихотворной форме в 1854 году и переведена на иврит израильским поэтом Ицхаком Ламданом. Драма была переведена прозой и называлась “Начало восстания”. В произведениях Отто Людвига угадывается некоторое подражание Шекспиру, автор как бы исследует процесс формирования характеров под влиянием исторических условий и окружающей среды. Трагизм его произведений заключается в борьбе чувств и страстей его героев с существующим политическим строем или общепринятым мировоззрением.
По мотивам сюжета пьесы Отто Людвига композитором и дирижером Антоном Рубинштейном была написана опера в трех действиях “Маккавеи” на основе либретто С.Мозенталя. Премьера состоялась 17 апреля 1875 года в Берлинской опере.
Еще одним значимым музыкальным произведением, повествующим о событиях той борьбы, является оратория Георга Фридриха Генделя “Иуда Маккавей”. Либретто для этого произведения было написано литератором Томасом Морреллом. Премьера оратории состоялась 1 апреля 1747 года в лондонском театре Ковент Гарден. “Иуда Маккавей” завоевал большой успех уже при жизни композитора и был исполнен рекордные 30 раз.
Портрет Георга Фридриха Генделя
В изобразительном искусстве представители династии Хасмонеев показаны и как могущественные мудрые старцы, и как бесстрашные и сильные молодые воители. О событиях той поры нам могут поведать гравюры Густава Доре (“Маттафия убивает отступника”, “Поражение Илиодора”), а также некоторые иллюстрации Жана Фуке к труду “Иудейские древности” историка Иосифа Флавия.
Гравюра Густава Доре “Маттафия убивает отступника”
Жан Фуке – один из первых художников французского Возрождения, основатель Турской художественной школы. Опираясь на новые в то время законы перспективного построения пространства картины, верно рассчитывая масштаб человеческих фигур, Фуке создает впечатляющие произведения, одним из которых является миниатюра “Взятие Иерусалима”. Она впечатляет своей грандиозной панорамой битвы. Главное действующее лицо его произведений – народ в целом, в своей огромной и угрожающей массе. Целью художника в этой миниатюре было показать наблюдателю само состояние войны. Поэтому иногда ритм всего происходящего в миниатюре может показаться замедленным.
Миниатюра Жан Фуке “Взятие Иерусалима”
Победу иудейского восстания также изобразил в своей картине “Триумф Иегуды Маккавея” знаменитый представитель живописи эпохи барокко Питер Пауль Рубенс. Полотно было написано в 1635 году для собора города Турне по заказу местного епископа. Хаос и безудержная живость, подвижность его картин, которые можно заметить, впервые на них взглянув, на самом деле подчинены строго построенной композиции. Это полотно поражает богатством красок и своей масштабностью, показывая воздействие войны огромные массы людей, на всех и каждого, – ведь от нее невозможно скрыться. Ну, а образы главных героев – Иегуды и его армии, написаны впечатляюще монументально, они показаны во всем великолепии своего героизма и целеустремленности. Но так и положено для героев и победителей.
Питер Пауль Рубенс “Триумф Иегуды Маккавея”