Существует такой любопытный факт: вавилонский миф о Всемирном потопе странным образом во многом совпадает с тем, что указано в Торе. Как известно, мифы про потоп встречаются у многих народов, в том числе у самых примитивных американских, африканских или австралийских племен, которые практически оторваны от цивилизации Азии и Европы.
И в этом нет ничего необычного, потому что все «послепотопное» человечество произошло от трех сыновей Ноаха, которые были очевидцами той катастрофы. В главе Берешит сказано: «И были сыны Ноаха, вышедшие из ковчега: Шем, и Хам, и Йефет… Эти трое – сыны Ноаха, и от них расселилась вся земля». Однако такого схожего сюжета с Торой, как у вавилонян, нет больше ни у кого…
Историк д-р А. Смит, специализирующийся по изучению потопа, сумел собрать библиотеку из 80 тыс. книг на 72 языках, посвященных этой теме. Причем в 70 тыс. этих книг есть упоминания об остатках ковчега Ноаха.
Сыны Израиля получили Тору, в которой описываются события потопа, в 2448 году от сотворения мира, то есть через 792 года после катастрофы. Стоит отметить, что содержание текста Торы не подвергалось сомнению ни одной из народностей, проживавшей в то время в мире, поэтому и египтяне, и ассирийцы и вавилоняне подтверждали, что такое событие, как потоп, имело место быть.
Конечно, сберечь все детали и подробности события спустя несколько сотен веков – большая проблема. Эффект «испорченного телефона», безусловно, отразился на «правдивости» народных легенд. Точность вавилонского мифа о потопе объясняется довольно тесной связью культуры вавилонян с еврейскими источниками.
Первые евреи, прибывшие в Вавилон, были, в большинстве, великими мудрецами во главе с царем Йехонией. Они были изгнаны в Вавилон еще за одиннадцать лет до разрушения первого Храма и всеобщего изгнания туда.
Правители Вавилона относились с уважением к еврейским мудрецам и ценили слова Торы. У многих местных царей была распространена практика – назначать себе в качестве советников еврейских мудрецов.
Даже после окончания изгнания, длившегося 70 лет, лишь небольшая часть еврейского народа вернулась обратно в Иудею, а остальные продолжали оставаться в Вавилоне.
Больше тысячелетия после изгнания в Вавилоне действовали еврейские общины. Они славились известными йешивами Гаонов, которые стали мировым центром изучения Торы и составления Галахи для всех евреев диаспоры.
Такая тесная связь с еврейской традицией не могла ни отразиться на вавилонском мифе о потопе, который наиболее достоверно описывает события того времени. У других же народов, которые были далеки от Торы, легенды о потопе не столь точны.
По материалам toldot.ru