До наших дней сохранилось довольно мало доказательств библейских повествований. С тех времен прошло так много времени, что очень непросто определить, что послужило причиной разрушений тех или иных городов или целых государств. То ли это были войны, то ли землетрясения.
При том, что землетрясения не являются редкостью для Ближнего Востока, в летописях о них практически ничего не упоминается. Лишь в книгах Амоса, Захарии и Иехезкеля можно встретить описание землетрясения, которое, судя по всему, произошло примерно в 760 до н.э. Факт этого подтвердил через много лет римско-еврейский историк Иосиф Флавий, подчеркнув, что причиной катастрофы стала гордыня царя Узии.
Археологи смогли найти свидетельства этого землетрясения: на севере Израиля были обнаружены следы масштабных разрушений, возраст которых как раз совпадает с VIII веком до н.э. Безусловно, основной ущерб был нанесен ассирийцами, во время их набегов. Но израильские ученые обнаружили палео-геологические признаки того, что на этой территории происходило землетрясение, а значит библейские описания вполне реалистичные.
В книге Амоса сказано: «Слова Амоса, что был одним из скотоводов в Текоа, о том, что было ему в видении об Израилe во дни Узии, царя Иудейского, и во дни Иеровама, сына Йоаша, царя Израиля, за два года до землетрясения»
По мнению ученых, книга Амоса была написана в VIII веке до н.э. В ней отмечается, что «Господь возгремит из Сиона», после чего «иссохнет вершина горы Кармель». Пророк предрекал, что гнев Всевышнего коснется Газы и всех окрестных народов. Согласно книге Амоса, относительно Северного царства сказано: «Только вас признал Я изо всех семейств земли, поэтому взыщу Я с вас за все грехи ваши». Из высказываний пророка получается, что весь регион пострадает от гнева Всевышнего.
Между тем Иосиф Флавий утверждал, что царь Узия возгордился по причине постоянно сопутствующего ему успеха. Как-то раз Узия пришел в Храм, чтобы лично принести жертвы Всевышнему. Флавий пишет: «Пользуясь таким благополучием и такими удачами, царь сильно возгордился и, вознесясь, благодаря своему скоропреходящему счастию над тем, что вечно и навсегда сохраняет свою силу, а именно над благочестием и над соблюдением божественных постановлений, он пошатнулся в своем положении и впал в прегрешения отца своего, к которым и последнего привели блестящие успехи и величие власти, хотя он и не сумел удержаться на своей высоте. Когда однажды наступил день торжественного всенародного праздника, царь вздумал облачиться в священническое одеяние и войти в святилище, чтобы там принести жертву Господу Б-гу на золотом алтаре. Но этому воспротивились первосвященник Азария и бывшие при нем восемьдесят священнослужителей, говоря, что это право принадлежит лишь потомкам рода Аарона, и с громким криком требовали, чтобы царь удалился и не поступал противно велениям Предвечного. Царь разгневался и стал угрожать священникам смертью, если они не замолчат. Вдруг почва содрогнулась от сильного землетрясения, облака разделились и блестящий луч солнца скользнул между ними и ударил в глаза царю, так что последний мгновенно заболел проказою, а вблизи города, в том месте, которое именуется Ерогою, отделилась половина скалы, обращенной к западу, прокатилась на расстоянии четырех стадий к востоку и навалилась на такое место, где находились царские дороги и парк, и засыпала их».
Профессор Волфганг Цвикель из Майнца вывел точный археологический критерий, благодаря которому можно установить, война или землетрясение послужили причиной разрушения. Если же это была война, то слой разрушения будет не «равномерным»: так, города, сдавшиеся врагам без боя, практически полностью уцелели. Другое дело, если произошло землетрясение: тогда не остается такого населенного пункта, который не подвергся бы разрушению.
Что касается доказательств катастрофы, произошедшей в VIII веке до н.э. в северных районах Израиля, то их множество. В городах Хацор, Акко и Мегиддо были обнаружены слои разрушений, относящиеся к 760 до н.э., т.е., как раз, к эпохе Амоса.
Версию о том, что виновниками разрушений были ассирийцы, можно полностью исключить. Эксперты Еврейского университета уверены, что орудия позднего бронзового или раннего железного века не способны причинить такой ущерб.
Еще одним доказательством в пользу версии про землетрясение является дно Мертвого моря, в котором геологические слои лежат в правильном порядке. Если же этот порядок и был нарушен, то только землетрясением. В частности, было определено, что в 861-705 году произошло одно землетрясение, а второе – в 824-667 до н.э. Эпицентр землетрясения установить не удалось.
Профессор Цвикель резюмирует: города не только пострадали от б-жественного гнева, но и от местных жителей, которые еще больше разорили эту территорию вскоре после катастрофы.
По материалам ja-tora.com