Из всех обвинений, выдвинутых против еврейского народа, одним, наиболее известным и имевшим самые ужасные последствия, было обвинение в ритуальном убийстве. Популярная версия навязывает еврейскому ритуалу нужду в христианской крови к службе на Песах.
Предмет многих исследований и бесконечной полемики, его абсурдность была окончательно установлена, а вот истинная природа обвинения никогда не была достаточно ясной. Легенда, как мы ее знаем, пережила несколько редакций. В своем первозданном виде она была продуктом древнего суеверия и представления еврея в роли колдуна.
Магическое использование человеческого тела
Одно из самых распространенных верований заключалось в большой пользе для лечебных и магических целей элементов человеческого тела. Средневековая магия изобилует рецептами оккультного использования человеческого жира, человеческой крови, внутренностей, рук, пальцев; средневековая медицина использовала в качестве одного из своих главных лекарств кровь человека, предпочтительно свежую кровь, или менструальную. Обвинение в ритуальном убийстве было результатом этих самых верований.
Существует по крайней мере одно обвинение против еврея, датируемое 13-м веком, которое заключается в том, что он одурманил служанку наркотиками, и намеревался использовать ее в магических или лечебных целях. Это был мотив, который, как полагали, побудил множество предполагаемых ритуальных убийств.
Одна из первых средневековых ссылок на это обвинение, сделанная Томасом из Кантимпра в начале того же века, приписывала потребность в христианской крови для лечения некой широко распространенной еврейской болезни (некоторые более поздние описания изменили название болезни на геморрой), которая могла быть вылечена только применением этой крови.
Евреи из Фульды (Гессен-Нассау), обвиненные в 1235 году в убийстве пятерых детей, как говорят, признались, что они сделали это для того, чтобы получить их кровь для исцеления. Современный рассказ Мэтью Пэриса о предполагаемом распятии евреями Хью Линкольна в 1255 году приписывал им намерение использовать кишечник мальчика для гадания.
Пропустим полтора века и перейдем к маю 1401 года, когда городской совет Фрайбурга (в Брайсгау) прислал герцогу Леопольду просьбу о полном изгнании евреев из их города. Главным обвинением против них было то, что они периодически убивали христианских детей, поскольку "все евреи нуждаются в христианской крови для продления своей жизни."
Единственное христианское заявление по обвинению в ритуальном убийстве евреев Тырнау в 1494 году объясняет их потребность в этой крови несколькими причинами:
"Во-первых, они (евреи) были убеждены суждением своих предков, что кровь христианина была хорошим средством для облегчения раны после обрезания. Во-вторых, они придерживались мнения, что эта кровь, добавленная в пищу, очень эффективна для пробуждения взаимной любви. В-третьих, они обнаружили, так как мужчины и женщины среди них одинаково страдали от менструации, что кровь христианина является специфическим лекарством от нее, при употреблении внутрь. В-четвертых, что у них было древнее таинство, по которому они были обязаны проливать христианскую кровь в честь Бога в ежедневных жертвоприношениях в том или ином месте."
Еще в начале 18 века сообщалось, что в Польше и Германии рассказывали сказки и пели песни на улицах, о том "как евреи убивали детей и посылали кровь друг другу, чтобы их женщины использовали ее при родах."
Лучшее понимание преследований евреев
Из этих примеров видно, что за обвинением в убийстве детей стояло подозрение в магии. Нет никаких упоминаний о Песахе, о замешивании крови в мацу или питье ее на Седер Песах, все это уже более поздние домыслы. Записи ранних обвинений бессмысленны, если не рассматривать их на фоне средневековых суеверий.
Современный писатель, тщательно изучивший христианскую магию и колдовство и доказавший, что он столь же легковерен и суеверен, как и исследуемый им период, выражает именно средневековый взгляд, который является и его собственным: евреев преследовали "не столько за соблюдение еврейских обрядов, как часто предполагают, сколько за практику темных и отвратительных традиций еврейской магии. Тесно связаны ли эти ритуальные убийства с древним колдовством? Во многих случаях доказательства достаточно убедительны, что тело, и особенно кровь жертвы, использовалось в магических целях."
Монтегю Саммерс, автор этих строк, верит этому "свидетельству" безоговорочно. Если современный католик может так слепо принимать истинность этих обвинений в использовании христианской крови евреями в магических целях, то каким же всепоглощающим должно было быть это "доказательство" для его средневековых предшественников?
Евреи и колдовство
Большинство обвинений, выдвинутых против евреев, укладываются в ту или иную из этих категорий. Удивительно то, что конкретные преступления колдовства, в которых обвиняли евреев, были в конце концов столь ограничены по своему характеру. Или, может быть, это не так удивительно, если учесть, что эти обвинения исходили не из наблюдаемых деяний евреев, а из общей картины "колдуна", которую так ярко рисовал церковный крестовый поход против колдовства и позднейших ведьмовских культов.
До начала инквизиции в 13 веке эксцессы, приписываемые колдовству, карались светскими властями просто как преступные деяния. Когда Церковь взялась искоренять колдовство, она заклеймила его последователей как поклоняющихся Дьяволу.
Колдуны и ведьмы, привлеченные к суду инквизиции, обвинялись и признавались в поклонении Сатане, осквернении тела и других освященных предметов, жертвоприношении младенцев, каннибализме, использовании человеческих ингредиентов, в частности крови и жира, в своих мазях и зельях, умерщвлении своих врагов с помощью восковых изображений, отравлениях, во всех деталях того, что стало стереотипным перечнем преступлений.
Нельзя не заметить особенно постоянного повторения обвинения в жертвоприношении детей и важности человеческой крови в ритуале ведьм; это были, по-видимому, самые основные отличительные элементы в технике колдунов и ведьм.
Нам достаточно вспомнить знаменитый суд в 1440 году над маршалом Жилем де Рэ, помощником и сподвижником Жанны д'Арк, на котором он был обвинен и осужден за убийство нескольких сотен детей, кровь и тела которых он использовал в магических целях. Именно эти обвинения определили характер колдовской пропаганды против евреев.
Источник: myjewishlearning.com
Перевод Анастасии Яценюк