В еврейской традиции еще с древности отмечался праздник Радости Торы, Симхат Тора. В Израиле этот праздник наступает на восьмой день от начала Суккот, а в диаспоре Симхат Тора празднуется на девятый день от Суккот.
В этот праздник в синагоге достают все имеющиеся свитки Торы из ковчега, а затем с ними делают семь кругов, обходя биму – столик, где читают Тору. Все это делается под танцы и пения во славу Торы и Всевышнего, который нам ее и даровал.
Точной даты рождения праздника Симхат Тора нет – даже в Талмуде нельзя найти прямого описания этого обычая. Лишь в книге каббалистического характера Зоар можно встретить некоторые упоминания про Симхат Тора. Причем там указывается, что этот обычай совсем не новый, а хорошо известный и распространенный. Не исключено, что он был введен еще в начале еврейской истории.
Еще со времен Моисея было принято трижды в неделю (по понедельникам, четвергам и субботам) читать одну из глав Торы. Свою конечную форму это постановление обрело в интерпретации Эзры, после возвращения из Вавилонского изгнания.
Так получается, что к завершению праздника Суккот заканчивается чтение всех глав Торы. По этому случаю необходимо устраивать пышное застолье и веселье. Впервые такое пышное празднование устроил царь Соломон, получивший от Б-га мудрость Торы. Этот пир ознаменовал достижение Соломоном совершенного и полного знания, как у того мудреца, кто смог изучить всю Тору. Аналогично и все евреи должны радоваться завершению очередного цикла чтения Торы, а также благодарить Б-га за подаренную мудрость.
Однако на первый взгляд может показаться, что последний день праздника Суккот не имеет специфической связи с отмечанием Радости Торы, кроме как того совпадения, что каждый год окончание чтения Пятикнижия выпадает на этот день. В связи с этим возникает вполне логичный вопрос, почему же мудрецы установили порядок чтения Торы таким образом, что ее окончание приходится на Суккот? Причем есть всем известное правило о не смешивании одной радости с другой, когда любое радостное событие нужно праздновать отдельно. А в данном случае произошло явное смешение восьмого дня Суккот с Симхат Тора. Более того, есть еще одна «несостыковка». Современный обычай заканчивать чтение Торы взят из традиции древних вавилонских общин, тогда как в Земле Израиля это делали один раз в три года. Однако это не мешало отмечать Симхат Тора каждый год.
Вывод, который можно сделать из указанных выше моментов, заключается в наличии обратной причинно-следственной связи между двумя событиями. Выходит, что причина радости кроется не в окончании чтении Торы на восьмой день от начала Суккот, а в самом восьмом дне праздника, непосредственно связанного с Торой.
Тогда нужно заглянуть в первоисточники. Так, в главе Бэмидбар описывается, что в течение первых семи дней праздника Суккот для жертвоприношения в Храм приносили 70 быков, а на восьмой день – всего лишь одного. В Талмуде объясняется, что 70 быков олицетворяют 70 основных народов мира, которые упоминаются в главе Ноах, а эти жертвоприношения позволяли им не только получить такие желанные обильные дожди, но и избежать множества несчастий. Зато восьмой день Суккот предназначен для жертвоприношения только от еврейского народа.
Евреи превращались в единый народ, начиная с исхода из Египта и заканчивая получением Торы от Всевышнего на горе Синай. По мнению Рамбана и Маараля, дарование Торы на пятидесятый день объясняются тем, что этот день стал восьмым по отношению к семи прошедшим неделям. Цифра 7 также означает наш мир, который был создан именно за семь дней. Рассуждая в этом ключе, приходим к пониманию, что цифру 8 следует отнести к другому миру, не вписывающемуся в границы материальности, откуда, по сути, и была дана Тора.
Из этого получается, что Радость Торы нужно понимать в двух аспектах. Первый заключается в важности самой Торы, благодаря которой еврейский народ стал избранным. Второй же аспект подразумевает установление знака равенства между понятиями Радость Торы и радость Всевышнему, так как сегодня Б-г скрыт от нас, и приблизиться к нему можно только через изучение Торы как изъявления Его воли.
Выходит, что Симхат Тора и восьмой день праздника Суккот крепко связаны по своей сущности. Вероятно, что как только была получена заповедь празднования Радости Торы, появилась традиция в честь Торы устраивать пляски с пением. Другие же детали празднования Симхат Тора, в том числе обход вокруг бимы, возможно, появились не сразу, а через некоторое время.
Праздник Симхат Тора важен не только тем, что в этот день заканчивается чтение Пятикнижия, но и тем, что начинается его новый цикл. С этим связана определенная традиция, когда одного из знатоков Торы назначают Хатан Тора, а другого – Хатан Берейшит. Хатан Тора, в переводе «жених Торы», доверяется завершить чтение, а Хатан Берейшит, «жениху Берейшит» – начать чтение заново. Такое объединение конца с началом показывает бесконечность Торы, которая, в свою очередь, содержит безграничную мудрость Всевышнего.