В истории еврейского народа есть множество интересных событий и самобытных личностей. Некоторые из них поражают доблестью и выносливостью, некоторые завораживают мудростью и прозорливостью, а некоторые – необычностью. К последним относиться жизнь и деятельность одного из самых загадочных раввинов Италии раннемодерной эпохи – р. Леона де Модены.
Среди историй о благочестивых раввинах, поражающих своей мудростью, он выделяется самым необычным образом жизни. Иегуда Арье из города Модена родился в зажиточной семье, изгнанной из Франции. Весомую роль семьи де Модена подчеркивает тот факт, что император Карл V посвятил его деда Мордехая, знаменитого талмудиста и филантропа, в рыцари Ордена Золотой Шпоры.
Будучи 3-летним мальчиком, Леон проявлял недюжинные способности в изучении Торы. Обучаясь у лучших раввинов, он уже к бар-мицве пишет внушительный трактат о вреде азартных игр. А к концу XVI века Леон де Модена становится раввином Венеции и одним из самых выдающихся деятелей раввината Республики. На его проповедях, как писали современники, «можно было встретить католических священников и дворян, а его учениками стали придворные и архиепископы».
Он активно критиковал различные направления иудаизма, появлявшиеся в то время (особенно взгляды Уриэля д'Акоста). Особенно известен Леон де Модена критикой мистического подхода к иудаизму в своей работе «Ари Нохем».
Благодаря светским учителям де Модена стал самым известным толкователем иудаизма для христианского мира. По поручению английского дворянина он подготовил книгу о еврейских обычаях и ритуалах «Historia de gli riti Hebraici» (1637 г.). Это произведение стало первым еврейским текстом, адресованным нееврейским читателям, со времен Иосифа Флавия и Филона Александрийского. Именно книга рабби Леона многое сделала для стимулирования общественного интереса к переселению евреев на Британские острова.
Тем не менее, из-за нестабильного характера Леон де Модена как переводил произведения христиан (известен его перевод романа Ариосто «Неистовый Роланд»), так и критиковал христиан (книга «Маген ва-хереб», опровергающая христианские догмы). Более того, он начал вводить полифонию в синагогу в Ферраре и написал два трактата о музыке, оправдывающие полифоническую практику на еврейских торжествах.
Но широкую известность этот раввин получил благодаря автобиографической книге «Хайе Иегуда». Именно в ней Леон де Модена описывает любовь к кузине-невесте, которая скоропостижно умерла, и брак с ее сестрой. Этот несчастливый брак с Рахелью Леви подарил Леону де Модене четверых сыновей и трех дочерей. Дальнейшими бедами раввина стала гибель его детей: сначала от неудачного алхимического эксперимента отравляется сын Мордехай, другого сына – Звулуна – убивают бандиты. Третий сын Ицхак от нищеты уехал в Бразилию. Финалом таких событий стало помешательство и скорая смерть жены.
Аскетичный образ жизни Леон де Модена вел еще из-за смены различных профессий (он поменял около 26 видов деятельности). Известный раввин был даяном, учителем иудеев и христиан, корректором, книготорговцем, брокером, торговцем, шадханом и производителем амулетов. Леон де Модена был также директором театральной и музыкальной академии в гетто Венеции. Столь частая смена обуславливалась еще одной страстью раввина, а именно – увлечением игрой в карты.
Леон де Модена оставлял огромные состояния в игорном доме Ридотто, хотя в своих сочинениях он боролся с «профессиональными игроками», которых мудрецы сравнивали с грабителями (Баба Кама, 79б). Любопытно, что, когда главы Венецианской общины решили наложить херем на игроков, Леон де Модена написал трактат-возражение, который доказывал на нелегитимность действий глав общины, и херем был отменен.
Сам он считал, что родился не под счастливой звездой, раз его жизнь полна разочарований и бедствий. Несмотря на это, произведения Леона де Модена оказали значительное влияние на развитие еврейской жизни. Одним из его выдающихся учеников был р. Шауль Леви Мортара. Кроме того, сочинения де Модены широко использовались против мистических направлений в иудаизме как мудрецами в Йемене (особенно Яхья Капахом), так и в последствии деятелями Гаскалы.
Неуемный раввин все дни напролет проводил в игре и работе до самого конца жизни. Две страсти сжигали его праведную душу…