Всем известно, что Ханука – еврейский светлый праздник в память о чуде с горшочком масла и возобновлении Маккавеями службы в Храме. За столетия непременными атрибутами празднования стали зажигание ханукий, совивоны (волчок, на идише – «дрейдл»), суфганиет (пончики на масле), лактес (картофельные оладьи), хануке гелт и многое другое. С каждым годом праздник «обрастает», как и любая другая традиция, все новыми и новыми особенностями, смысл и предназначение одних утрачивается, а других, наоборот, изменяется…
Начнем с того, что впервые Хануку отметили сами Маккавеи и их соратники на следующие сутки после освобождения Храма. Праздновали они не ханукальное чудо, а радость освобождения своей святыни от язычников и возможность снова проводить храмовую службу. Некоторые ученые считают, что воины-евреи отмечали Суккот, который пропустили из-за военных действий, уподобляя празднество 8-дневному празднованию открытия Храма царем Соломоном. В дальнейшем при Маккавеях, особенно при Шимоне, праздник вошел в еврейский обиход.
Современное понимание слова «ханука» означает «обновление», хотя раньше некоторые раввины сводили его к «хану-ка» («отдохнули двадцать пятого», т.к. он начинает отмечаться 25 кислева) или «хинух» («воспитание»). Тем не менее, во времена Маккавеев праздник называли «ташлумим» (возмещение за пропущенный праздник). Йосиф Флавий называет его «Хаг Урим», т.е. праздник света, хотя история о чуде с горшочком масла не упоминается в источниках эпохи Маккавеев. Первые упоминания о чуде возникли лишь несколько столетий спустя. Причем тогда уже возник спор школ Шаммая и Гиллеля о правильности зажигания свечей. Дальнейшее поколение амораев привнесло подробную практику зажигания свеч в доме (с точностью расстояния до ладони и локтя), что позволило празднику «выжить» в эпохи гонений, а также появление шамаша, дополнительной девятой свечи.
Поздравительная ханукальная открытка нач. ХХ века
Много обычаев, которые существуют и по сей день, возникло в Средневековье. Прежде всего, в это время стали возникать гимны о чуде, причем нередко использовались рождественские мелодии. Ханукальные обряды копировали также еврейские праздники, особенно Пурим. Так, «Антиохов свиток», с которого и начинается история о чуде, читали в синагогах подобно Мегилат Эстер, ставили представления, как пуримшпили и т. п.
С ХІІІ в. начинает фиксироваться обряд раздачи детям «хануке гелт» - карманных денег. А история чуда с маслом стала обыгрываться в кулинарных изделиях. Прежде всего, подобными изделиями, жаренными на масле, стали аналоги немецких брецелей, превратившихся впоследствии в бейглы и суфганиет (пончики). Порой возникали и своеобразные обычаи. Так, при праздновании Хануки на столе у сефардов появились головки сыра в память о Юдифи, которая никак не была связана с войной Маккавеев. У ашкеназов эта «сырная» традиция вошла в виде латкес – перетертого сыра с зеленью, который лишь в ХІХ в. трансформировался в современного вида картофельные драники.
Кроме того, в Средние века при праздновании Хануки возник обычай игры в карты, с которым тщетно боролись раввины примерно до XVI в., пока не появился аналог этой игре – волчок. Причем даже эта, ставшая детской, игрушка пережила ряд трансформаций. Как менялись буквы на гранях волчка с немецкого на идиш и иврит, так менялось и его название. Причем, самое популярное идишское название «дрейдл», которое уже редко употребляют, зафиксировано было лишь в начале ХХ в., даже позднее чем более популярное теперь ивритское – «совивон», придуманное сыном «отца современного иврита» Элиэзером бен Иегудой.
События ХХ в. значительно повлияли на традиции Хануки. Со сменой поколений и миграций населения, некоторые атрибуты праздника поменяли свои названия и черты. Так, мигранты в США стали уделять этому празднику особое внимание, поскольку он совпадал с нееврейскими торжественными датами, в том числе с Рождеством и Днем благодарения. Благодаря таким «совпадениям» праздник перенимал черты других торжеств: дарить подарки, запекать индейку и т.п. В современном мире ханукии украшают улицы и площади многих городов, устраиваются конкурсы на самый большой пончик, самое большое количество зажженных свеч и многое другое «самое, самое»… Для нееврейского населения Ханука является самым еврейским праздником, евреям же важно другое – не забывать истоки этого праздника, чтоб передать его дух последующим поколениям.