Исландия - потрясающе красивая, малонаселенная скандинавская страна в Северной Атлантике. Она насчитывает всего 360 000 человек и была заселена лишь немногим более тысячи лет назад. Может показаться, что Исландия - это страна, в которой нет евреев, но на самом деле евреи жили в Исландии в течение многих поколений. Вот 9 малоизвестных фактов о евреях и Исландии.
"Сага о евреях"
В Средние века исландские писатели и поэты писали длинные, захватывающие истории, подробно описывающие аспекты истории Исландии. Некоторые из них кажутся реалистичными; другие фантастичны по своей природе и явно предназначены для развлечения, а не обучения. Взятые вместе, эти длинные истории называются "сагами" – на самом деле слово "сага" в английском языке происходит от древнескандинавского языка, на котором когда-то говорили в Исландии. Исландские саги остаются популярными по сей день: на протяжении многих поколений их изучали в школах по всей стране и просто читали для удовольствия.
Одна из саг показалась бы евреям знакомой: сага Gyoinga, что означает "история евреев." В ней рассказывается история Хануки, в захватывающей прозе и в мельчайших деталях объясняется уникальная исландская версия одного из самых важных событий в еврейской истории.
Написанная исландским священником по имени Брандр Йонссон, эта сага была его способом комментировать исландскую политику Среднего века. "Он жил в очень интересное время в истории Исландии", - объясняет доктор Ричард Коул, доцент кафедры истории средневековой Европы в Университете Орхуса в Дании. В начале 1200-х годов Исландией управляла группа региональных кланов, которые боролись за власть. К 1200-м годам "эта система терпела времена разрушения", - объясняет доктор Коул. Йонссон выступал за то, чтобы поставить Исландию под контроль норвежской короны, и, по-видимому, написал сагу как способ косвенно прокомментировать важность сохранения верности королю.
Хотя большая часть саги следует стандартным описаниям истории Хануки, Йонссон, похоже, придумал некоторые дополнительные детали. В одном причудливом отрывке он описывает союзника маккавеев, попавшего в засаду и убитого бандитами на дороге. Доктор Коул отмечает, что кровавое описание этого убийства в саге очень напоминает смерть племянников Брандра Йонссона в реальности, которые попали в засаду и были обезглавлены во время гражданских войн в Исландии.
Еврейские торговцы, привозящие товары в Исландию
Исландия оставалась малонаселенной на протяжении всего Средневековья. Евреи были известны как Gyðinga, термин, производный от исландского слова, обозначающего Бога, Guð. Предполагается, что евреев не было в стране вплоть до 1523 года, когда Исландия перешла под юрисдикцию древнего датского союза. Евреи уже давно поселились в Дании, и со временем еврейские торговцы помогли превратить Исландию в более современную страну, где коммерческие товары стали более доступны.
Яаков Франко - первый известный еврей, поселившийся в Исландии. Еврей-сефард, он вырос в Нидерландах и поселился в Копенгагене. В 1704 году Франко возглавил новую торговлю табаком в Исландии и на Фарерских островах. В 1710 году два других еврейских торговца из Дании, Авраам Кантор и Авраам Левин, взяли на себя торговлю исландским табаком. В 1731 году сын Авраама Кантора, Исак, занимался импортом исландского табака.
Иностранные товары оставались в Исландии настолько скудными, что исторические свидетельства вспоминают о прибытии в Исландию корабля под названием Ulricha в 1815 году. Известный местным жителям как "еврейский корабль", Ulricha был арендован базирующимся в Копенгагене еврейским торговцем по имени Рувен Моше Энрикес. Он отправил драгоценный груз импортных шляп, бумаги и материалов для пошива платьев, и открыл небольшой магазин на севере страны.
Евреям здесь не рады
К середине 1800-х годов в Исландии жило несколько еврейских торговцев. Несмотря на то, что в стране почти не было еврейского населения, антисемитизм был широко распространен. Одним из примеров был выдающийся исландский ученый профессор Бьорн М. Олсен, который написал язвительную антиеврейскую статью в самом первом периодическом издании Исландии Thyotholfer. Он выступал против "еврейской общины торговцев", тайно действующей в северном графстве Хунаватнссисла: "Вся их деятельность излучает еврейство".
Датский исследователь доктор Вихьялмур Орн Вильхьялмссон отмечает, что вряд ли такая еврейская фирма существовала, но описывает атмосферу лихорадочной антиеврейской истерии, которая существовала в некоторых кварталах Исландии в то время. (Цитируется в книге Исландия, евреи и антисемитизм, 1625-2004, проф. Вильхьяльмссон в Обзоре еврейских политических исследований, Том 16, № 3/4 (осень 2004 года), стр. 131-156).
Несмотря на свой чрезмерный антисемитизм, проф. Ольсен стал первым президентом Исландского университета.
В 19 веке Дания контролировала Исландию, и в 1850 году она попросила Исландию принять закон, разрешающий еврейскую иммиграцию. Предложенное новое правило в конечном итоге потерпело фиаско в Альтинге, парламенте Исландии. И хотя исландские законодатели изменили свое мнение в 1855 году и сделали законным поселение евреев в стране, немногие евреи воспользовались этой возможностью.
Один датский еврей таки попытался переехать в Исландию в 1906 году. Фриц Хейман Натан (1883-1942) совместно с датчанином Олсеном основал популярную торговую компанию в столице Исландии Рейкьявике в 1913 году. Фирма процветала, и Якобсон построил то, что тогда стало самым высоким зданием во всей Исландии - пятиэтажный офис на знаменитой улице Аустурстраети в историческом центре столицы. После женитьбы в 1917 году Натан понял, что в Исландии невозможно жить полноценной еврейской жизнью, и вернулся в Данию, управляя компанией "Nathan & Olsen" из-за границы.
Нет места для евреев
С ростом нацизма в Германии в 1933 году образовалась небольшая исландская нацистская партия, хотя она так и не получила ни одного места в парламенте Исландии. Некоторым немецким евреям удалось бежать в Исландию в конце 1930-х годов, но их встретили холодно.
Одним немецким евреем, переехавшим в Исландию, был Ганс Роттбергер, который прибыл со своей семьей и занялся кожевенным ремеслом. Когда исландский торговец кожей обвинил Роттбергера в том, что он конкурирует с ним за клиентов, власти Исландии пригрозили депортировать его, и Роттбергер обратился к датскому политическому представителю в Рейкьявике, К. А. Бруну, который пытался помогать еврейским беженцам в стране. Брун пригласил премьер-министра Исландии Германа Йонассона на ужин с датскими официальными лицами и записал то, что произошло дальше, в своем дневнике:
"После обеда я подошел к премьер-министру. Он проявил необычайное понимание моих аргументов и уполномочил меня объявить маленькому еврею, что он определенно должен уехать – это принцип в Исландии; Исландия всегда была чистой скандинавской страной, свободной от евреев, и те, кто въехал в последние годы, должны уехать..." Брун был потрясен этой жестокостью. Он, как и многие датчане, кажется, был терпим к нацизму в 1930-х годах. (Действительно, Дания сохраняла нейтралитет, когда началась Вторая мировая война, и официально была немецким протекторатом до 1943 года.) Тем не менее, увидев ненависть к евреям вблизи, он встревожился. "Хотя антиеврейская политика нацистов и может быть необходимой, человек приходит в шок, когда сталкивается с реальными случаями; Северные страны не должны быть бесчеловечными" ("Исландия, евреи и антисемитизм, 1625-2004" проф. Вильхьяльмссон, в Обзоре еврейских политических исследований, том 16, № 3/4, стр. 131-156. )
В 1938 году, когда Австрия стала частью нацистской Германии, Дания официально закрыла свои двери для еврейских беженцев, стремящихся покинуть эту страну. Вскоре после этого то же самое сделала и Исландия. Поскольку становилось все более очевидным, что евреи не могут продолжать жить в безопасности в Европе, Исландия отказала во въезде еврейским беженцам и даже выслала нескольких уже прибывших еврейских беженцев. Исландия даже заплатила за отправку евреев специально в Германию.
Одним из таких евреев был Альфред Кемпнер, беженец из Германии. Сбежав сначала в Данию, Кемпнер затем переехал в Исландию, где у него были родственники. Он не смог заработать достаточно денег, и в 1938 году его домовладелец заявил на него в полицию, которая арестовала его за "преступление" - бедность. После томления в рейкьявикской тюрьме директор Отдела иммиграции Исландии и начальник полиции Рейкьявика разработали план: они посадили Кемпнера на пароход в Копенгаген (где Кемпнер планировал подать заявление на получение вида на жительство), но включили секретное письмо, написанное на немецком языке, вместе с его бумагами. "Я беру на себя смелость просить полицейское управление позаботиться о его дальнейшей передаче в Германию..." - проинструктировала исландская полиция. "Все расходы, связанные с этим, конечно, будут покрыты исландскими властями." Вполне вероятно, что Альберт Кемпнер, так близко подошедший к свободе в Исландии, погиб в Германии.
Первая еврейская служба за 1000 лет
Поскольку Исландия отказалась присоединиться к союзникам в их борьбе против Гитлера, Великобритания вторглась в страну в 1940 году, установив надзор за обороной Исландии. Это перешло под контроль США в 1941 году. С британскими и американскими войсками, размещенными в стране, Исландия внезапно стала временным домом для большего количества евреев, чем когда-либо прежде.
Хотя в Исландии не было синагоги, в стране был один свиток Торы. Британские и канадские военнослужащие позаимствовали его в конце 1940 года для службы в Йом Кипур в Рейкьявике. Собрание из 25 человек представляло собой смесь еврейских солдат и беженцев; историки предполагают, что это было самое первое нехристианское богослужение почти за тысячу лет.
Американские военные отправили американского раввина в Исландию в 1941 году, уже к 1944 году в стране было около 2000 евреев (из общего числа 70 000 военнослужащих). В том году американские военные провели службу Рош-а-Шана на американской военно-морской базе в северном городе Кефлавик. На праздник из США была доставлен специальный свиток Торы, и на служениях присутствовали 500 еврейских солдат, а также небольшое количество беженцев.
Когда Исландия стала независимой в 1944 году, только 9 евреев были зарегистрированы как постоянно проживающие в стране. Но к ним присоединилось так много иностранных военнослужащих, что в конце 1940-х и начале 1950-х годов в Исландии действовали две синагоги, в Рекявике и в Кефлавике; армия США оставила раввина в Кефлавике еще на несколько лет.
Продолжение следует
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк