Шестиконечная звезда, гексаграмма, состоящая из двух симметричных равносторонних треугольников, под названием «маген Давид», или «щит Давида», давно стала символом евреев и иудаизма.
Маген Давид часто изображался на древних еврейских книгах и ритуальных предметах. Этот знак как принадлежность к еврейству носили жители средневековых гетто и жертвы нацизма. Звезда Давида часто фигурировала в антисемитских карикатурах. Эта же звезда выгравирована на различных еврейских надгробиях во всем мире.
Еще со времен глубочайшей древности шестиконечную звезду как декоративный элемент и даже мистический символ использовали в своей культуре многие народы. Однако чаще всего она встречалась у древних евреев, которые изображали ее на предметах домашней утвари. Самая древняя гексаграмма обнаружена на печати 7 века до н.э., которая принадлежала некому Йеошуа бен Йешаяу из Цидона. Во времена Второго Храма шестиконечная звезда изображалась не только на еврейских зданиях и предметах, но и на нееврейских.
Вплоть до XIII-XIV веков гескаграмма считалась интернациональным символом, так как ее можно было встретить, как на христианских амулетах, так и в мусульманских орнаментах («печать Соломона). Однако потом этот знак стал чаще появляться на фасадах немецких синагог, а также на еврейских манускриптах. Но и тогда маген Давиду придавалось лишь декоративное значение. Потом звезда стала украшением амулетов и мезуз, а уже в позднем средневековье ее изображали в еврейских текстах по Кабале.
Термин «маген Давид» впервые появился в эпоху вавилонских гаонов. О нем известно из текста про магический «алфавит ангела Метатрона», где гексаграмма предстает в качестве «щита царя Давида». Особенно популярным это толкование стало у общин ашкеназов. Считалось, что у воинов армии царя Давида были щиты шестиконечной формы. Хотя на печати самого Давида были изображены пастушеский посох и сума, а вот царская печать сына Давида, Шломо, была изготовлена в форме пятиконечной звезды.
С XIV по XVIII века еврейские и нееврейские печатники включали маген Давид в фамильные гербы. Известно, что пражские евреи получили от Карла IV право иметь свой флаг, представляющий собой шестиконечную звезду, изображенную на красном полотне. Моравские и австрийские евреи переняли этот знак в XVII- XVIII веках, а затем гексаграмма стала использоваться и у евреев в Италии и Нидерландах. Позднее этот символ появился у восточноевропейских еврейских общин. Каббалисты считали маген Давид «щитом сына Давида», то есть Машиаха.
Национальным символом маген Давид стал в XIХ веке в качестве противовеса христианскому кресту. Тогда же гексаграмма вошла в культуру практически всех еврейских общин. Ее стали изображать на фасадах синагог и других еврейских зданиях, на официальных документах, на предметах обихода и ритуальной утвари и т.п.
Когда в 1822 году Ротшильды получили дворянский титул, они вставили изображение маген Давида в свой фамильный герб.
На первом сионистском конгрессе, состоявшемся в 1897 году, шестиконечная звезда была утверждена как символ еврейского национального движения, после чего она сразу же появилась на обложке первого номера журнала «Ди Вельт» под редакцией Теодора Герцля.
Новое государство Израиль выбрало своим флагом бело-голубое полотно с маген Давидом посредине, однако на гербе страны изображен храмовый светильник – Менора.
Есть традиция украшать шестиконечной звездой сукку в праздник Суккот. Каждый из шести углов звезды соответствует одному из шести важных «гостей»: Аврааму, Ицхаку, Яакову, Моше, Аарону и Йосефу, которые поочередно приходят в сукку в дни праздника. В седьмой же день ожидают седьмого «гостя» – царя Давида.
Читайте также: Ушпизин. Семь героев Суккота
Кроме того, считается, что 12 ребер маген Давида символизируют 12 колен Израиля, которые будут «раскрыты» с приходом Машиаха. В каббалистических учениях шесть углов маген Давида означают шесть пространственных направлений – землю, небо, север, юг, восток, запад. Интересный факт: слова «маген Давид» на иврите состоят из шести букв. Самому по себе числу 6 издревле придавался некий мистический смысл, встречающийся во многих эзотерических учениях.