Под эгидой Ротшильда
В конце XIX века, благодаря немалым усилиям со стороны богатого французского филантропа с еврейскими корнями барона Эдмона де Ротшильда, началось масштабное освоение евреями Эрец Исраэль. На Ротшильда произвело неизгладимое впечатление общение с эмиссаром из Святой Земли И. Файнбергом, а также со Шмуэлем Могилевером, раввином из Белостока. В итоге один из самых богатых французов решил помочь воплотить замысел о создании еврейских поселений в Стране Израиля. Однако Ротшильд возражал против массового переезда евреев в Палестину, и не безосновательно. Тогдашние турецкие власти в Палестине крайне негативно относились к наплыву евреев, иностранцам запрещено было приобретать земли, а сама территория находилась в сильном запущении.
Ротшильд, сумев приобрести земли в Палестине, содействовал формированию целой сети новых поселений на ней. Так называемые «колонии барона», которых к концу XIX века насчитывалось 19, наполнились, в основном, религиозными евреями и первопроходцами, селившимися в опасных изолированных местах ради главной идеи – возвращения евреев на свою землю. Эти колонии, среди которых были Экрон, Ришон ле-Цион, Гедера, Рош-Пина, появились еще до начала мощного сионистского движения. Сейчас все эти поселения превратились в процветающие израильские города. Кроме того, Эдмон де Ротшильд запустил на территории своих земель винный завод Кармель. Общий объем вложенных Ротшильдом средств в Эрец Исраэль составил свыше 70 млн. золотых франков. Могила супругов Ротшильдов находится в Рамат Анадиве, недалеко от поселений Ротшильда, Зихрон Яков.
Рождение сионизма и первая алия
Еще одно еврейское движение, Ховевей Цион, стало набирать популярность в России в 1870-х годах. Активисты этого движения стремились поддерживать тех евреев, кто уже живет в Палестине, а также способствовали выезду евреев из Российской империи в Святую Землю, где оказывали им помощь в обустройстве и налаживании быта.
Большинство членов Ховевей Цион, также как и ее лидер – доктор Леон Пинскер, относились к светским евреям, но само движение основывалось на еврейских традициях. Организацию поддерживали такие крупные раввины-ортодоксы, как рабби Нафтали Цви Йегуда Берлин из Воложина и рабби Шмуэль Могилевер. Движение имело и своих противников, самыми главными из которых были рабби Йосеф Дов Соловейчик и рабби Элиягу Хаим Мейзель. Их негативное отношение к Ховевей Цион связано с тем, что движением управляли светские евреи. В 1881 году немногочисленная группа членов Ховевей Цион переехали в Палестину. Группа носила название «БИЛУ», по акрониму стиха из Торы "Дом Якова, вставайте и пойдем!.."
Последнее 20-летие XIX века ознаменовалось резким ростом палестинского населения. За этот период времени почти 20 тыс. евреев из стран Восточной Европы иммигрировали в Святую Землю. Эта массовая иммиграция стала Первой алией.
В 1889 году, который был годом шмиты (седьмой год, когда земля должна отдыхать, подобно человеку в субботу), между евреями возник спор. Дело в том, что евреи впервые за 15 столетий владели землей в Эрец Исраэль, поэтому ранее таких вопросов не возникало. Сейчас же, когда сельское хозяйство только начали восстанавливать, многие фермеры испугались, что из-за соблюдения закона года шмиты вся хлипкая структура поселений разрушится, и в страну придет голод. Однако многие еврейские лидеры все же разрешили обрабатывать землю, но на определённых условиях. Споры относительно правильности такого решения были настолько сильными, что и по сей день не прекращаются дебаты на эту тему.
План Теодора Герцля
У евреев, которые стали массово переселяться в Эрец Исраэль в конце XIX века, были на то разные причины. Одни были сторонниками движения Ховевей Цион, которое декларировало любовь к Святой Земле, а другие разделяли идеи политического сионизма, возникшего как ответ на участившиеся проявления антисемитизма.
Наполеон, который сделал евреев полноправными гражданами своей страны, тем самым позволил им буквально захлестнуть своим напором светское общество. Очевидные успехи евреев стали поводом для зависти со стороны французов, опасавшихся «засилья евреев». Хоть это и была эпоха Просвещения, антисемитизма во Франции было столько же, сколько и в период невежества в Средневековье.
Известным примером такого антисемитизма было дело Альфреда Дрейфуса, которое подтолкнуло многих евреев к идее создания своего государства. Дрейфус был офицером французской армии, которого ложно обвинили в продаже военных секретов Германии. На, можно сказать, судьбоносном для еврейского народа первом слушании дела Дрейфуса находился начинающий австрийский журналист Теодор Герцль. Несмотря на то, что он был родом из состоятельной, но ассимилированной еврейской семьи, его знания об иудаизме и еврейских традициях были достаточно скудны. Однако та несправедливость, которая была допущена в отношении еврейского офицера, а также антисемитские возгласы из толпы, произвели на Герцля неизгладимые впечатления. Тогда он осознал, что единственным спасением для евреев должно быть создание собственного государства.
Вернувшись домой, Теодор Герцль написал книгу «Еврейское государство», которая стала знаковой для всех евреев и не только. В ней он изложил свою идею о том, что только создание своей страны может уберечь каждого еврея от той участи, которая постигла ни в чем не повинного офицера Дрейфуса. Герцль считал, что еврейское государство должно быть светским и просвещенным, а его государственными языками должны стать немецкий и французский.
Благодаря своему богатству и организаторским способностям Теодор Герцль в 1897 году в швейцарском городе Базель провел первый в истории Всемирный сионистский конгресс. Делегатами конгресса стали представители еврейских общин из 17 стран. Участники приняли программу «создания национального дома на земле Израиля». Тогда же был утвержден израильский флаг.
Несостоявшийся Израиль в Африке
Спустя шесть лет, на шестом съезде конгресса, в своем выступлении Герцль заявил о программе создания еврейского государства в восточной Африке. К такому решению Герцля подтолкнули англичане, у которых были свои виды на колонизацию африканского континента. Герцль готов был пойти на такой шаг, потому как, наряду с другими сионистскими лидерами, он был давно ассимилированным евреем. Однако не всем участникам конгресса эта идея понравилась, поэтому общим голосованием было решено провести экспедицию в Уганду (сегодня это территория Кении), где предполагалось строить еврейского государство. Результаты экспедиции показали, что в данной местности поселение невозможно, после чего уже на седьмом Всемирном сионистском конгрессе программа Герцля с «африканским сценарием» была полностью отклонена.
Настроения евреев во всем мире были различные. Одни считали очень привлекательным и реальным сионистский план, тогда как многие религиозные евреи выступали категорически против него. Были и такие, кому идея сионизма импонировала, но не в сочетании со взглядами Герцля на еврейское государство. Среди реформистов и ассимилированных евреев также не «прижился» план Герцля, потому что они были полностью лояльны к странам проживания. Но все эти споры не помешали сионизму стать мощной силой среди еврейского населения.
Вторая алия
Вторая алия или массовая иммиграция евреев в Эрец Исраэль состоялась в 1904-1914гг. За десять лет почти 40 тыс. евреев переселились из Европы в Палестину. Большую часть иммигрантов составляли светские евреи, сторонники социалистической идеи.
Новые переселенцы поставили цель - создание еврейского рабочего класса. Была построена целая сеть киббуцев, где соблюдались принципы совместного проживания и социального равенства. Киббуцники взяли на себя непосильную работу – осушали болота, расчищали землю от камней, потом возделывали ее.
Во время Второй алии появились такие киббуцы, как Дегания, Нахалал, Эйн Харод. Очень много людей умерло в киббуцах. Чаще всего от болезней, например, малярии, а также от рук арабских грабителей. Но первопроходцев это не остановило.