К сожалению, до нас дошло мало информации об истории евреев в Земле Обетованной после разрушения Второго Храма. Однозначно можно сказать одно: евреи всегда проживали в стране Израиля.
Второй Храм был разрушен в 68 г. н.э.. За ним произошло восстание Бар Кохбы, после которого началось составление Мишны и написание Талмуда. Это был период бурных событий для Римской Империи, которая после распада на Западную и Восточную переименовалась в Византийскую в честь Византии – новой столицы Востока.
Под влиянием своей матери – ревностной христианки Елены, первый византийский император Константин I решился сделать христианство официальной религией во всей империи, что сразу негативно отразилось на положении местных евреев. Основная часть евреев тогда была сосредоточена в северной части Израиля, а конкретно – в Галилее.
В начале VII века н. э., когда к власти пришли персы, евреям посчастливилось получить контроль над Иерусалимом. Это был жест персов в благодарность евреем, которые помогли им выгнать христиан византийцев. Однако уже через три года персы передали Священный город под управление христианам.
Разочаровавшись в новой власти, в середине VII века евреи примкнули к арабам-мусульманам, которые напали на страну с юга Израиля.
Израильский историк Моше Гиль, специалист по отношениям евреев и мусульман, утверждает, что когда арабы захватили Израиль, в нем подавляющее большинство жителей составляли евреи и самаритяне. Еврейское население стало жить намного лучше, когда к власти пришли мусульмане: начали строиться новые города, появляться новые ремесла и новые возможности. Во времена правления Омара I (634 - 644 н.э.), который был вторым по счету правителем Омейядского халифата, евреи получили разрешение вернуться в Иерусалим. Тогда 70 евреев из Тверии приехали в Святой Город и создали там впервые за 500 лет постоянную общину.
Печальным для евреев фактом стало строительство на Храмовой горе Харам аль-Шарифа, что закрепило за Иерусалимом статус одной из святынь исламского мира. С того момента и дальнейшие 1000 лет, пока мусульмане находились при власти, евреям было запрещено молиться на Храмовой горе.
Крестовые походы
Согласно сохранившимся документам, в начале XI столетия в Рафе и Рамле проживали многочисленные еврейские общины. По всему Израилю проживали небольшие группы евреев, в том числе в Иерусалиме, Хевроне, Хайфе, Акко, Цезарии, Тверии, Яффо, Ашкелоне и Газе.
1099 год стал началом одного из самых трагических периодов для евреев Европы и всего мира – начались крестовые походы. Чтобы противостоять захватчикам-крестоносцам, евреи встали на сторону арабов-мусульман, но европейцы на тот момент оказались сильнее. Крестоносцы разделили Святую Землю на несколько небольших христианских государств, а французский граф Готфрид Бульонский, который объявил себя властителем Иерусалимского королевства, выгнал из Иерусалима все еврейское население.
Палестина находилась под властью крестоносцев почти два столетия. Евреи смогли снова вернуться в Иерусалим только после того, как египетский султан Саладин в 1187 году одержал победу над христианским войском и официально разрешил евреям поселиться в Святом городе. Так, страной поочередно правили то мусульмане, то христиане, а евреи же либо подвергались длительным гонениям, либо (что было намного реже) могли более или менее спокойно жить на Святой Земле.
Все эти несколько столетий страна находилась в упадке, о чем свидетельствует еврейский путешественник Биньомин из Туделы, который своими глазами видел тяжелое положение местного населения Палестины в 1170 году.
Как известно, семья выдающегося комментатора Торы, Рамбама, сбежав из Испании и Марокко, пыталась обосноваться в Эрец Исраель, но тамошний хаос и беспорядок вынудил их податься в Египет.
Тем не менее, евреи всегда считали, что они должны жить в Святой Земле. В 1210 году в Эрец Исраэль из Англии и Франции приехали жить 300 комментаторов Талмуда, представителей Баалей Тосафот. В 1242 году благодаря, как это ни странно, ярому антисемиту, французскому королю Людовику IX, в израильском городе Акко появилась еврейская община и открыта иешива. А все это стало возможным потому, что Людовик IX решил взять в свой крестовый поход нескольких еврейских ученых, чтобы те служили ему переводчиками и снабженцами для армии.
Через почти 30 лет, еще один великий комментатор, Рамбан, после бегства из Испании обосновался в Иерусалиме, где и основал знаменитую синагогу. Однако на тот момент он не мог даже собрать 10 взрослых мужчин-евреев (миньян) для общественной молитвы. Рамбану пришлось помочь нескольким еврейским семьям из Хеврона, Шхема и Цфата переехать в Иерусалим.
Согласно сохранившимся историческим документам, в том числе записям одного средневекового арабского географа, евреи на Святой Земле были, в основном, красильщики, кожевники или банкиры. Когда страна находилась под властью крестоносцев, евреям запрещалось иметь свой земельный надел, но в наиболее спокойные времена основная торговля в прибрежных городах находилась под контролем евреев.
Немало евреев занималось ремесленничеством. Евреям даже удалось занять государственные должности, когда у власти находилась толерантная арабская династия Фатимидов (с 969 по 1171 г.).
Под властью мамлюков
Наибольший ущерб нанесли набеги монгольской орды, которые в 1260 году полностью разграбили города Палестины, сожгли земли и уничтожили часть населения. При этом монголы не собирались присоединять Палестину к своей империи, поэтому в 1290 году страна очень легко досталась египетским мамлюкам, приход которых положил конец правлению христиан в Святой Земле. Правление мамлюков завершилось лишь приходом турков из процветающей на тот момент Оттоманской Империи.
Во времена правления мамлюков в Палестину из Италии приехал Аштори Апархи, который в 1322 году стал автором книги о законах и географии Святой Земли под названием "Кафтор Ваферах". Спустя 28 лет в страну прибыла группа ученых раввинов и Германии. Они основали йешиву в Иерусалиме, а еще через сто лет в Святом городе появилась сефардская община, возглавляемая рабби Овадьей Бартенурой. Тогда же в Иерусалиме получил широкое распространение язык ладино, перенятый от сефардов.
Европейские евреи, хоть и не массово, но постоянно приезжали в Палестину. В основном эмигранты были беженцами из Испании, Португалии, Франции и других стран Европы, где их преследовали и истребляли. За три десятка лет иерусалимская еврейская община увеличилась в семь раз. В 1500 году в Цфате (север Эрец Исраель) проживало примерно 300 еврейских семей. Менее чем через сто лет в этом городе действовало 18 иешив и 21 синагога. Большинство евреев в Цфате занимались изучением Торы, но также торговлей и мелким ремесленничеством.
В 1516 году Земля Израиля оказалась под контролем турков, и для евреев начался новый период...