В то время, когда король Испании Фердинанд II Арагонский выгонял из своей страны евреев, правитель Османской империи Баязид II, наоборот, активно зазывал их к себе. У султана даже есть знаменитое высказывание относительно испанского короля: "Как можно называть Фердинанда мудрым правителем?! Ведь он обедняет свою страну и обогащает мою!" Благодаря Баязиду население империи существенно увеличилось за счет иммигрантов с Иберийского полуострова. Когда впоследствии турки захватили Палестину, немалое количество евреев смогли переселиться на Святую Землю.
Приехав в Эрец Исраэль в период правления Баязида II, ряд крупных раввинов поселились в Цфате. Среди них были каббалисты Ицхак Лурия (Аризаль), автор субботнего гимна "Леха Доди" Шломо Алкабейц и составитель Шулхан Аруха Иосиф Каро. Именно тогда город находился на пике своего развития.
Другие евреи проживали в таких городах, как Шхем, Хеврон, Яффо, Газа, Бет Шеан и, конечно же, в Иерусалиме. В итоге, еврейское население практически равномерно заполнило всю Святую Землю, что побудило некоторых раввинов попытаться восстановить высший религиозный и судебный орган – Сангедрин.
Внук Баязида II Сулейман I Великолепный сумел превзойти своего деда и стать самым великим правителем Османской империи, который, кроме того, был наиболее лояльным к евреям.
Правление Сулеймана I Великолепного ознаменовалось масштабным благоустройством Палестины: был налажен водопровод, развито сельское хозяйство, восстановлены стены Иерусалима. Более того, султан в 1561 году удостоил своего визиря, бывшего марана Дона Йосефа Наси, правом собственности на город Тверию и еще семь более мелких поселений, зная, что Наси давно хочет создать еврейскую колонию в Эрец Исраэль. Через 4 года все стены Тверии были выстроены заново.
Дон Йосеф Наси с целью поддержки развития торговли приказал высадить тутовые деревья, чтобы выводить шелковичных червей, а потом зазывал евреев из других стран, где они подвергаются преследованию, переехать в Эрец Исраэль. Это предложение пришлось как нельзя кстати евреям из Италии, где Римский Папа Пий V запретил им проживать во всей Папской области, кроме Анконы и Рима – купных торговых центров.
Следует отметить, что тетя и свекровь Дона по имени Грация Мендес сделала очень многое для развития еврейской общины. Вместе с Доном они организовали иешиву и всячески помогали знатокам Торы из Тверии и Цфата.
Закат империи
Со смертью Сулеймана Великолепного ослабла и вся Османская империя. Сын Сулеймана, Селим II, практически отошел от управления страной, выбрав распутный и увеселительный образ жизни. После него страной правил Мурад III, который также не отличался управленческим талантом, предпочитая отдых и веселье. Вместо него в государстве все решали его мать Нурбану и неофициальная жена, Сафие. К тому времени Дон Йосеф уже перестал быть желательной персоной при дворе.
После поражения турок в битве за Вену в 1683 году Османская империя вошла в период стагнации.
Все это, естественно, сказалось на положении евреев в Палестине. Под конец XVII столетия еврейское население снова перестало чувствовать себя в безопасности. Города Цфат и Тверия в 1660 году были подвержены практически полному разгрому со стороны местных друзов в период смуты, когда умер их властитель из династии Маанов. Спустя два года несколько семей рискнули вернуться в Цфат, а еще через три года туда перебрались приверженцы лже-мессии Шаббтая Цви. Что касается Тверии, то она пустовала на протяжении еще нескольких десятков лет.
Ашкеназы-первопроходцы
Вся еврейская жизнь сосредоточилась в Иерусалиме. На тот момент там находились примерно три сотни знатоков Торы, в городе располагалась иешива и действовала 21 синагога. Несмотря на то, что в Святом городе проживали евреи из различных уголков света, отличающиеся различными традициями и обычиями, все они дружно сосуществовали. В начале XVIII века в Иерусалиме насчитывалось примерно 200 ашкеназов и еще в пять раз больше сефардов.
В 1700 году в Иерусалим прибыли иммигранты из Польши, которые значительно увеличили местное еврейское население. Это был рабби Йегуда Хасид и около 800 его учеников, которые решили поселиться в Палестине навсегда. Однако рабби внезапно заболел и скончался вскоре после прибытия, успев перед этим приобрести большой участок земли в Иерусалиме.
К моменту приезда рабби Йегуды со своими последователями материальное положение в городе было тяжелым, так как те немногочисленные местные евреи жили за счет помощи еврейских общин со всего мира. В связи с этим, просто некому было помочь переселенцам обустроиться в городе. Большинству из иммигрантов пришлось переехать в другие города, такие как Тверия, Цфат и Хеврон, некоторые все же остались в Иерусалиме, а много было и таких, кто вернулся в Европу. На том участке, который приобрел рабби Йегуда Хасид, спустя практически полтора века была построена центральная ашкеназская синагога Иерусалима - "Хурват рабби Иегуда Ахасид", но в 1948 году ее разрушили иорданцы. Восстановить и открыть ее удалось лишь в 2010 году.
Первая хасидская община появилась в Эрец Исраэль в 1746 году. Ее основал рабби Гершон Китовер, приходившийся шурином Баал Шем Тову. Он шесть лет жил в Хевроне, а потом поселился в Иерусалиме. Там его деятельность была тесно связана с йеменским каббалистом Шаломом Шараби и каббалистической йешивой "Бейт-Эль".
В Тверию перебрался и Менахем Мендель из Витебска в сопровождении 300 своих учеников, а также рабби Авраам из Калиша.
В начале XIX века в Тверию и Цфат прибыла первая группа прушим – это были студенты Виленского Гаона и их учитель реб Менахем Мендела из Шклова. Затем большая их часть переселилась в Иерусалим. В 1845 году в Иерусалиме проживало примерно 3 тыс. еврейских семей, к которым присоединились еще и хасиды с прушим.
Религиозная ашкеназская община в Эрец Исраэль называлась Ишув Аяшан, Старый Ишув, а ее представители обосновались в Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии. На протяжение 68 лет, с 1841 по 1909, главным раввином общины был рабби Шмуэль Салант. За эти годы благодаря известному еврейскому филантропу из Англии Мозесу Монтефиоре был построен Мишкенот Шааним, ставший первым поселением за пределами городских стен Иерусалима. Затем строительство стало резко увеличиваться: появлялись новые общины, а также больницы Мисгав Ладах и Бикур Холим. Между городами Яффо и Иерусалим была проложена железная дорога.
Однако в целом жить в Эрец Исраэль было тяжело. Еврейское население, в большинстве своем жило бедно, а также постоянно испытывало гонения со стороны мусульман. Но все равно мечта о Святой Земле не оставляла евреев, и они по-прежнему стремились туда попасть.