Газа относится к тем немногочисленным городам мира, чья история столь же длинная, сколько и насыщенная различными событиями. Впервые этот город упоминается в XV веке до н.э., когда Газа была захвачена египетским фараоном Тутмосом III. На тот момент население города составляли филистимляне и другие народы, потомки сына Хама Мицраима.
Любопытно, что когда евреи после скитаний по пустыне завоевали Ханаан, Газу по-прежнему контролировали филистимляне. Более того, Газа являлась главным форпостом филистимлян, которые потом периодически нападали на евреев оттуда, от чего в сильно страдало колено Йегуды, находившееся в непосредственной близости к Газе.
Затем недолго время Газа находилась под властью колена Йегуды, но уже при Шимшоне она снова перешла к филистимлянам, которые сделали из Газы центр своей языческой культуры.
Газа еще долго переходила из одних рук в другие. В свое время она находилась под властью Египта, Ассирии, Вавилона и Эллады. В итоге ее захватил Александр Яннай, который был правителем независимого еврейского Хасмонейского царства.
Несмотря на то, что в наши дни с Газой чаще всего связывают арабов и Палестину, этот город стал палестинской провинцией лишь во II веке н.э., т.е. имея за своими плечами полуторатысячелетнюю историю. Это было тогда, когда после восстания Бар-Кохбы римский император Адриан переименовал Иудею в Сирию-Палестину, чтобы эта территория больше никогда не была связана с евреями.
В те времена арабов в Газе еще не было. Они оказались в этом городе после завоевания большого количества стран Ближнего Востока и Северной Африки в VII веке. Если при арабах в Газе проживала немалая община евреев и самаритян, то с началом крестовых походов евреев там не осталось. Газа, будучи стратегически важным морским портом, служила ареной борьбы арабов и христиан.
В конце концов Газа перешла под власть Османской империи, которая одобряла и способствовала увеличению численности еврейского населения на территории своей страны. В частности, империя приютила у себя евреев, спасавшихся от преследований из Испании и Португалии. Хотя евреи, как и другие иностранцы, были ограничены в некоторых правах, их положение в Османской империи было значительно лучше, чем во всех христианских странах. Постепенно евреев в империи становилось все больше и больше, они стали процветать и развиваться. В Газе были созданы еврейский суд и ешива.
Все бы так продолжалось и дальше, если бы в 1798 году Наполеон Бонапарт не задумал выступить против Османской империи, завоевать Египет и основать французскую колонию на Красном море. Всего за сутки он захватил Газу.
Это событие могло привести к другому более значимому событию – созданию еврейского государства. Если бы поход Наполеона оказался успешным, то Государство Израиль могло появиться на 150 лет раньше. Как известно, Наполеон хотел создать еврейское государство, о чем, в частности, свидетельствует его знаменитое «Воззвание к евреям Африки и Азии», адресованное евреям Османской империи. В нем он называл евреев «законными наследниками Палестины».
Конечно, такая позиция Бонапарта объяснялась не только альтруизмом, но и честолюбием (Наполеон не против был стать Мессией, который исполнил пророчество о возрождении еврейского государства), а также расчётом на то, что евреи поддержат его в войне за османские территории.
Однако честолюбивым планам Наполеона не суждено было сбыться. С началом Первой мировой войны, когда англичане развалили Османскую империю, еврейское население Газы уменьшилось, тогда как арабов, наоборот, существенно прибавилось.
Одновременно активизировались сионистские настроения: евреи выступали за выполнение условий Декларации Бальфура и создание «национального очага для еврейского народа». Особенно это стало актуальным во время Второй мировой. После ряда еврейских погромов в Газе евреи полностью выехали из города, а англичане вообще запретили евреям там жить, чтобы не раздражать палестинских арабов.
В ноябре 1947 года, в соответствие с резолюцией ООН, территория Палестины была разделена на два государства: еврейское и арабское, а Газа должна была войти в арабское государство. Но в результате войны между Израилем и арабскими государствами Газа сначала оказалась оккупированной Египтом, а после победы Израиля в Шестидневной войне оказалась под контролем евреев. С тех пор так и не определился статус Газы.
На сегодняшний день израильское власти находятся в такой ситуации, когда незащищенное положение жителей юга перед исламскими боевиками не дает возможность снять блокаду с Газы, а с другой стороны – на Израиль постоянно давит ООН и мировое сообщество.