Знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд (настоящее имя Сигизмунд Шломо) обязан большинству своих открытий своему происхождению и воспитанию. Да и первыми сторонниками фрейдистского учения были именно евреи. До сих пор психоанализ считался «еврейской психотерапией».
Дед и прадед Зигмунда были раввинами. Фрейд писал, что его предки по отцу изначально жили в прирейнских землях, но когда начались гонения евреев, они перебрались в Литву, потом в Галицию, но в итоге обосновались в Австрии.
Хотя в середине позапрошлого века в Австро-Венгерской монархии относились к евреям либерально, для них действовали некоторые ограничения: им сложно было открыть собственное дело, они не могли учиться на некоторых факультетах. Так, Фрейд, как еврей, не мог поступить на факультет философии.
В детстве на Зигмунда большое впечатление произвел рассказ его отца, Якоба Фрейда, про то, как на него на улице набросился прохожий, столкнул с тротуара со словами: «А ты, жид, прочь с тротуара!». Мальчик спросил у отца, что же тот ответил обидчику. Якоб ответил коротко: «Я отошел и подобрал шапку».
В ашкеназских семьях детей воспитывали по-особенному. Как правило, структура семьи была матрилокальной, когда мать отвечала за ребенка: за его здоровье, образование и будущее. Амалия Малка Фрейд, родившая Сигизмунда в 19 лет, не была исключением. Еврейские родители часто очень сильно привязаны к детям, как и дети к родителям. При этом они отчаянно хотели, чтобы их дети были счастливее их, не оставляя им шанса на неудачи. Якоб Фрейд был не сильно успешным торговцем, но он очень ценил ученость. Он изучал Тору и старался привить своим детям также любовь к учению. Его любимой фразой была: «Мы – народ Книги, избранный Всевышним для спасения мира». Зигмунд Фрейд позже признавал, что его увлеченность Торой серьёзно повлияла на направление его деятельности.
Талмудическая традиция толкования текста была использована Фрейдом при создании технологии психоанализа, в учении о сновидениях он применял знания о еврейском мистицизме, а в психоаналитической терапии Сигизмунд обращался к принципам хасидизма – направления в иудаизме, основывающемся на «радости сердца», «взволнованной души» и экзальтации для достижения близости к Богу.
Сигизмунд Фрейд был женат на венской еврейке Марте. Вместе они воспитывали своих детей согласно еврейской традиции. Все дети Фрейдов сохранили еврейство, создав семьи исключительно с евреями. Сигизмунд всегда поддерживал своих родных, в том числе и деньгами. Свои первые лекции по психоанализу Фрейд читал членам еврейской благотворительной организации «Бней-Брит».
Фрейда очень беспокоил антисемитизм, так как он полагал, что нет такого нееврея, кто бы ни был антисемитом. Зигмунд симпатизировал сионизму, он даже входил в попечительский совет Еврейского университета в Иерусалиме.
Зигмунд Фрейд с детства восхищался таким «семитским» персонажем, как Ганнибал, считая его символом «еврейской» стойкости, тогда как Рим он олицетворял с католическим устройством. Фрейд также с большим восхищением относился к Наполеону, благодаря которому стала возможным эмансипация евреев во Франции.
Однако ближе всего по духу Фрейду был Моисей. В своем эссе «Моисей Микеланджело» (1913) Зигмунд явно отождествляет себя с великим еврейским лидером, который сумел освободить свой народ от, прежде всего, внутреннего рабства. А в последней работе «Моисей и монотеизм» (1939) Фрейд выразил свой еврейский «символ веры». В ней он попытался подчеркнуть важность пророков и законоучителей из чужеродной среды, намекая на себя и свое учение. Кроме того, в «Моисей и монотеизм» Зигмунд описал основные качества народа Израиля, а именно его стойкость перед испытаниями и способность сопротивляться насилию.
Однажды в своем письме Максу Графу, который собрался крестить своего сына, Фрейд написал: «Если вы не дадите своему сыну вырасти евреем, вы лишите его таких источников силы, которые не могут быть замещены ничем другим. Пусть он борется с жизнью, как еврей, а вы — помогите ему обрести всю ту силу, которая ему для этого понадобится. Не лишайте его этого преимущества».