Как и многие другие во всем мире, я слушала песню Ареты Франклин "Respect" с момента ее смерти 16 августа 2018 года, в возрасте 76 лет. Со своим броским текстом, полным человеческого достоинства, песня стала гимном феминистского движения еще когда она только была записана, в 1967 году. Прослушивание этой песни стало способом почтить память Ареты Франклин, "Королевы соула".
Тот факт, что песня "Respect" станет таким хитом, не всегда был данностью. В то время, когда песня была записана, Арета Франклин была глубоко обеспокоенной женщиной, застрявшей в ловушке неудачного брака. Песня, первоначально написанная Отисом Реддингом за два года до того, была мужской песней, которая не смогла захватить воображение публики.
Джерри Векслер стал тем продюсером, который превратил эту песню в хит, а Арету - в звезду. Именно мистер Векслер, а также несколько других еврейских музыкальных писателей и продюсеров, помогли Арете расцвести и обрести славу.
Джерри Векслер, родившийся в 1917 году в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов, начал свою карьеру как репортер и отличался глубоким чувством сострадания и порядочностью. В то время, когда записи, сделанные артистами в Черной музыкальной традиции, обычно назывались "расовыми записями", Векслер сопротивлялся этому термину. В 1947 году, работая в журнале Billboard Magazine, он начал называть эту музыку "Rhythm and blues" (ритм и блюз). Термин прижился, что помогло "черной музыке" достичь успеха, которого она заслуживала.
Для Векслера предоставление афроамериканцам их музыкального жанра было личным делом. "Как еврей, я не считал, что отождествляю себя с низшим классом", - объяснял позже Векслер, - "Я был низшим классом." Он также понимал универсальную силу музыки вдохновлять и преобразовывать.
Джери Векслер, в конце концов, перешел в звукозаписывающее производство, работая в компании "Atlantic record label". На протяжении своей карьеры, которая насчитывает 50 лет, он продюсировал таких артистов, как Рэй Чарльз, Джо Тернер, Соломон Бурк, Уилсон Пикетт, Дасти Спрингфилд, Боб Дилан и Вилли Нельсон. "Rhythm and blues" стал его специальностью, он помог сформировать жанр и привлечь к нему внимание.
Джерри Векслер и Арета Франклин
Одним из его величайших хитов была песня "Respect" Ареты Франклин. Чтобы записать трек, Векслер привез мисс Франклин и остальную часть своей команды в Алабаму, регион, пропитанный этим жанром. Арета приехала со своим мужем и менеджером, Тедом Уайтом. Муж открыто оскорблял ее. (Они развелись через два года.) Хотя Франклин провела в Алабаме всего один день, записывая свой первый альбом, этого было достаточно, чтобы изменить ее стиль.
Вместо того, чтобы петь в разных современных стилях, как она пела в течении предыдущих нескольких лет, Франклин вернулась к музыке своего детства, вдохновленной Библией. "Мы просто пытались сочинить настоящую музыку моего сердца", - объясняла она. Джерри Векслер предложил ей спеть "Respect", и разрешил ей импровизировать во время записи. "Он предоставил мне возможность выступать и выражать себя", - вспоминала Арета после смерти Векслера в 2008 году.
В своей автобиографии, Векслер писал о своем решении побудить Франклин вернуться к своим корням R&B. "Моя идея заключалась в создании хорошей музыки и использовании лучших музыкантов, я хотел посадить Арету за пианино и дать ей возможность петь."
Песня "Respect" быстро поднялась на первое место в чартах и принесла Франклин ее первую награду: "Грэмми" за лучший трек R&B и за лучшее женское соло. Она записала еще три альбома с Джерри Векслером, включая семь хитов, которые попали в топ-10.
Именно Векслер познакомил Арету Франклин с еврейскими композиторами, некоторые из них написали песни, ставшие культовыми: "I Say a Little Prayer" Берта Бакарака, "Natural Woman" Кэрол Кинг и Джерри Гоффина, "Spanish Harlem" еврейского трио - Джерри Лейбера, Майка Столлера и Фила Спектора.
Эти и другие песни обращались к новому поколению, которое пыталось заявить, что женщины, меньшинства и прочие незамеченные группы заслуживают уважения. "Призыв к уважению перешел от просьбы к требованию", - писал позже Векслер. "Затем, учитывая гражданские права и феминистский пыл, который рос в 1960-х годах, уважение (особенно в том виде, в котором выразила его Арета) приобрело новый смысл. "Respect" вышла в свет как песня души одного человека, а стала чем-то вроде национального гимна."
Арета Франклин видела универсальный характер потребности в уважении и достоинстве. В интервью для журнала Jet Magazine в ноябре 1970 года Арета настаивала на том, что для каждого есть место в ее музыке. "Нет ничего классного в том, чтобы быть евреем, афроамериканцем или итальянцем. Классно просто быть живым и жить", - говорила Королева соула...
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк