Бучач - один их самых красивых малых городов Украины. По насыщенности уникальными достопримечательностями - он тоже в числе лидеров. Точный возраст Бучача неизвестен, но в XII веке поселение уже существовало. Первое письменное упоминание датируется "лишь" 1260 г. Правда, упоминается не сам город, а некий Гавриила (Габриэль) Бучацкий, староста каменецкий. Неизвестно, что его объединяло с магнатами Бучацкими, владевшими городом после присоединения Галичины к Польше. Возможно ничего общего - в те времена в качестве фамилий часто использовались производные от названия поселения, являющегося главной резиденцией феодала.
Название же самого поселения происходит от слова "буча". Сегодня это слово означает шум, суматоху и скандал, а первичное его значение - быстрая и шумная вода. Напомним - город находится в глубокой долине речки Стрипы. Последняя и летом отличается довольно шумным нравом, а весной, когда с окрестных гор сходят талые воды, здесь творится самая настоящая "буча". Отсюда, собственно, и название города.
С этой речкой связан очень интересный и красивый обычай местных евреев, больше не встречающийся в других местечках Украины. Вечером в Йом-Кипур еврейские мальчики запускали по течению Стрипы деревянные кораблики или дощечки с зажженными свечами. Старожилы вспоминают, что это было завораживающее зрелище.
Речка Стрипа
Но вернемся к шляхтичам Бучацким. Бучацкие вместо старого, известного еще с XII в. деревянного укрепления, возвели каменный замок - древнейший из сохранившихся на сегодня памятников города. Правда, основная часть его стен датируется "всего лишь" XVI и XVII вв. и только незначительные фрагменты - первой половиной XIV в.
Окончательно замковый комплекс сформировался во времена вездесущих Потоцких, когда Чертков, Бучач и еще целый ряд городов отошли к Стефану Потоцкого в качестве компенсации за скандальную историю с сокровищами Подгаецкого замка.
Бучацкий замок
История с сокровищами Подгаецкого замка отношения к евреям не имеет, но пройти мимо этого захватывающего и достойного пера Дюма сюжета автор не смог.
На рубеже XVI-XVII веков соседними Подгайцами владели Гольские. Сначала Станислав, а после - его брат Ян. Оба они умерли скоропостижно, в расцвете сил и непонятно от чего.
Преждевременные смерти обоих Гольских связывают с сокровищами, принадлежавшими жене Стефана Потоцкого - Марии Амалии Могилянке (кузине Петра Могилы). Они были огромными: 70000 золотых дукатов, 10 крупных золотых цепей, "что волочились по земле", 70 перстней с драгоценными камнями, 22 короба столового серебра и т.д. Все это добро Стефан Потоцкий передал для хранения Станиславу Гольскому - замок в Подгайцах славился своей неприступностью, а пан Станислав - честностью и порядочностью. По странному совпадению, как только сокровища очутились в замковых подвалах, Гольский внезапно умирает. Его брат (известный негодяй и пьяница) недолго радовался огромному наследству и чужому сокровищу, и тоже вскоре скончался. На собственность Гольских и на сокровища Марии Могилянки наложила свою загребущую руку София Лянцкоронская, вдова Яна Гольского, публично заявившая, что никаких драгоценностей в Подгайцах нет, и о золоте Марии Амалии она и слыхом не слыхивала и вообще не при делах...
Стефан Потоцкий заморачиваться с судебной тягомотиной не стал, а собрал войско и в 1618 осадил Подгайцы. В итоге "черная вдова" не только вернула стоимость стыренных сокровищ, но и в качестве моральной компенсации передала пану Стефану Чертков, Вербов, Бучач, и 23 волости Бучацкого ключа.
А вот куда делись сами сокровища до сегодня никто не знает…
Роль Потоцких в истории Бучача трудно переоценить - об этом свидетельствует даже герб города: начиная с XVII в. основным его элементом является серебряный пятираменный крест "Пилява" (герб рода Потоцких). Потоцкие были владельцами города до самого "золотого сентября" 1939 года. "Пилява" исчезает из городского герба только в короткий период существования ЗУНР и "за советов".
Крест «Пилява» на колокольнях Василианского монастыря
На "Пиляву" в Бучаче натыкаешься в самых неожиданных местах. Даже кресты на храмах здесь пятираменные (видимо, такая добродетель, как скромность, Потоцким была несвойственна). Старый "австрийский" кирпич местного производства тоже порой помечен клеймами с "Пилявой".
Учитывая достаточно неприятное обстоятельство, что Бучач лежал на так называемом "волошском шляхе", которым с юго-востока на северо-запад часто двигались татарские орды, служба в местном замке была очень даже не скучной. В XVII в. его не раз штурмовали ордынцы, янычары и казаки. 1672 крепость осадили османы под личным предводительством самого султана Мехмеда IV. Оборону города и замка тогда возглавила жена Яна Потоцкого Урсула (муж в это время отсутствовал). По одной из легенд султан, узнавший, что против него сражается женщина, приказал снять осаду. Мол, победа над представительницей слабого пола славы не прибавит. Но это лишь красивое предание.
Известно, что 18 октября 1672 г. в Бучаче под "Золотой липой" был подписали мирный договор между Османской империей и Речью Посполитой. Историческое дерево еще до 17 марта 2017 г. стояло у дороги на Соколов. По этому договору граница между этими государствами пролегла по Стрипе, в результате чего Бучач на некоторое оказался разделённым на две половины.
Все же Потоцкие - не главная "фишка" Бучача. Эту нишу уверенно и неоспоримо занимает Иоганн Пинзель. Для поклонников выдающегося скульптора Бучач является своеобразной "Меккой". Здесь при дворе Николая Василия Потоцкого Иоганн Пинзель проработал почти полтора десятилетия и именно здесь создал большую часть своих шедевров.
Ратуша
В первую очередь здесь стоит вспомнить Бучацкую ратушу, уникальный памятник, созданный Мастером 1751 г. в тандеме с архитектором Бернардом Меретином. Это сооружение в стиле рококо не имеет аналогов не только в Украине, но и во всей Восточной Европе. Существует легенда, будто бы Николай Василь Потоцкий потребовал от строителей, чтобы высотой ратуша хоть немного, но превысила знаменитую башню Корнякта - в то время самое высокое сооружение Львова и всей Галичины в целом. По другой легенде, Потоцкий-де запретил мастерам жениться, пока их творение не превзойдет по красоте львовскую конкурентку.
Для украшения ратуши Пинзель изготовил 14 скульптурных композиций, иллюстрирующих известные библейские и античные сюжеты (по другой версии, скульптур было 24). Из них до нашего времени дошли "огрызки" только 9 композиций. Часть фигур погибла во время пожаров 1811 и 1865, часть уничтожили в 1950-х. То, что уцелело, добили равнодушием.
В конце 1980-х Каменец-Подольская реставрационная мастерская провела реставрацию здания. Тогда же вместо аляповатого шпиля с пятиконечной звездой "а-ля-Кремль", установленного в послевоенное время "советами", достроили деревянную башенку в стиле барокко, больше соответствующую ратуше стилистически. Но в целом работы провели кое-как. В итоге со второй половины 2000-х годов затеяли повторную реставрацию. К сожалению, из-за нехватки средств, работы практически не ведутся, а уникальный памятник продолжает разрушаться.
"Геракл и Лернейская гидра"
На самой ратуше сохранились только жалкие остатки композиции "Геракл и Лернейская гидра".
Чтобы полюбоваться шедеврами Мастера нужно заглянуть в греко-католическую церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1764 или 1755 г.), возведенную в стиле позднего барокко звездным тандемом Меретин-Пинзель.
Церковь Покровы
Борис Возницкий, открывший миру Иоганна Георга Пинзеля, однажды назвал церковь Покрова "экспериментальной мастерской Мастера". Здесь Пинзель по заказу Потоцкого создал два боковых алтаря, амвон и рельефы на антипедиях главного алтаря. В настоящее время большинство работ Пинзеля из этого храма хранятся в Тернопольском областном краеведческом музее, но и те, что остались, более чем достойны внимания. Но больше всего скульптур Пинзеля находится в костеле Успения Богородицы. Это лишь полторы сотни метров от ратуши.
Успенский костел
Любопытно, что пространство между ратушей и костелом, а это не просто престижное, а ОЧЕНЬ престижное место, занимал еврейский квартал. Есть легенда, что эту землю один бучацкий бургомистр однажды проиграл в карты руководителю местного кагала.
Евреи в Бучаче поселились еще в XVI веке, как, впрочем, в большинстве городов и местечек Подолья и Галичины. Есть данные, что небольшая община здесь сформировалась уже в конце XV века, однако первое письменное упоминание о евреях Бучача относится только к 1572 г.
До второй половины XVII в. община Бучача являлась подкагаликом львовского кагала. Отделиться получилось только во времена, когда город очутился в составе Османской империи.
Религиозные метания и искания XVII-XVIII веков не обошли стороной город. В частности, в одно время Бучач являлся одним из важнейших центров саббатианства. Об этом, ну очень специфическом течении в иудаизме, а также о вышедшем из него "франкизме" мы подробно рассказывали ранее. Был Бучач и одним из первых городов, где появились хасиды.
Местные хасиды были связанные с цадиками из Гусятина и Черткова. Здесь стоит упомянуть известного талмудиста р. Абрама Давида бен Ашера Аншела Вармана (1770-1841 гг), бывшего раввином Бучача с 1813 г и до самой смерти. Он знаменит, как автор множества книг на религиозную тематику. В частности: «Enschel Abraham» (1855), «Dead Kedoschim» (1878), «Dibre Aboth» (1879), «Tefillah le-David» (1887) и проч. В скобках, естественно, не год написания, а год первого издания.
Гордостью еврейской общины Бучача была Большая синагога, построенная в 1728-1748 г. итальянскими архитекторами. История, правда умалчивает, были ли это итальянцы, которые итальянцы, или итальянские евреи. Это было замечательное и уникальное здание, возможно даже последний представитель героической эпохи оборонных синагог. Напомним, что начиная с XVIII века оборонных синагог, как и храмов, в Украине уже не возводили. В этом отпала необходимость. Но, наверное, память о высочайшем визите султана в Бучач была еще свежа, да и к границам с Оттоманской Портой отсюда день пути (чуть более 60 км). Впрочем, не исключено, что это была только стилизация, как, например, в Бродах или Белзе.
Синагога (справа)
Здание было огромным и прочным. Во многочисленных публикациях, где упоминается это весьма интересное сооружение, говорится, что толщина стен у его основания составляла 5 метров(!), а высота - все 30! Что удивительно - эти невероятные и просто фантастические цифры бездумно кочуют из публикации в публикацию, и никто даже не задумывается, как заявленная высота стен соотносится с фотографией самой синагоги, обычно размещаемой встык.
Синагога
Толщина стен в 5 метров тоже полнейшая ерунда - даже стены замков редко бывали больще 2-х метров. Здесь мы имеем красноречивый образчик бездумного копированния/цитирования. Есть небезосновательное подозрение, что цифры 5 и 30 таки верные, вот только в первоисточнике, скорее всего, речь шла не о метрах, а о футах! Если считать в футах (или даже в локтях), то цифры вполне логичны и соответствуют увиденному на старых фото.
Здесь хорошо видно, что высота стен синагоги никак не могла быть 30 метров
Декор тоже был на высоте - огромные медные люстры, фрески, резной арон кодеш. Вдоль западной стены в два яруса тянулись балконы женской половины синагоги. Сохранились свидетельства, что во время свадебной церемонии, в момент, когда жених читал Тору, женщины с этих балконов забрасывали его миндальными орешками, изюмом, конфетами и прочими лакомствами.
В XIX веке, кроме Большой синагоги действовало 2 бейт-мидраша, 2 хасидских клойза и несколько хасидских молитвенных домов, "штиблов".
Большую синагогу дважды перестраивали - в 1831 и в 1870 годах. Последний крупный ремонт здания провели в 1920 г. - это было связано с предыдущими трагическими событиями периода Первой мировой войны.
Если в 1914-м русские взяли город без заметного сопротивления со стороны цисарского войска, то в мае 1916-го, во время знаменитого "Брусиловского прорыва", город получил "по полной программе". Московиты, ничуть не заморачиваясь судьбой мирных жителей, методично расстреляли Бучач из тяжелой артиллерии. Причем никакой военной необходимости в этом не было. Это была исключительно акция устрашения и мести за негостеприимное отношение галичан к русским во время предыдущей оккупации.
Бучач, 1917 г.
Полтора месяцами ранее Бучач стал жертвой многочисленных налетов тяжелых бомбардировщиков "Илья Муромец" (крупнейший на то время самолет в мире; созданный по проекту киевлянина Игоря Сикорского). Жертвами российских стервятников стали преимущественно мирные жители города.
Разрушения были столь значительны и тотальные, что восстановить все разрушенное горожане не смогли даже до начала следующей мировой войны.
Синагоге тогда тоже досталось. Мощное здание устояло, но ремонтировать его всё же пришлось. Уничтожили ее только нацисты, в годы немецкой оккупации.