Азартные игры вызывали интерес у людей сначала как элементы религиозных практик, затем постепенно опускаясь до уровня повседневности. Особое место среди них занимают карты, происхождение которых возводят к странам Древнего мира – Египту, Греции, Китаю и т.п. Игра оставалась вне поля зрения европейских стран до эпохи Крестовых походов, когда карты превращаются в весомый элемент времяпровождения аристократии.
На тот момент система карт была весьма простая – 52 карты по числу недель в году, 4 масти - символ сезонов года. Отличались карты пестрыми изображениями и представлялись скорее миниатюрными картинами, нежели простым инструментом игры. По преданию, современный вид карт создал в 1392 г. французский художник Ж. Грингонер, а систематизация карт (название мастей, персонажи) окончательно сформировалась к XV веку.
Персонажи карт постоянно менялись. Так, в некоторых вариантах карточных колод не было дам, и, кроме короля, были такие образы, как унтер (младший валет) и обер (старший валет). С наступлением эпохи Ренессанса в Италии появились первые карточные королевы, откуда и были заимствованы в различные системы колод.
Постепенно изображения на картах унифицировались. Стали возникать и тематические колоды карт на злобу дня (политические, географические, эротические, музыкальные и т.п.). К эпохе Нового времени упорядочились и сами правила игр. Так возникли коммерческие, азартные, народные виды игр на уровнях как международном, так и местном.
Эпохальной датой в истории карт стал 1870 год, когда стандартом стали «двухголовые» половинчатые изображения персонажей. Примерно же к этому времени возникли и привычные глазу обитателей постсоветского пространства атласные карты (по названию технологии обработки бумаги) с рисунками художника А. Боде-Шарлеманя. Способствовало их распространению даже в советский период лаконичность рисунка, а также печать в 4 цвета (черный, желтый, синий и красный). Но для новых технологий офсетной печати картинки были восстановлены художником Ю. Ивановым, а сами шарлеманевские эскизы сохранил коллекционер А. Перельман. Однако те рисунки восходили к народной французской карточной колоде XV в. с изображением известных деятелей истории. Фигуры Шарлеманя стали анонимными, хотя французские карты до сих пор сохраняют имена героев на картах в разных региональных вариантах.
Особое место следует отвести «еврейскому следу» в карточной истории. Так, согласно постановлениям английского короля Георга III, евреи занимались упаковкой карт и им полагался особый сбор для клеймления карт. При этом они ставились в правах наравне с изготовителями.
Помимо работы в изготовлении и упаковке, определенные еврейские элементы появлялись и в изображении на картах. Так, на итальянских колодах Таро изображались еврейские буквы-числа. Эти образы считались символичными, и их важность приравнивалась к картинке на карте.
Интересно, что и среди персонажей карт можно встретить евреев. Так, в XVIII в. пользовались популярностью карты с изображениями отрицательного образа евреев из христианской литературы – неприкаянного еврея, Иуды и т.п. Однако среди образов на игральных картах встречаются и положительные герои еврейской истории. Так, наиболее древний выбор для личностей королей включал наряду с Августом, Хлодвигом и Константином также и царя Шломо. Лишь к концу правления Генриха IV их заменили Карл Великий (черви), Цезарь (бубны), Александр Македонский (трефы). А персонажем из еврейской истории стал царь Давид - он был представлен пиковой мастью.

Героини Танаха же занимают половину дам в колоде. Так, наряду с мифическими и собирательными образами дам треф и пик, черви представлены Иегудит, а бубны – Рахелью. Еврейские героини смогли успешно «конкурировать» с различными другими изображениями на протяжении всей истории карт. Так, Иегудит смогла «вытеснить» образы Елены Троянской и основательницы Карфагена Дидоны, и кроме того, таких реальных персонажей французской истории, как жены императора Людовика Благочестивого и короля Карла VI.
Примечательным парадоксом является то, что дама червей, символизирующая любовь, не совсем ассоциируется с изображенной героиней. Особенно учитывая факт, что Иегудит отсекла голову военачальнику Олоферну, спасая свой город от вторжения завоевателей.

Иная судьба карточной Рахели, ставшей «королевой монет», поскольку бубновая масть ассоциировалась с богатством – ромбом в некоторых странах изображается алмаз. По народным легендам, бытовавшим со времен Средневековья, даме бубен придали черты Рахели, потому что она считалась женщиной жадной. Связан подобный образ был с историей, когда после брака с Яаковом Рахель покидала родительский дом, она взяла с собой идолов, что навлекло на нее преследование семьи. Позже Рахель, забирающая ценность, стала отожествляться со скупостью и любовью к деньгам.
Образ скаредной Рахели сумел вытеснить других «конкуренток» на звание дамы бубен, среди которых были жена Цезаря Кальпурния, мать императора Клавдия Агриппина и любовница французского короля Карла VII Агнесса Сорель. Таким образом, праматерь еврейского народа Рахель стала самым древним персонажем среди карточных дам, сменив образ женщины, верной семье, на непривлекательный образ скопидомки, что еще более усиливало стереотипы о евреях. Ну а поскольку в образы валетов вошли рыцари героических эпосов Средневековья, то в европейских колодах карт среди них нет еврейских героев.

Зато к началу ХХ в. стали появляться игральные карты, полностью заменившие европейских и мифических королей, дам, валетов и т.п. на подлинно еврейских персонажей. Примером чему служит серия карт художника З. Рабана, где вместо привычных мастей были поданы такие символы Израиля, как гранат, менора, маген Давид и виноградный лист. При этом уже сложившиеся за многовековую историю образы царей Шломо и Давида, а также Иегудит остались. А непривлекательная коннотация образа Рахели была заменена на других персонажей Танаха. Так, среди дам появились царица Савская, Батшева и Эстер. Зато к королям добавились такие персонажи как царь Шауль и один из персонажей пуримской истории – Ахашверош.

В целом история еврейских героев игральных карт остается незавершенной, поскольку тематика колод с каждым годом увеличивается, а интерес к этой игре не ослабевает. Среди персонажей традиционных карт евреи заняли важное место. По большей части они ассоциировались с подвигами и великими делами. Негативные коннотации постепенно вытеснялись с развитием общества, постепенно исчезая с нарастающей тенденцией к обезличиванию карточных героев.
