В первой части обзора мы говорили об архитекторах эпох модерна, конструктивизма и "сталинского ампира". Сегодня мы познакомимся с интересными объектами, возведенными еврейскими архитекторами в период от 1960-х годов до современности.
Евсей Сорин: «эротический» мост
Евсея Александровича Сорина не зря называли "архитектором вокзалов". Он стал автором проектов железнодорожных ворот во многие города СССР: Ашхабад, Керчь, Джанкой, болгарский Руссу и румынскую Джурджию. Он же спроектировал и второй по важности и величине вокзал нашего города - Днепропетровск-Южный, сейчас - станция Днепр-Лоцманский. Он был открыт 1 июля 1975 года.

Но куда более знаковой для города работой Евсея Сорина был Новый мост, возведенный в 1966 году. Идея обозначить начало моста высокими пилонами, хорошо видными издалека, принадлежала именно архитектору Сорину.
Сорин же и предложил украсить эти пилоны барельефами, тематику которых было поручено разработать скульптору Ю.Павлову и художникам А.Сопелкину и Л.Пивовар. Тогда и появилась на мосту, рядом с идеологически правильными рабочими-колхозниками, и мощная грудастая тетка, разрывающая цепь. Если к цепям у партийного руководства вопросов не возникло, то вот с остальным... Цитата из книги Игоря Родионова "Днепропетровские зодчие. Люди-легенды":
- Що це за цицькі? - грозно спросил первый секретарь обкома Ватченко, указывая пальцем на выпуклости.
- Так это ж молодость так изображают… - неуклюже пояснил скульптор.
Переплавлять «цицькі» на «орала» не стали. Рисковать накануне юбилея власти не решились: а вдруг не успеют к важной дате. А позже от переплавки барельеф спасло то, что «художества» молодых на глаза «первому» больше не попадались. Через мост Ватченко ездил редко…
Особую выразительность стальным барельефам придавал "бронзовый" цвет. Но это не было задумкой авторов: целостность поверхности барельефов во время сварки была нарушена, и их пришлось покрыть эпоксидной смолой с целью предотвращения ржавения. После ремонта моста 2019 года барельефы стали черными и уже не выглядят так эффектно.
Борис Мильман: самый секретный объект Днепропетровска
Борис Яковлевич Мильман скорее инженер, чем архитектор, но именно он стал идеологом и главным инициатором строительства набережной в Днепропетровске. Набережная должна была появиться еще в 1930-е годы. Этот проект был начат, но вскоре надолго заброшен, поскольку ассоциировался с репрессированным в 1937 году руководителем области Менделем Хатаевичем. Вернуться к нему удалось только в 1950-х по инициативе Бориса Мильмана, директора треста "Днепроспецстрой".

Интересно, что набережная строилась исключительно под эгидой местных властей, "наверху" об инициативе не знали. В 1955 году был издан закон "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", и руководство города опасалось, что набережная может тоже попасть под его действие. Но надолго удержать в тайне такую грандиозную стройку было невозможно. Тогда строителям пришла в голову интересная идея: на чертежах объект стал значиться как "набережная им. В.И.Ленина". Мильман посчитал, что на сооружение с таким названием никто не рискнет посягнуть - и оказался прав.
Набережная была окончена в 1970-х годах. Она состоит из 3 частей: Заводская Набережная, Сичеславская Набережная (та самая, им. Ленина), и Набережная Победы, общей протяженностью 23 км. Некоторые "авторитетные" интернет-ресурсы гордо именуют ее самой длинной набережной Европы...
В 1996 году на набережной появился памяник, посвященный ее основателям, с фигурой Бориса Яковлевича Милмана.
Павел Ниринберг: паруса Победы
Немногие архитекторы Днепра удостоились того, что в их честь назвали городские улицы. Владимир Самодрыга, Александр Красносельский... и двое еврейских зодчих, творивших в разное время и при совершенно разных обстоятельствах. Но обо всем по порядку.
Павел Рафаилович Ниринберг родился в Виннице, но ему довелось стать ведущим архитектором Днепропетровска в 1970-1980 гг. В условиях "типового" безликого советского строительства, где обязательными материалами для всех был сборный железобетон и плитка "кабанчик", Павел Ниринберг сумел проявить индивидуальность и стать автором самых знаковых объектов города.
А работой, которая принесла Ниринбергу всесоюзную славу, стал проект жилого массива "Победа".

Застройка этого микрорайона была новаторской для Советского Союза. Два жилых массива – Мандрыковский и Лоцманский, бывшие когда-то старинными поселениями Мандрыковка и Лоцманская Каменка (Лоц-Каменка), построены на намывных грунтах; в то время это был грандиозный технологический прорыв. Именно здесь появился первый в городе универсам, первые небоскребы, множество объектов инфраструктуры, и даже кинотеатр "Салют".
В 1975 г. массив получил общее название "Победа".
В 1983 г. группа архитекторов – авторов "Победы" во главе с Павлом Ниринбергом (О. Хавкин, Н. Розанов, Е. Яшунский, С. Зубарев, М. Кудрявский, А. Щербакова и другие) удостоилась Государственной премии СССР в области архитектуры, а жилмассив занесен в списки памятников архитектуры союзного значения.
Интересный момент вспоминала Татьяна, дочь архитектора:
"Хорошо помню, как мы сидели за завтраком и папа ел свою любимую жареную картошку. Мы с мамой заметили, что на большой плоской тарелке он задумчиво раскладывал вилкой какой-то непонятный узор... Из картошки "соломкой" он выкладывал планировку будущего жилмассива Победа..."
Те самые небоскребы построены непосредственно по проекту Павла Рафаиловича, и в народе получили название "Свечки Ниринберга". Строительство также велось новаторским методом "скользящей" опалубки из монолитного керамзитобетона.
Всего было запланировано 3 здания по 28 этажей. Первое сдали в эксплуатацию в 1979 году, вторая, построенная в 1986, по техническим причинам оказалась 26-этажной, а 3-я так и осталась только в проекте, под нее успели устроить лишь фундамент.
Интересно, что в днепропетровском справочнике 1987 года было написано, что все три "свечи" уже существуют…
Еще одной интересной задумкой Павла Ниринберга, ставшей визитной карточкой "Победы", были ограждения балконов зданий в виде парусов. Эту конструкцию архитектор придумал специально, с целью предотвращения кустарного самовольного остекления балконов жильцами. Помогло не сильно, но идея настолько понравилась другим архитекторам, что такие ограждения стали появляться в разных районах города. Ниринберг пожаловался на нарушение авторских прав главному архитектору города Зубареву, и копирование "парусов" прекратилось. Тем не менее, их и сегодня можно увидеть в районе улицы Рабочей и жилмассива "Красный Камень"…
Кроме "свечек" и парусов, жилмассив знаменит еще и... "Китайской стеной"! Это самый длинный жилой дом в Украине, протяженностью более 800 метров. Здесь впервые в городе были запроектированы двухуровневые 4-х комнатные квартиры.
Завершая обзор "Победы", отметим, что в авторском коллективе, подарившем городу этот жилой массив, были и другие еврейские архитекторы - Моисей Бунимович Кудрявский и Оскар Григорьевич Хавкин.
Еще один уникальный объект авторства Павла Ниринберга - здание городского цирка. Советское правительство массово внедряло в производство сборный железобетон, использовать другие материалы было чревато. А покрытия всех существовавших в то время подобных зданий строились в виде купола, что можно наглядно увидеть в здании старого цирка напротив Озерки. Но Ниринберг принимает смелое решение: покрытие нового цирка проектируется в виде шатра, что позволило в разы улучшить акустику помещения. В СССР еще долгое время не было подобных аналогов железобетонного шапито.
Отдельная тема - внутренние конструкции здания. По воспоминаниям архитектора Анатолия Ежова, работавшего с Ниринбергом, они советовались с ведущими цирковыми артистами того времени. Знаменитый фокусник Эмиль Кио даже раскрыл некоторые секреты своих трюков, и архитекторы вынуждены были подписать специальную бумагу о неразглашении...
А своим любимым детищем Павел Ниринберг называл Кинолекторий - театр своеобразный наследник Зеленого театра в парке Шевченко. Необычная подвесная конструкция крыши, прямо сквозь которую растут деревья, также была призвана улучшить акустику сооружения.
И задумка удалась! Вскоре после открытия в Кинолектории проходил Всесоюзный конкурс советской песни, победила в нем некая Тамара Гвердцители. Впоследствии в одном из интервью знаменитая уже артистка призналась, что победить ей помогла замечательная акустика сооружения. Почему эта акустика не помогла другим - история умалчивает).
Из других интересных объектов архитектора Ниринберга стоит отметить 18-этажный дом "Книжка" на улице Дзержинского (совр. Вернадского), который долгое время был самым высоким в Днепропетровске - до строительства "свечек" на Победе. И, конечно же, самое "главное" здание города - мэрию. Поговаривают, что на ее фасаде Ниринберг специально зашифровал свою фамилию - 2 огромные буквы "Н" ненавязчиво на это намекают. Но это всего лишь легенда…
В 1998 году архитектор эмигрировал в США, где продолжал заниматься профессиональной деятельностью.
Павел Рафаилович Ниринберг умер в Нью-Йорке в 2008 году. В родном Днепре в честь архитектора была названа улица, ведущая к построенному им зданию цирка (бывш. Бауманна). В 2019 году на здании по проспекту Яворницкого, 117, где проживал Павел Ниринберг, установлена мемориальная доска.
Александр Дольник: цитадель Мессии
Вторым еврейским архитектором, в честь которого назвали улицу в Днепре, стал Александр Теодорович Дольник. О Дольнике можно сказать, что это человек, придавший городу современный вид. Самые известные и грандиозные сооружения Днепра возведены по проектам компании "Дольник и Ко".

Самым известным объектом Дольника, пожалуй, можно назвать жилой комплекс "Крутогорный" на ул. Вернадского, в народе получивший название "Башни". Два напоминающих ракеты небоскреба в свое время стали самыми высокими сооружениями Днепра; они хорошо видны из разных частей города, особенно с левого берега.
Рядом с Башнями Дольником построен ЖК "Амфитеатр", в плане напоминающий стадион - как мы помним, расположен он на месте бывшего стадиона "Динамо".

Из примечательных объектов Дольника можно отметить комплексы на Екатеринославском бульваре (ТЦ "Босфор", напоминающий турецкий минарет, и ступенчатая "Каскад-плаза"), и на Сичеславской набережной (ЖК "Амстердам", архитектурно копирующий старинную застройку столицы Нидерландов, яркий разноцветный ЖК "Фестивальный")
Названия объектов Александра Дольника почти всегда говорящие, характеризующие либо сам объект, либо местность. Правда, иногда получается как-то очень уж незамысловато: сооружение в форме пассажа получило название "Пассаж", а здание-атриум - соответственно, "Атриум".
Интересно, что моду на атриум в современной архитектуре ввел еврей, выходец из Украины Джей Прицкер, владелец сети отелей "Хаятт". Один из "Хаяттов", в Атланте, был спроектирован в виде атриума. Проект получил успех, с тех пор здание-атриум стало визитной карточкой сети и прототипом множества отелей во всем мире.

В 1996 году еврейской общине города было возвращено историческое здание Хоральной синагоги. После многочисленных советских перестроек здание нуждалось в реставрации, проект которой безвозмездно выполнил Александр Дольник.
Особый интерес вызывает интерьер молитвенного зала. Старых фотографий не сохранилось, дизайн пришлось разрабатывать по-новому. По задумке автора, интерьер зала должен символизировать еврея, молящегося в традиционной накидке - талите.

Несколько интересных моментов. Одно из первых сооружений Александра Дольника, ТЦ "Европа" на Европейской площади, возведено на месте старой гостиницы "Италия", которая принадлежала... Дольнику! Это довольно распространенная еврейская фамилия, в Екатеринославе жил известный предприниматель Файвиш Дольник. Возможно, даже родственник.

На улице Святослава Храброго есть 3 совершенно разных корпуса с названием "Цитадель". Разработкой этих проектов также занималась фирма "Дольник и Ко". Особенное внимание притягивает загадочная фигура в балахоне на колеснице, расположившаяся на крыше "Цитадели-2". По легенде, якобы Александр Дольник поинтересовался у раввина Днепра - какой памятник можно было бы установить на этом месте? Раввин в шутку ответил: "Пусть это будет Машиах". Так в нашем городе появился единственный в мире памятник Мессии...

Самым грандиозным проектом компании "Дольник и Ко", наверное, можно назвать планируемый в центре комплекс "Брама". Его разработка началась еще в 2000-х, но кризис внес свои коррективы, и строительство было заморожено, построили только бизнес-центр "Клин".
К "Браме" вернулись только в 2020 году. Если проект удастся реализовать, то произойдет это уже без участия архитектора Дольника - Александр Теодорович умер в 2013 году.
Именем архитектора Дольника названа улица, расположенная неподалеку от комплекса "Крутогорный" (бывш. Фучика).

Александр Сорин: «штаб» украинских евреев и дом-феникс
И в конце обзора поговорим об интересных объектах самого известного современного архитектора Днепра, сына Евсея Сорина, о котором мы уже говорили - Александра Евсеевича Сорина.
Международную известность Александру Евсеевичу принес, безусловно, грандиозный проект еврейского культурно-делового центра "Менора" - крупнейшего в мире (за исключением Израиля). "Менора" была открыта в 2012 году и является центром еврейской жизни Днепра и, смело можно сказать, всей Украины.
Еще одним объектом, который Александр Сорин спроектировал для еврейской общины, стал мемориальный комплекс "Мацева", расположенный на месте старого еврейского кладбища (совр. парк им. Писаржевского)

Но самой интересной стала история, приключившаяся при строительстве бизнес-центра "Ступени" на ул. Баррикадной, 13, где автором проекта также был Александр Сорин.
Во время строительства были полностью снесены дома старого квартала. Как-то раз к прорабу подошел старый еврей и предложил 100 долларов за входные двери из одного из тех домов - довольно большие деньги. Выяснилось, что это бывший дом раввина Леви-Ицхака Шнеерсона, знаковой фигуры для днепровской еврейской общины, отца 7-го Любавичского Ребе. И тогда было принято беспрецендентное решение - восстановить исторический фасад снесенного здания. Александр Сорин разработал дополнительный проект, и сегодня здание современного бизнес-центра украшает такой необычный архитектурный элемент
с мемориальной доской. А легендарная дверь хранится в своеобразном мини-музее, в вестибюле бизнес-центра.
Источники:
Валентин Старостин. Днепровская городская энциклопедия
Сообщество Екатеринославъ - Днепропетровск
Максим Кавун. Тайны Днепра: Набережной 85 лет!
Игорь Родионов. Архитекторы на манеже цирка
Игорь Родионов. «Днепропетровские зодчие. Люди-легенды»
Фото:
Евгений Шнайдер