На протяжении своей истории Днепр, как и другие города, постоянно менялся в соответствии с веяниями времени. Свой вклад в его историю внесли множество замечательных архитекторов разных национальностей. Но, согласно тематике журнала, мы остановимся на самых примечательных работах архитекторов-евреев). В первой части обзора – период от модерна до «сталинского ампира».
Самуил Виленский: вековая тайна "Астории"
Один из самых загадочных архитекторов, практиковавших в Екатеринославе в начале 20 века. Долгое время о его существовании даже не было известно, построенные по его проектам здания приписывались другим архитекторам. Особенно примечателен случай с гостиницей "Астория", автором проекта которой долгое время считался известнейший архитектор Александр Красносельский.
Авторство "Астории" и еще 2 объектов неожиданно раскрылось благодаря небольшой брошюре 1914 года, которая попала в руки днепровских историкаов относительно недавно. В том году в Екатеринославе местные архитекторы и инженеры организовали Первую архитектурно-художественнаяую выставку, по результатам которой был составлен каталог объектов. Среди известных исследователям имен, таких, как Александр Красносельский, Дитрих Тиссен и другие, напротив проекта гостиницы "Астория" значилось совершенно новое имя - С.В.Виленский.
Впоследствии удалось выяснить его имя - Самуил - благодаря его сыну, писателю и журналисту Эзре Виленскому. Российская Еврейская Энциклопедия приводит данные о Эзре Самуиловиче Виленском, который родился в Екатеринославе в семье архитектора в 1902 году. Сложно предположить, что речь могла идти о каком-то другом архитекторе-однофамильце.
Интересно, что Эзра Виленский также был довольно примечательной личностью. Он принимал участие в первой советской высокоширотной экспедиции на ледоколе "Садко" в 1935 году, в 1937 году - в высадке первой в мире экспедиции на дрейфующую станцию "Северный Полюс" под руководством Ивана Папанина, через год - в эвакуации членов этой экспедиции. Участник Второй мировой (в частности, обороны Одессы). Награжден орденами и медалями.
Но вернемся к архитектору Виленскому. Кроме "Астории", достоверно известно о еще 2 его проектах.
В 1910-1911 годах были построены 4 корпуса Первого Екатеринославского домостроительного общества (так называемые "Дома ПЕДО") на улице Казачьей (совр. Староказацкая). Трехэтажные здания возведены в стиле модерн, в каждом были 3-х и 6-комнатные квартиры, холодильник, прачечная, котельная. Дома ПЕДО стали первым в городе аналогом современного ОСББ.
В одном из корпусов 19 октября 1918 года родился известный еврейский поэт Александр Галич (Александр Аронович Гинзбург), в его честь на стене здания установлена мемориальная доска.

Третий объект Виленского построен в 1912 году на углу улиц Казачьей (совр. Староказацкая) и Садовой (совр. Фабра) - доходный дом Андриевских, один из самых элитных жилых комплексов Екатеринослава. По данным екатеринославского адрес-календаря за 1915 год, сам архитектор также проживал в этом доме.
В 1920-е годы бывший дом Андриевских был передан комсомольской коммуне. В числе прочих жил здесь и известный советский поэт еврейского происхождения Михаил Светлов (наст. фамилия Шейнкман)
Самуил Виленский работал в стиле рациональный модерн. Особенности его стиля позволии современным исследователям предположить, что Виленский является автором и других зданий, архитекторы которых точно неизвестны: доходные дома Бабушкина (Екатерининский проспект), Моисеева (Тихая улица), Золотаревского (Гостиная улица), Губергрица (Казачья улица), Иванова (Провиантская улица), Бабицкого (Алексеенковская улица), Сухотинского (Первозванновская улица), Грановского (Екатерининский проспект), Штромберга (Екатериниский проспект), Эля (Алексеенковская улица), торговых корпусов Троицкого базара. Но это всего лишь предположения.
Самые роскошные из этих зданий, к сожалению, не сохранились.

Александр Гинзбург: (не)удачный эксперимент
Александр Маркович Гинзбург - один из известнейших архитекторов Харькова, настоящий гуру модерна. В 1909 году именно он стал победителем конкурса на лучший проект клуба для Екатеринославского Общественного Собрания - еврейского аналога Уездного земства, места "тусовки" еврейской элиты города.
Общественное собрание приобрело участок на улице Воскресенской, 6. В 1912 году для Клуба было построено необычное здание в модернистском стиле, еще неизвестном широкой публике в тот момент. Его называли "первым небоскребом Екатеринослава". Александр Гинзбург, работавший в Харькове исключительно в стиле модерн, видимо, решил поэкпериментировать, и полигон для этого выбрал подальше от родного города. Сегодня мы можем сказать, что эксперимент удался - здание является одной из архитектурных изюминок Днепра. Но в момент сдачи объекта заказчик, вероятно, вспоминал архитектора "незлым тихим словом".

Революционное использование железобетона и новых технологий сыграло злую шутку с Клубом - в приемной комиссии отсутствовали нормативы, согласно которым здание можно было принимать в эксплуатацию. Только в 1913 году было наконец получено разрешение на частичное использование здания, но полностью оно так никогда и не использовалось по назначению. В августе 1914 года, после начала Первой Мировой, в Российской империи был введен запрет на азартные игры и "сухой закон". Общественное собрание осталось без основной части доходов, и так и не смогло погасить взятый на строительство кредит. В 1916 году здание было продано за долги.
В 1919 году обговаривалась идея передачи здания для размещения Еврейского политехнического института, председателем попечительского совета которого был Моисей Болоховский. Он же с 1913 года возглавлял Совет старшин Общественного собрания. До конкретного действия дело, однако, не дошло.
Сегодня здание не потеряло связь с еврейской историей города. В нем размещается городская филармония, которая носит имя знаменитого скрипача, уроженца Екатеринослава Леонида Когана.
Александр Гинзбург после войны был главой еврейской общины города Харьков. Умер в 1949 году.

Интересно, что существовал еще один проект Александра Гинзбурга, разработанный им в Екатеринославе - дом некоего Гальперина. Но этот проект по каким-то причинам не был реализован, и даже точно не известно место предполагаемого строительства.

Виктор Эстрович: дебют под императорской короной
Виктор Абрамович Эстрович - еще один известный зодчий города Харьков, работавший в самых разных стилях, от неоклассицизма до ар-деко и конструктивизма. Так же, как и Гинзбург, в Екатеринославе он отметился единственной постройкой. Но в отличие от Александра Марковича, сторившего здесь свой объект в качестве уже известного и именитого архитектора, проект екатеринославского отделения Санкт-Петербургского коммерческого банка стал дебютным для молодого инженера Эстровича.

В 1909 г. Санкт-Петербургский международный коммерческий банк приобрел участок на улице Воскресенской, 13, под строительство местного филиала. На конкурсе проектов победил столичный архитекор Лишневский, но по непонятной причине правление банка выбрало проект, который даже не подавался на конкурс - начинающего архитектора Виктора Эстровича. Зданее было возведено в 1912 году, у до сегодня не поменяло своего функционального назначения - здесь располагается отделение Национального банка Украины. Частично утраченный в советское время декор в виде ваз и герб Санкт-Петербурга были восстановлены в 2006 году.
После дебютного успеха Виктор Эстрович переселился в Харьков, где стал востребованным архитектором как в 1910-х годах, так и в советское время. Многие из его объектов являются памятниками архитектуры.
Виктор Абрамович Эстрович погиб во время оккупации Харькова; вместе с тысячами других евреев он был расстрелян в Дробицком яру в 1941 году.
Генрих Швецкий-Винецкий: на крыльях конструктивизма
Генрих Львович (Генох Лейбович) Швецкий-Винецкий - коренной екатеринославец. Родился в 1901 году, в 1920 начал учебу на инженерном факультете Екатеринославского еврейского политехнического института. После ликвидации политеха продолжил учебу в Петроградском институте гражданских инженеров, трудовую деятельность начал там же, в Ленинграде.
В 1930 году Швецкий-Винецкий вернулся в уже Днепропетровск, организовал проектное бюро. В открытом в том же году фактически на базе бывшего еврейского политеха Инженерно-строительном институте (в существовавший строительный техникум перешел весь преподавательский состав института, что позволило повысить статус учебного заведения), Швецкий-Винецкий основал и возглавил кафедру архитектуры. С 1937 года - член Всеукраинского правления Союза советских архитекторов.
Архитектор работал в популярном тогда и "идеологически правильном" стиле конструктивизм. Одно из лучших его творений - корпус родного Инженерно-строительного института на ул. Чернышевского, 24а, прозванный в народе "Дом-самолет". Здание с полукруглым фасадом действительно напоминает самолет. Интересное решение применено и в интерьере: вместо лестницы Швецкий-Винецкий запроектировал внутренний пандус.
Генрих Швецкий-Винецкий разрабатывал также проекты других ВУЗов: Химико-технологического института на улице Лагерной (совр. пр. Гагарина, 8; здание в стиле конструктивизм было перестроено в 1950-х гг.) и Металлургического института на этой же улице (пр. Гагарина, 4; в 1953 г. корпус также перестроен, но первоначальные черты просматриваются).

В 1933 году по проекту Швецкого-Винецкого на ул. Дзержинского (совр. Вернадского) был сооружен городской стадион "Динамо", разрушенный впоследствии во время войны. На его месте в 2000-х гг. другим еврейским архитектором, Александром Дольником, запроектирован жилой комплекс "Амфитеатр", в плане напоминающий стадион.
В 1935 году по проекту Генриха Львовича был создан уникальный открытый Зеленый театр в парке Шевченко. Во время войны Зеленый театр сильно пострадал больше не восстанавливался, но его следы можно увидеть и сегодня.

Еще один интересный проект архитектора - элитный жилой комплекс на углу проспекта Карла Маркса и Октябрьской площади (совр. пр. Яворницкого и пл. Соборная), предназначенный для инженеров, преподавателей ВУЗов и директоров крупных предприятий. Он получил название "Дом Специалистов" и был возведен в 1935 году все в том же стиле конструктивизм. В этом доме проживал и сам Генрих Львович.
Во время войны дом был разрушен и восстановлен впоследствии уже в формах сталинского неоклассицизма.
После войны Генрих Швецкий-Винецкий переехал во Львов, где стал одним из ведущих городских архитекторов. Умер в 1965 году, похоронен на Лычаковском кладбище.

Иосиф Каракис: галерея типовых шедевров
Раз уж мы говорили о харьковских "варягах", то нельзя не вспомнить и легенду Киева, "маэстро украинского конструктивизма" Иосифа Юльевича Каракиса. И, хотя лично он в Днепропетровске, вероятно, не был, но по рарабртанному Каракисом типовому проекту здесь построены два здания. Возможно, и больше - Иосиф Юльевич после войны занимался типовыми проектами школ, только до 1980-х годов в СССР по проектам Каракиса построили более 4000 школьных зданий. Но эта разработка стоит особняком.
Еще до войны архитектор разработал необычный проект жилых домов - галерейного типа. При строительстве этих зданий получалось экономить до 15% средств. В новых домах Каракиса в квартиры входили через открытую галерею, а не как обычно - через подъезд, а лестницы располагались в торцах. В 1950-х годах два таких дома построили и в Днепропетровске, на улице Титова, 8. Они стали одной из архитектурных изюминок города.
Марк Шнеерсон: спаситель чудотворной иконы
После войны город лежал в руинах. Одним из тех, кто внес огромный вклад в восстановление Днепропетровска, стал еврейский архитектор Марк Борисович (Мордехай бен Борух) Шнеерсон.
Марк Шнеерсон начинал отнюдь не с созидания. В начале войны он пошел добровольцем на фронт, где стал сапером. Сначала рядовым, затем - командиром взвода, командиром роты. Закончил боевой путь в звании майора, начальником инженерной службы дивизии. Дошел до Берлина, его роспись есть на рейхстаге. Две контузии, тяжелое ранение, 2 ордена и 14 медалей.
Но самый любопытный факт из его военной биографии - награждение медалью "За боевые заслуги". Награду от маршала Конева еврей Шнеерсон получил за спасение... иконы! Марк Борисович лично расчистил заминированный немцами костел, в котором находилась польская национальная реликвия - чудотворная икона "Матка Бозка Ченстоховска", написанная, по преданию, апостолом Лукой.

После войны Марк Шнеерсон работает в Днепропетровске архитектором. Благодаря ему были восстановлены многие разрушенные памятники архитектуры - такие, как дом Бродского (реконструирован под Гипромез), дом Кузьмицкого (музыкальное училище) и другие.
Также по его проектам построено множество зданий. Архитектурный стиль послевоенного времени был предсказуем - советский вариант ар-деко.
Более поздние работы архитектора выполнены в стилях, соответствующих эпохе - от сдержанного проекта 16 больницы на пр. Б.Хмельницкого до новаторского проекта корпуса Медицинской Академии на Соборной площади.
Марк Борисович Шнеерсон умер в 2010 году, похоронен в Днепре.
Продолжение следует
Источники:
Валентин Старостин. Днепровская городская энциклопедия
Сообщество Екатеринославъ - Днепропетровск
Максим Кавун. "Кто построил Асторию?" Недвижимость в движении, 2010
Максим Кавун. Банк под императорской короной
Фото:
Евгений Шнайдер