Евреи были активными участниками гражданской войны в России 1917-1922 гг. Надо подчеркнуть, что те времена были одними из самых тяжелых для еврейского населения бывшей Российской Империи. Евреи подвергались погромам со стороны петлюровцев и поляков, для которых было вполне естественным нападать на поселения евреев, грабить, насиловать и убивать. Григорьевцы также уничтожали евреев. Недалеко от них ушли казаки, белые и красные, которые воспринимали еврея как жида-недочеловека.
В 1918 году некая группа русских офицеров, имеющих еврейскую национальность, пыталась влиться в отряд Антона Деникина, чтобы вместе бороться против большевиков. Однако у Деникина не хватило духу согласиться на такое предложение. Мало того, что большинство донских казаков были антисемитами, так еще и сама еврейская национальность слабо сочеталась со взглядами белогвардейцев в целом. В итоге, испугавшись, что казаки прибьют их как евреев или как офицеров, Деникин решил отказать еврейским добровольцам.
Зато в известной армии батьки Махно ситуация несколько отличалась. По своей сути Нестор Иванович не был антисемитом. Это объясняется не только его анархическими взглядами, но и личностными качествами. «Повстанческая Армия» батьки включала в себя немало евреев. Причем Махно совершенно не пугался возможных недовольств и бунтов, связанных с еврейским вопросом, и в случае чего сразу же успокаивал бунтовщиков расстрелом. Интернационализм ему привили еще на царской каторге, да и сам анархизм предполагал отрицание различий между людьми, как по религиозному, так и по национальному признаку. Анархическая идеология признавала лишь свободных трудящихся, которые должны бороться со всеми, кто против них.
Среди сторонников Махно был некий доктор Абрам Лось, благодаря которому был открыт лазарет, а махновской артиллерией командовал Абрам Шнейдер. Махновскую разведку и контрразведку возглавлял известный Лёва Задов (Зиньковский). За культпросвет у Махно отвечала Елена Келлер, а среди членов культпросветотдела армии были Иосиф Эмигрант (Готман), Яков Алый (Суходольский) и др. Их задача заключалась в формировании у бойцов махновской армии идейного духа.
Махно, со своей стороны, пытался пресечь всяческие антисемитские проявления. Очевидцы рассказывают, что он расстрелял автора плаката, замеченного им на одной из станций, который гласил: «Бей жидов, спасай революцию, да здравствует батько Махно!».
К сожалению, взгляды Махно далеко не на всех его опричников оказывали влияние. В большинстве из них почти в крови было стремление убивать и грабить евреев, и идеология тут играла меньшую роль: хоть петлюровская, хоть махновская.
В 1917 году в Гуляй-Поле Махно решил создать еврейскую роту, во главе которой поставили нееврея, бывшего унтер-офицера, Александра Тарановского.
В апреле 1918 произошел один случай. Немцы, изрядно побив красную дивизию Егорова и батальоны Махно, подошли вплотную к Гуляй-Полю. К тому времени в столице батьки находилась небольшая махновская «головка», которая понимала, что немцев ей не осилить, и решила как-нибудь выйти из положения. Заговорщикам пришла идея арестовать «несогласных», верных идеям Нестора Махно, и заявить о приверженности украинской линии, что подразумевало лояльность к Скоропадскому и немцам. Причем аресты поручили провести именно еврейской роте. Евреям намекнули, что от гетьманцев и немцев им кроме погромов ждать нечего, а значит, нужно показать себя союзниками, и тогда новоявленные перебежчики за них похлопочут перед новой властью.
Эта новость сильно огорчила Махно. Однако ситуация закончилась без вмешательства батьковской руки. Арестованные были освобождены самими же еврейскими заговорщиками, которые затем подались в бега.
Хотя еврейскую роту тогда расформировали, она снова была организована год спустя. Новую роту усилили пулеметами, а ее миссия заключалась в прикрытии Гуляй-Поля.
Еврейская рота потерпела сокрушительное поражение в стычке с кубанским казаком Андреем Шкуро, отличавшийся своей жестокостью и национализмом, основную ноту в которой составлял антисемитизм. В конное подразделение Шкурко входили терские и кубанские казаки, а также остатки Чеченской кавалерийской бригады. Еврейские бойцы оказали упорное сопротивление казакам, но погибли все до единого.
После полного уничтожения еврейской роты, она была снова возрождена и провоевала до 1921 года.
На фоне усиления антисемитских тенденций батько Махно старался образумить своих сторонников, о чем свидетельствуют его мемуары. По словам Махно, он считал антисемитизм «заразой», которая проявлялась у массы крестьян. Он видел большую опасность в проявлении антисемитизма, но его усилия, направленные на преодоление этой болезни в своих рядах, оказались тщетными.
Хотя Махно и нельзя назвать «еврейским батькой», его идейная борьба с антисемитизмом заслуживает большого уважения, особенно в те сложные времена.