Аномальное положение еврея в современном мире - это всего лишь поздняя версия судьбы, которая преследовала его с тех пор, как он начал странствовать среди чужих и враждебных народов. Однако ни в одном месте и ни в одном времени его положение (бедственное в том числе) не было столь очевидно уникальным, как в Средневековой Европе.
Средневековый антисемитизм
Суть этой уникальности заключалась в его неоднозначном отношении к христианскому обществу, в котором он вел свое шаткое существование, с одной стороны, под влиянием всех объективных сил, которые формировали его окружение, а с другой - отгороженное от этого окружения непреодолимыми стенами подозрительности и враждебности. Его упорство в своем религиозном и культурном «отличии» от нетерпимой христианской цивилизации того времени, догматическая вражда, поддерживаемая Церковью, его статус меньшинства в сочетании с эффективной экономической конкуренцией с его нееврейскими соседями - все вместе это создавало зависть и ненависть.
Однако это не вся история; мы должны учесть еще один элемент в психологическом контексте, который определял отношение христианина к еврею; этот элемент сегодня утратил свою силу, но в Средние века он был широко распространенным. Он способствовал возникновению чувства страха, даже суеверного страха, в эпоху, когда суеверие было господствующей верой не только масс, но и многих их лидеров.
Сатана и евреи
В те дни колдовство было очень реальным и пугающим явлением, и многие средневековые христиане смотрели на еврея как на мага по умолчанию. Преданность Сатане, с настойчивостью приписываемая евреям, была не просто формой оскорбления или риторикой. Сатана был главным источником магии, которая действовала только по его дьявольской воле и попустительству.
Христианские писатели совершенно ясно дают понять, что это и есть та связь, о которой они говорят. Светские и религиозные власти время от времени предпринимали действия против евреев по этой причине, и Инквизиция иногда пользовалась обвинением вместе с ограничениями церковного закона, которые исключали евреев из правового поля.
Массы также быстро хватались за возможность, предоставленную этим обвинением. Приведем один пример: наиболее жестокое нападение толпы на евреев в Англии, которое охватило все крупные еврейские общины и унесло много жизней, началось во время коронации Ричарда I в Лондоне 3 сентября 1189 года.
В тот раз еврейская делегация, которая пришла с дарами и клятвами верности, была изгнана из дворца, евреев публично обвинили в том, что они пришли, чтобы наложить свои чары на только что коронованного короля, они были атакованы толпой; вспышка быстро распространилась по городу и всей стране, продлилась более полугода и оставила за собой след ужасной бойни. Подобные проявления в большей или меньшей степени были обычным сопутствием подобного обвинения.
Подозрения относительно еврейских традиций
Поразительная особенность взгляда христиан на еврейское колдовство состояла в том, что оно было, по их мнению, присуще не конкретным евреям, которые заслужили такое обвинение своими действиями, а целому народу. Следовательно, каждый невинный еврейский поступок, который по своей странности вызывал подозрение, считался дьявольским средством против христиан.
Обычай бросать горсть земли через спину после похорон вызвал в Париже обвинения в колдовстве в 13-ом веке, которые могли бы закончится плачевно, если бы раввину Моше бен Иехилю не удалось убедить короля в совершенно безобидной природе обычая. Практика омовения рук после кладбища вызвала те же подозрения, некоторые из которых привели к кровавым сценам.
Влияние на еврейскую практику
Вскоре эти повторяющиеся обвинения стали настолько абсурдными, что раввины Средневековья сочли необходимым (вынужденные к этому шагу общественным мнением) приостановить некоторые из этих обычаев. В случае с бросанием земли, хоть «многие и были вынуждены пренебречь этим обычаем из-за страха, что неевреи обвинят их в колдовстве», сам обычай был направлен как раз против страха.
Но в других случаях страх брал верх. Траурные обряды «покрытия головы» и «переворачивания постели» прекратились именно по этой причине. В талмудические времена страх перед этими обвинениями заставлял еврейские власти освобождать главу семьи от обряда «поиска хамца» накануне Песаха в местах, принадлежащих и неевреям; в Средние века была мощная, но безуспешная агитация отказаться от этого обряд вообще, даже в помещениях, принадлежащих евреям, «потому что в наших домах есть служанки-язычницы», которые могли бы поднять тревогу.
Однако в Провансе ритуальное очищение общественной печи при подготовке к выпечке на Песах было забыто «из-за подозрений в колдовстве.» Когда в еврейском доме вспыхивал пожар, его владелец не смел ожидать пощады от толпы, ибо его считали колдуном, стремящимся уничтожить христианский мир, и его наказание обычно сопровождалось его преступлением. Поэтому тогдашние раввины были необычайно терпимы к нарушениям запрета тушить пожары в шабат и в День Искупления. При малейшей опасности они отменяли этот запрет, «ибо это вопрос жизни и смерти, так как они обвиняют нас и преследуют нас».
Когда порок становится добродетелью
Евреев забрасывали камнями из-за их «колдовства». Но для того, чтобы поверить в то, что порок стал добродетелью, необходимо немного знаний о человеческой природе; христианам понадобилась опытная магия. Если евреи были магами, а каждое их действие - чарами, то их магические приспособления могли не только вредить, но и помогать.
Раввин Исаак Бен Моше из Вены, живший в XIII веке, рассказывает, что однажды, когда он был в Регенсбурге на празднике, «один нееврей, имевший большую власть в городе, сильно заболел и приказал еврею дать ему немного своего вина, иначе он наверняка умрет; я дал этому еврею разрешение послать вино (хоть это и был праздник), чтобы предотвратить неприятности, хотя были те, кто был не согласен и запрещал это».
Очевидно, еврейское вино обладало оккультной целительной силой; возможно, этот человек имел в виду вино, которое было благословлено евреями. Было бы интересно узнать, насколько было эффективным это лечение, но раввин не продолжает историю.
Мезуза была также объектом подозрения, но в то же время - объектом желания. Мы знаем, что христиане считали ее магическим приспособлением, ибо один писатель XV века увещевал своих читателей прикреплять мезузу к своим дверям, даже если они жили в доме, принадлежащем нееврею, несмотря на то, что домовладелец мог обвинить их в колдовстве.
Действительно, евреям в Рейнской области пришлось прикрывать свои мезузы, ибо, как жаловался один писатель XIII века, «христиане из злобы и чтобы досадить нам, втыкают ножи в отверстия мезузы и разрезают пергамент». Несомненно, из злого умысла, однако, магическая репутация мезузы, должно быть, придавала особую силу их мстительности.
Тем не менее, даже христиане, занимающие высокие посты, были не против сами пользоваться этими магическими инструментами. В конце XIV века епископ Зальцбургский попросил еврея дать ему мезузу, чтобы прикрепить ее к воротам его замка, но раввинский авторитет, к которому этот еврей обратился за советом, отказался допустить столь возмутительную профанацию религиозного символа.
Магия и средневековое исцеление
В области медицины, в частности, был известен еврейский магический навык, призванный совершать чудеса. Согласно распространенному мнению, демоны и магия часто были основными причинами болезней, поэтому медицина была законной областью колдуна.
Еврейские врачи были одними из первых представителей научной медицины в германских землях. Их знание языков, доступность арабо-греческих медицинских трудов в переводе на иврит, их склонность к путешествиям и учебе за границей, их свобода от Церкви - все это порождало суеверие в отношении чудесных исцелений, реликвий и тому подобного, что часто делало их более эффективными практиками, чем их нееврейские конкуренты.
Парадоксально, но их научная подготовка, какой бы она ни была, делала их магами в глазах народа, и каждый триумф медицинской науки укреплял убеждение того, что евреи замешаны в колдовстве.
Источник: myjewishlearning.com
Перевод Анастасии Яценюк