В Талмуде законоучителей, проживавших в Эрец-Исраэль в I-II в., называли таннаи. Группы мудрецов в различные периоды времени назывались по разному: зугот, упомянутые выше таннаи, амораи и савораи и т.д. Было принято, что авторитет ранних законоучителей преобладал над авторитетом последователей.
Изначально Тору от Всевышнего получил Моисей, который передал ее своему преемнику Иегошуа бин Нуну, тот передал ее старейшинам, старейшины – пророкам, а пророки уже – Великому собранию. Моисей записал Тору в Пятикнижие, ставшее Письменным Законом.
Многие ученые пришли к выводу, что окончательная канонизация Пятикнижия произошла в VI в. до н. э., когда в Эрец-Исраэль пришел Эзра, сделавший обязательным публичное чтение Торы на собраниях и который хотел привести в соответствие законам Торы жизнь евреев.
Эзра, будучи софером, то есть тем, кто переписывает Тору, вместе со своими учениками стали первыми толкователями Пятикнижия. Последователями Эзры были мудрецы периода зугот.
Период деятельности таннаев совпал с двумя трагическими событиями для еврейского народа: Первая Иудейская война в 70 году и восстание Бар-Кохбы в 135 году.
После разрушения Храма таннаи, лишившись конкурентов, стали единственными духовными руководителями еврейского народа. Центр их деятельности сместился с разоренного Иерусалима в Явну, где тогдашний глава Синедриона, Иоханан бен Заккай создал ешиву, которая затем превратилась в самое образцовое и уважаемое учреждение. На смену Иоханану бен Заккая пришел Гамлиэль II, расширивший Синедрион до Великого Синедриона, членами которого стали самые прославленные из таннаев.
Через какое-то время главным из таннаев стал рабби Акива, а следом за ним шел его оппонент рабби Ишмаэль бен Элиша. Именно тогда многие спорные галахические вопросы получили окончательное разъяснение. Большинству таннаев, занимавшихся обучением Торе абсолютно бесплатно, приходилось заниматься различными ремеслами, чтобы как-то прокормить себя и свою семью.
Как следствие подавления восстания Бар-Кохбы евреи подверглись жестоким преследованиям. Им запрещалось изучать Тору и соблюдать религиозные обряды, а многих таннаев казнили. Однако евреям удавалось изучать Тору втайне.
Некоторые мудрецы из Вавилонии совершали попытки заполучить верховный авторитет у еврейского народа, но это им не удалось. Последователи убитого рабби Акивы всеми силами старались возродить Синедрион. Так в IIІ в. Тверии был создан Синедрион во главе с Шимоном бен Гамлиэлем. Он смог вернуть таннаям их религиозную монополию в Эрец-Исраэль. Когда же главой Синедриона стал его сын, Иегуда а-Наси при благоволении со стороны римских императоров династии Северов, евреи получили широкую автономию в законодательной сфере и сфере судопроизводства.
Основным результатом деятельности таннаев является составление Мишны. Таннаи, с одной стороны, занимались юридическими вопросами и формулировкой законов, а с другой стороны – комментированием Торы ради выделения галахических постановлений.
Большинство из тех высказываний таннаев, которые не попали в Мишну, включены в Талмуд под названием Тосефта.
Одним из знаковых литературных и исторических произведений таннаев является «Седер олам» Иосе бен Халафта, где описывается хронология истории человечества от Адама до разрушения Второго Храма.
Мудрецы последующих поколений указывали на то, что таннаи несли людям учение Торы и призывали быть верными традиции даже тогда, когда для самих это было смертельно опасно.
Мишна содержит дискуссии таннаев, а зачастую некоторые спорные вопросы так и не получили окончательного решения. В дальнейшем появились правила, в соответствии с которыми решение принималось на основе авторитета определенного танная. Так предпочтение отдается мнению Гиллеля, а не Шаммая; мнению рабби Акивы, а не Ишмаэля бен Элиши и т.д.
Аврагам Ибн Дауд, живший в XII веке, разделил эпоху таннаев на пять поколений плюс одно добавочное (полутаннаи, ученики рабби Иегуды а-Наси, деятельность которых приходится на период после завершения Мишны). Последним таннаем является сам рабби Иегуда а-Наси, который, собственно, и записал весь текст Мишны, до того времени передававшийся от учителя к ученику исключительно в устной форме.