После таннаев, амораев и гаонов началось время мудрецов «ришоним».
В период, когда вавилонские академии потеряли свой былой авторитет, и в еврейской среде стали появляться независимые центры изучения Торы, вплоть до возрождения смихи благодаря Меиру бен Баруху из Ротенбурга, действовали галахические ученые, которых принято называть «ришоним», то есть «ранние» или «первые».
Конец эпохи вавилонских гаонов ознаменовался кончиной гаона по имени Хая бен Шрира. После чего началась эпоха ришоним. В Испании первым галахическим ученым «раннего» периода стал Шмуэль а-Нагида, в Германии - Гершом бен Иегуда Меор а-Гола, а в Северной Африке – Ниссим бен Яаков и Хананэль бен Хушиэль.
Самыми выдающимися ришоним были: в Испании – Алфаси, Маймонид, Нахманид, Шломо бен Авраам Адрет, Ашер бен Иехиэль, а в ашкеназских землях – Раши, Ицхак бен Моше из Вены, Шмуэль бен Меир, Меир бен Барух из Ротенбурга, Мордехай бен Хиллел Акоген, Яаков бен Меир Там.
Так, в Испании последними из ришоним считаются Ниссим Геронди со своим учеником Ицхаком бар Шешет Берфетом, в Северной Африке – представители семьи Дуран, а в Германии – Яаков бен Моше Молин и Исраэль бен Птахия Иссерлейн.
Исторические рамки эпохи ришоним начинаются XI веком и заканчиваются XVI веком.
В эпоху ришоним происходило плавное разделение жанров галахической литературы, что не было характерным для периода существования гаонов. Именно благодаря ришоним выделились такие жанры, как тосафот, респонсы, хаггахот, псаким, библейская экзегеза, философия, этика и др.
Выделение таких жанров повлекло за собой расширение тематики в целом, что отличало труды ришоним от трудов своих предшественников – гаонов. Литература ришоним основывалась на мнениях более ранних ученых и стремилась сохранить существующие местные традиции.
В Талмуде приводится сравнение «ранних» и «поздних» мудрецов Торы: «Если первые [ришоним] были подобны ангелам, мы подобны людям, а если первые были подобны людям, мы — ослам» (Шаб. 1126). Из этого следует вывод, что авторитет мудреца тем сильнее, чем ближе он находился ко времени получения откровения на горе Синай.
Еще во времена гаонов было определено важное галахическое правило, согласно которому необходимо следовать закону, составленному позднейшим авторитетом, так как более поздние мудрецы при установлении закона опираются на умозаключения своих предшественников. Мудрецы «позднего» периода, как считали гаоны, «подобны карликам, сидящим на плечах великанов», тогда как точка зрения «ранних» ученых, в том числе самих гаонов, бесспорна.
Официально окончание периода ришоним датируется 1555 годом, когда р. Йосефом Каро был составлен галахический свод законов – «Шульхан Арух»