Мы уже знакомились с мудрецами, известными в еврейской истории как таннаи, амораи и савораи. После эпохи савораев наступило время гаонов.
Гаонами, что в переводе означает «величие» и «гордость», называли глав ешив Суры и Пумбедиты в Вавилонии, которые, начиная с конца VI в. до середины XI в. пользовались огромным авторитетом у евреев в вопросах толкования Талмуда и использования его принципов в обычной жизни. Главы ешив в Палестине, Багдаде, Дамаске и Египте также носили титул гаона. Когда же «гаон» перестал быть официальным титулом, так стали называть выдающихся мудрецов и толкователей Законов Торы, как, например, Виленским Гаоном прозвали Элиягу бен Шломо Залмана.
Во времена Талмуда главы вавилонских ешив избирались их членами. Прежде чем стать гаоном, человек, как правило, проходил все ступени иерархии академических должностей. Гаон должен был быть не только ученым и мудрым, но и хорошим администратором. Немаловажное значение имело и происхождение кандидата на пост гаона: большая часть гаонов Суры и Пумбедиты происходила из 6-7 семейств. При этом сама должность не наследовалась. Считалось, что ранг сурского гаона превышал пумбедитского.
Среди вавилонских гаонов было немало видных личностей, которые внесли огромный вклад в учение и традиции иудаизма. Работы некоторых из них (Амрам бен Шешна, Саадия Гаон, Шрира бен Ханина, Шмуэль бен Хофни, Хай бен Шрира) признаны важнейшими произведениями галахической литературы.
Во времена существования гаоната два раза в год в ешивах организовывали «съезд» огромного количества ученых и знатоков Торы, на котором гаоны обсуждали проблемы Галахи и различные другие вопросы, которые интересовали на тот момент евреев со всех диаспор. Все ответы утверждались собранием, а документ скреплялся подписью гаонов. Затем все эти постановления рассылались во все страны, где проживали евреи.
В своих решениях гаоны руководствовались не только галахическими установлениями, но и принимали во внимание современные обстоятельства и потребности евреев в те времена. Все новые нормы, которые создали гаоны, обладали силой Галахи благодаря непрекословному авторитету гаонов в еврейском мире.
При том, что именно в позднем периоде вавилонского гаоната, действовали самые выдающиеся гаоны, сам институт гаоната практически перестал быть религиозно-культурным центром, а функции гаонов свелись лишь к общественно-административным. К концу IX века основная часть гаонов проживала в Багдаде, где располагалась столица халифата.
Постепенно начали образовываться новые центры талмудической учености, откуда вышло немало талантливых и авторитетных ученых. Это повлекло за собой ослабление зависимости евреев диаспоры от вавилонских ешив.
В конце XI века главы багдадской ешивы, которые считали себя последователями гаонов Суры и Пумбедиты, решили возродить институт гаоната. Так, первым багдадским гаоном, о котором сохранились данные, был Ицхак бен Моше бен Сахни – испанский переселенец. Самым же известным багдадским гаоном считается Шмуэль бен Али га-Леви. Однако багдадский гаонат просуществовал только до конца XIII века.
Относительно гаоната в Эрец-Исраэль современным ученым мало что известно. Титул гаона в Эрец-Исраэль передавался по наследству, поэтому примерно два века гаонами были представители одной семьи. Местные гаоны не только управляли ешивой, но и занимались делами еврейского населения. Хотя гаоны в Эрец-Исраэль не были такими великими учеными, как вавилонские, им удалось сохранить свои ешивы даже в нестабильной политической обстановке.
После захвата Иерусалима турками-сельджуками в 1071 году еврейская община была практически полностью разорена, а местная ешива была перенесена сначала в Тир, затем в Хадрах (Сирия), а потом в Дамаск.
Когда вавилонские ешивы и ешивы в Эрец-Исраэль перестали функционировать, еврейские общины Египта захотели учредить свой гаонат. Первым египетским гаоном стал Давид бен Даниэль в 1083 году. Однако египетскому гаонату не суждено было просуществовать долго – последний египетский гаон, Сар Шалом бен Моше, возглавлял египетскую ешиву до 1195 года.