Мудрецы, жившие в Вавилонии и Эрец-Исраэль после таннаев, о которых мы говорили в прошлой статье, известны под именем «амораи».
Амораи были составителями Гемары, период их деятельности – от окончания Мишны до завершения Иерусалимского и Вавилонского Талмудов.
Изначально слово «амора» на арамейском языке, которое буквально переводиться как «говорящий», означало ассистента учителя, в функции которого входило громко и четко повторять речь преподавателя во время урока. Амораи считаются толкователями учения таннаев.
Оба Талмуда, включая различные аггадические мидраши, основываются именно на дискуссиях амораев, поставивших перед собой цель «разъяснить» и «растолковать» Мишну, а также вывести в результате канонизированную Галаху. В Вавилонии амораи больше всего уделяли внимание составлению галахических принципов на основе изречений в Мишне и Барайте (законы, не вошедшие в состав Мишны – ред.). Амораи не имели право отрицать утверждения в Мишне, однако их галахические постановления по силе были равноценны постановлениям таннаев.
Во время деятельности амораев Эрец-Исраэль и Вавилония выступали основными центрами их религиозно-кодификационного творчества. Толкователи из Эрец-Исраэль и Вавилонии очень тесно между собой сотрудничали, а значит, и два созданных ими Талмуда можно считать единым творением, но выполненным в двух редакциях. Связь между двумя центрами обеспечивали своеобразные «гонцы», которых называли нехута («спускающийся»). Некоторые изречения вавилонских амораев встречаются в Иерусалимском Талмуде, как и наоборот: слова коллег из Иерусалима записаны в Вавилонский Талмуд. Вавилонские мудрецы признавали авторитет амораев Эрец-Исраэль, и даже посвящение в сан законоучителя происходило лишь в Эрец-Исраэль. Но к концу периода амораев главенство переняли толкователи из Ваваилонии.
Так как практически никто из законоучителей не получал вознаграждение за работу над Талмудом, им приходилось параллельно заниматься земледелием, различными ремеслами или торговлей.
Период амораев можно разделить на поколения. Первые пять поколений амораев включают палестинских и вавилонских комментаторов, а два последних – только вавилонских, потому что Иерусалимский Талмуд к тому времени уже был написан. Всего известно о 2 тыс. амораев. Есть общепринятое деление амораев на поколения:
До 250 г. – первое поколение;
до 280 г. – второе поколение;
до 320 г. – третье поколение
до 340 г. – четвертое поколение;
до 380 г. – пятое поколение;
до 430 г. – шестое поколение.
до конца V в. – седьмое поколение.
Окончательный вид Талмуду придали савораи, которые действовали в период между амораями и гаонами (VI-VIIвв.)
Сам термин «савораи» означал ученых, чьи умозаключения имеют лишь субъективный характер. Он употреблялся еще задолго до периода савораев.
Про савораев сохранилось мало сведений. О них упоминается в «Иггерет Шрира Гаон» («Послание Шриры [бен Ханины] Гаона») и «Сефер а-каббала» («Книга преемственности») Авраама Ибн Дауда.
Считается, что начало эпохи савораев приходится на смерть амора Равины II (499 г.). По мнению Шриры, последними савораями были Гада и Симуна (жил до 540 г.), тогда как Ибн Дауд считает, что эпоха савораев продолжалась до смерти Шешны, который скончался в 689 году.
Шрира также утверждает, что после кончины Равины II перестали практиковать хораа – независимые решения, основывающиеся на толковании Мишны. При этом савораи продолжали выносить решения аналогичные хораа и растолковывали те моменты, которые были еще не объяснены.
Выходит, что савораи не привнесли в Талмуд ничего принципиально нового, но при помощи методов, схожих с теми, которые применяли амораи, они объясняли вопросы, относительно которых ранее не было принято окончательного решения. Шрира отмечает, что некоторые из решений савораев и их дискуссий были внесены в Талмуд.