Афганистан - это последнее место, где можно ожидать найти какие-либо следы еврейского прошлого, особенно учитывая исламизацию большей части страны за последние два десятилетия безжалостным Талибаном. Тем не менее, вплоть до убийства короля Надир Шаха в 1933 году, страна была удивительно терпима к евреям на протяжении более тысячи лет. Крупные афганские города, такие как Герат и Кабул, когда-то были убежищами для евреев, спасавшихся от преследований в других странах. Евреи Афганистана когда-то исчислялись тысячами и наслаждались миром и процветанием.
Сегодня остался только один еврей, который все еще называет Афганистан своим домом.
Записанная история афганских евреев начинается в 900-х годах н. э., через два столетия после того, как страна была обращена в ислам. Это не потому, что там не было евреев до этого времени, а скорее потому, что все записи, которые могли бы доказать существование доисламской еврейской общины в Афганистане, были утеряны. Однако есть некоторые афганские племена, такие как Дуррани, Юсафзаи и, в первую очередь, Пуштуны, которые утверждают, что являются одним из десяти потерянных колен Израиля. В случае пуштунов, ныне преобладающей этнической группы Афганистана, одна из их племенных легенд гласит, что группа под названием "Бани Исраэль" поселилась недалеко от современного города Герат и позже приняла ислам, после того, как их лидер встретился с Мухаммедом.
Еврейская Виртуальная Библиотека утверждает, что некоторые пуштуны имеют имена, которые звучат по-еврейски, такие как Ашери и Нафтали; кроме того, они практикуют еврейские обычаи, такие как женитьба под хупой и обрезание своих сыновей через восемь дней после рождения. Добавляя масла в огонь, сенсационные СМИ даже опубликовали несколько лет назад доклад, в котором утверждалось, что члены Талибана могут быть потомками евреев. Проведенный израильским правительством тест ДНК не выявил никакой связи между евреями и пуштунами.

В некоторых сообщениях упоминаются персидские евреи, спасающиеся от вторжения мусульман в 7-м и 8-м веках, но фактические записи, свидетельствующие о еврейском присутствии в Афганистане, датируются 10-м веком н. э. Эти записи, найденные недавно в северных афганских пещерах, написаны на иудео-персидском языке и в совокупности называются "Афганская Гениза". Документы свидетельствуют о коммерческой деятельности евреев на афганской части Великого Шелкового пути - огромного древнего торгового пути, протянувшегося от Китая до Средиземного моря. Они также включают личные письма, финансовые отчеты, раввинские и библейские комментарии.
На пике своего расцвета в 1000-х и 1100-х годах еврейское население Афганистана, по оценкам, достигло от 40 000 до 80 000 человек. Многие из них торговали кожей и каракулем (овечьей шкурой), часто путешествовали на большие расстояния между Афганистаном, Ираном, Индией и Центральной Азией. Часто эти поездки были опасны, так как евреи-купцы путешествовали по узким горным перевалам в восточной части страны, где можно увидеть высеченные в скалах еврейские и арамейские молитвы.

Еврейское население было уничтожено монгольским нашествием в 1222 году. Было короткое возрождение в 1500-х годах, когда евреи снова стали заметными в торговле между Афганистаном, Индией и регионом Персидского залива. Однако торговые пути начали сокращаться, и большинство афганских евреев обнищали.
В 1839 году мусульманские власти насильственно обращали в ислам евреев в Персии, в результате чего тысячи персидских евреев бежали в Афганистан. Это вернуло еврейское население к его былому количеству в 40 000 человек. Северо-западный город Герат, ныне третий по величине город страны, стал сердцем этой новой еврейской общины. Сегодня в городе осталось всего четыре синагоги, две из которых преобразованы в мечети, одна из них ныне школа, а последняя, синагога Йоав, стала исламским культурным центром. В бывшей синагоге Йоав все еще есть еврейские надписи на стенах, а также остатки миквы. Соседнее еврейское кладбище принадлежит Арифу Мозаи, афганскому еврею, чья семья похоронена там.
Начиная с конца 1800-х годов, положение афганских евреев становилось все хуже и хуже. Мусульманские власти приняли жесткие антиеврейские меры в 1870 году, вызвав массовую эмиграцию в соседние страны. Погромы проводились в крупных еврейских центрах Майманы и Герата, евреев заставляли платить высокие налоги и служить в вооруженных силах.
В 1927 году еврейское население сократилось до 5000 человек. У евреев было краткое возрождение под властью короля Надир Шаха (1929-33), который отменил многие из десятилетних антиеврейских декретов и дал евреям равные права. Катастрофа случилась, когда король был убит, и нацистская пропаганда просочилась в страну, вызвав новые погромы и геттоизацию евреев в Герате и Кабуле. Суровые экономические законы изгнали многих евреев из страны в 1930-х годах, а те, кто остался, были ограничены проживанием в городах Герат, Кабул и Балх.
Подавляющее большинство еврейского населения покинуло Афганистан в 1960-х годах. Большинство отправилось в Израиль, а некоторые в Нью-Йорк и Европу. Сегодня более 1000 афганских евреев и их детей живут в Квинсе, штат Нью-Йорк. Книга Сары Ахарон "От Кабула до Квинса" рассказывает об истории афганского еврейства и борьбе в акклиматизации к американской культуре.
Еврейская жизнь в Афганистане была похожа на жизнь в Персии, но сохранила некоторые уникальные обычаи. Как и многие другие еврейские общины в разных частях мира, афганская еврейская община заимствовала некоторые обычаи у своих соседей. Некоторые из этих обычаев включали в себя снятие обуви перед входом в синагогу. Лидеры общин требовали, чтобы женщины носили синюю паранджу на публике, в то время как мусульманские женщины носили белую. На дизайн афганских синагог повлияла архитектура местных мечетей.

Сегодня в Афганистане остался только один еврей. Его зовут Заблон Симинтов, он живет в Кабуле. Его история получила широкое распространение в международных средствах массовой информации; она трагична, но в тоже время вдохновляет. Симинтов, уроженец Туркменистана, живет в столице страны Кабуле на верхнем этаже последней действующей афганской синагоги на Цветочной улице. Нижний этаж он сдает в аренду нескольким предприятиям, в том числе там находится и его собственное кафе "Балх Бастан". Он торговал коврами и древностями, пока правительственные чиновники не конфисковали его товар.
Семья Симинтова эмигрировала в Израиль, поэтому в синагоге он живет один. Свиток Торы этой синагоги был украден много лет назад талибами, сама она находится в аварийном состоянии. Симинтов прекрасно ладит со своими соседями, которые относятся к нему с уважением.
На вопрос, почему он не хочет переезжать в Израиль, Симинтов ответил: "Переехать в Израиль? Что у меня там есть? Я не позволю еврейской истории умереть в Афганистане."
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк