В 1889 году в Петербурге Илья Абрамович Ефрон, владелец типографии и член Общества еврейских изданий, вместе с известной на всю Европу немецкой издательской фирмой «Ф.А.Брокгауз», создал акционерное издательское общество «Ф.А.Брокгауз – И.А.Ефрон». На двоих они вложили в общее дело баснословную по тем временам сумму – несколько миллионов рублей. Идея создания такого издательства принадлежит историку литературы Семену Венгерову, который мечтал издать «Энциклопедический словарь». Илью Ефрона и Фрица Брокгауза (внука основателя издательской фирмы) объединяли общие просветительские взгляды.

В течение 17 лет после основания издательства в свет вышли 86 полутомов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона». Книги отличались высоким качеством бумаги и специальным шрифтом. Далее были выпущены два издания Малого энциклопедического словаря. После успеха указанных изданий Ефрон и Брокгауз решили реализовать беспрецедентный проект – выпустить «Еврейскую энциклопедию», в 16 томах которой отобразить все знания о жизни евреев. Эта энциклопедия печаталась с 1908 по 1913 годы. Книги также отличались дорогими переплетами, в которых они могли сохраниться на века.
Такой масштабный проект требовал привлечения меценатов, которые быстро откликнулись. Так, финансовую поддержку издательству оказал один из богатейших людей в Российской империи и общественный деятель – барон Давид Гинцбург, а также доктор и гебраист Лев Кацнельсон.
В основе «Еврейской энциклопедии» лежало лондонское 12-ти томное издание «The Jewish Encyclopedia». Однако русский вариант был существенно расширен, в частности информацией о современном положении евреев в Восточной Европе.
Над содержанием «Еврейской энциклопедии» трудились самые авторитетные ученые того времени: востоковеды и гебраисты Наум Перфенкович и Авраам Гаркави, историки Семен Дубнов и Майер Балабан, социолог Марк Вишницер, юрист Давид Гримм. Давид Гинцбург и Лев Кацнельсон, кроме всего прочего, редактировали энциклопедию и входили в число ее авторов.
Интересный факт: идея Брокгауза и Ефрона в отношении создания «Еврейской энциклопедии» была холодно воспринята в еврейском обществе, и даже критиковалась и высмеивалась в еврейской печати. Сами издатели уже стали сомневаться в том, что им удастся довести дело до конца, но в итоге интерес к изданию стал расти, а когда энциклопедия была издана, еврейская интеллигенция вполне благосклонно ее приняла.
Издатели с авторами ставили цель создать труд на доступном языке, чтобы даже самый мало-мальски образованный читатель-еврей мог прочесть об истории своего народа, начиная с древности и заканчивая современностью. В энциклопедии написано о религии, праве, философии и литературе, письменности и фольклоре, общекультурных и национальных еврейских движениях. Кроме того, прочитав этот труд, еврей должен научиться отличать раввина от цадика, иметь понятие о Талмуде, каббале, хасидизме и других важных вещах, на которых основывается жизнь евреев во всем мире.
Спустя более столетие можно утверждать, что авторы «Еврейской энциклопедии» добились поставленных целей. Их труд стал самым полным справочным изданием в дореволюционной России, который и по сей день не утратил своей актуальности. Энциклопедия и в наши дни считается одним из главных источников статистических данных о еврейском населении Российской империи начала XX века, которое насчитывало около 6 млн. человек. В ней можно найти также информацию о социально-политической и культурно-религиозной истории России и других стран.
Авторы в 16-м томе энциклопедии высказали надежду, что их труд будет «способствовать развитию самосознания евреев в России, послужит памятником коллективного труда, посвященного духовным потребностям еврейского народа». Так и случилось – «Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона» стала таким памятником.
Издательство «Брокгауз и Ефрон» пережило падение Российской империи и большевистский переворот, после которого оно было включено в Петроградское объединение частных издательств, но было закрыто в 30-х года прошлого века, когда советские власти решили окончательно расправиться с частной собственностью.
По понятным причинам, в советское время вопрос о переиздании еврейской энциклопедии даже не поднимался, и только лишь после распада Советского Союза издательство «Терра» выпустило ее репринт в 1991 году.
По материалам jew-observer.com