Эпохе Средневековья присуща такая форма ведения спора как диспут. Опираясь на античные традиции Аристотеля и Цицерона, христианские деятели проводили обсуждения диссертаций в университетах, полемику о церковных теориях и т.п. Проявлениями такой методики ведения дискуссии стали межконфессиональные диспуты. Значительно повлиял на проведение диспутов и «перелом XIII века» к евреям, после которого начались попытки массовых крещений. В период XIII-XV веков было проведено несколько диспутов с еврейскими мудрецами. Причем, все они, кроме диспута в Париже, происходили, в основном на только что отвоеванных христианами землях Испании.
Одной из особенностей этих иудео-христианских диспутов стало то, что победителями в них оказывались евреи. В одном из первых диспутов, который происходил в 1240 году в Париже, участвовали раввины Моше из Кут, Шломо из Фалеза, Иэхиэль Парижский и Иегуда Меленский. Официально было признано их поражение, а причиной поражения стали всяческие ограничения в ходе прений. Парадоксально то, что победителем раввинов стал францисканский монах Николя Донин, который был евреем и даже учеником одного из раввинов-оппонентов. А именно, Иэхиэля Парижского. Херем (отлучение от еврейской общины – ред.) за сомнения в истинности Талмуда привел Николя Донина в лоно католической церкви, где он и стал успешным гонителем на сторонников Талмуда.
Вторым и наиболее знаменитым диспутом, который впоследствии послужил поводом для проведения ряда «испанских» диспутов, стал диспут в Барселоне. Прежде всего, из-за участия в нем раввина Моше бен Нахмана (Нахманида, Рамбана). Этот диспут проходил в более свободной для евреев обстановке, поэтому из него никто не вышел победителем. Оппонентом в диспуте снова стал крещеный еврей – доминиканский монах Пабло Христиани.
Сама цель диспута была уже не так категорична, как на Парижском. Пабло Христиани ставил целью доказать при помощи Талмуда преимущества христианских доктрин. Рамбан же в основном противостоял самим методам ведения дискуссии и непоследовательности аргументации. Видя бессмысленное столкновение двух различных систем ведения дискуссии, которые никак не могут взаимодействовать, Рамбан просил прекратить диспут из страха перед доминиканскими миссионерами, «наводящими ужас на весь мир» и проповедовавшими в синагогах. Несмотря на то, что победа, по мнению схоластов не могла остаться за стороной, позиция которой считалась заведомо неверной, оба участника диспута считали себя в нем победителями.
Последующие незначительные диспуты на Майорке, в Бургосе и Авиле, Пампелуне имели не столько политическое, сколько литературное проявление. Ход этих диспутов лег в основу различных произведений как католиков – «Диспут на Майорке», так и евреев – «Эзер ла Эмуна» Моше Когена, «Эвен Бохан» Шем-Това бен Шапрута. В этих диспутах также участвовали евреи-выкресты, но уже без присутствия королевских особ.
Последний крупный диспут проходил в Тортосе около двух лет (1413-1414 года). Этот диспут был поддержан папой Бенедиктом XIII. Носителем христианской точки зрения стал крещеный еврей Иероним де Санкта Фиде, который и выступил организатором диспута. Раввины Зехарья а-Леви, Матитьягу а-Ицхари, Йосеф Альбо, Аструк а-Леви не могли в полной мере отражать доводы Иеронима из-за постоянного давления доминиканцев на них. Иероним объяснял догматы христианства с помощью талмудической литературы. Во время диспута доминиканцами активно распространялись слухи о поражении раввинов, и следствием этого стало массовое крещение евреев Испании и гонения приверженцев иудаизма. В еврейских хрониках период диспута был обозначен как «время вероотступничества».
После Тортосского диспута в XV веке различные диспуты проходили в Германии и Италии. Но все они изначально скептически относились к иудейской стороне. Первый же относительно свободный диспут состоялся лишь в конце XVII века. Но это уже совсем другая история…