Сегодня США является одной из самых могущественных держав мира. Американцы гордятся своими демократическими правами и свободами, а «американская мечта» влекла и до сих пор влечет на континент массу эмигрантов в поисках лучшей жизни. В США чтут память о таких знаковых событиях истории, как прибытие пилигримов, война за независимость и др. Однако, в то же время не все знают о существенном вкладе евреев в историю США.
Первые сведения о пребывании евреев на территории Северной Америки восходят к 1570 г., когда в Техас прибыл конкистадор Луис де Карабахал-и-Куева из семьи испанских выкрестов. Официально же первыми евреями, ступившими на эти земли, считается Йоахим Ганц из Праги, прибывший в 1584 г. с экспедицией сэра У. Рейли. А также приплывший на одном из первых кораблей пилигримов «Эбигейл» в 1621 г. Элиас Лагард, который является первым сефардом.
Мигрировали евреи в Новый Свет по причине свободы вероисповедания и экономической деятельности. В XVII в. наблюдается переселение сефардов из Нидерландов, Французского королевства и с островов Карибского моря. Лишь с 1670-х гг. в британских колониях появились ашкеназы. В XVIІI в. миграция ашкеназов возросла, и уже накануне создания государства США, там проживало от 2 тыс. до 2,5 тыс. чел.
Поворотным моментом в истории евреев США стала их поддержка создания государства в годы войны за независимость. Так, большинство евреев разделяло стремление жителей колоний к освобождению от британской власти, надеясь, что в новом государстве положение евреев улучшится. Несмотря на такую патриотическую позицию, роль евреев в событиях, приведших к американской революции, в значительной степени не выделяется, учитывая, что они представляли лишь крошечный процент от всего населения страны.
Когда революционный пыл усилился после того, как в 1765 г. в Британии был введен Закон о гербовом сборе, подписи еврейских купцов появились на различных резолюциях о ввозе, принятых отдельными колониями. Как и другие американцы, они выступали против власти британского парламента облагать налогом колонии. С началом боевых действий общинные лидеры призывали евреев покидать города (Аарон Лопес в Ньюпорте, р. Гершом Мендл Сейксас в Нью-Йорке и др.).
Некоторые еврейские семьи были разделены этой войной. Так, Давид Фрэнкс был единственным агентом короля в северных колониях, обеспечивавшим еду и припасы для британских войск; но другие члены его семьи (Давид Солсбери Фрэнкс и Ицхак Фрэнкс) служили офицерами в Континентальной армии.
За кулисами боевых действий евреи оказывали материально-техническую поддержку, снабжая солдат, доставляя грузы и собирая средства. Владельцы судов, такие как Ицхак Мозес из Филадельфии, снабжали американских каперов, а его корабли участвовали в британской блокаде, чтобы обеспечить необходимые условия нуждающимся революционным силам. Иммигрант из Силезии Бернард Грац пересекал линии английских войск, доставляя необходимые повстанцам материалы. Уникальным примером служит Абигейл Минис, которая хотя и переехала во время войны в Чарльстон, но продолжала поставлять продовольствие американским войскам.
Финансист Хаим Саломон, под прикрытием переводчика британской администрации, передавал командованию Континентальной армии разведывательную информацию. Позднее он финансировал боевые операции и некоторых «отцов-основателей» США, включая будущих президентов Дж. Вашингтона, Дж. Мэдисона и Дж. Монро. Именно благодаря его финансовой помощи в 1779 г. удалось погасить задолженность по зарплатам в армии Дж. Вашингтона, которая грозила разбежаться. В основном еврейские торговые и финансовые круги снаряжали суда для нападения на британский флот, либо доставляли в американские порты товары из Европы. Только отдельные евреи, имевшие тесные контакты с королевской властью, выступили на стороне Великобритании.
Особое место в Американской революции занимают евреи, состоящие на военной службе, количество которых по американским источникам определяется приблизительно 100 чел. Они несли службу в территориальной милиции, а также становились добровольцами Континентальной армии. Многие евреи, впоследствии, получали награды и звания за отменную службу. В армии евреи занимали различные должности. Так, в штабе Дж. Вашингтона пребывали два еврея – Биньямин Нон, до этого служивший адъютантом у маркиза де Лафайета, и Ицхак Фрэнкс.
Первым евреем, который погиб в борьбе за независимость США, стал, по воле случая, первый еврей, избранный на государственную должность в колониях. Фрэнсис Сальвадор с 1774 г. был депутатом Генеральной ассамблеи Южной Каролины. Его часто называют «забытым героем Американской революции», хотя он и пожертвовал жизнью ради страны, которая его приютила.
Самоотверженность выказывали и другие воины. Так, Рубен Эттинг из Балтимора был взят в плен британцами, которые давали ему только свинину, а он мужественно отказывался есть. Он питался остатками еды других заключенных. Ослабленный, но не выдавший сведения о Континентальной армии, Рубен умер вскоре после освобождения. Его двоюродный брат с тем же именем, дослужился до маршала США. Самыми высокопоставленными евреями все же считаются полковник Мордехай Шефтел и Биньямин Нон, которого в полку Пулаского прозвали даже «еврейским Лафайетом».
Выражая свою благодарность, первый президент США Дж. Вашингтон писал в 1790 г.: «Пусть дети Авраамовы, поселившиеся на нашей земле, приумножат свои заслуги и смогут насладиться доброжелательностью остальных жителей. Все должны жить спокойно под своей виноградной лозой и смоковницей и не должно быть никого, кто заставит людей бояться».
Однако возникновение государства США не способствовало укреплению гражданского статуса евреев. Так, принципы Северо-западного ордонанса 1787 г. и конституции США, провозглашавшие равенство граждан, не были реализованы долгие годы. Эти принципы передавались в ведение штатов. Поэтому к 1790 г. приблизительно евреи США столкнулись с ограничениями избирать и быть избираемыми на государственную службу. Также пострадали и евреи-ветераны. Так, Давид Солсбери Фрэнкс успешно воевал в Континентальной армии, на дипломатической службе отличился тем, что доставил Б. Франклину в Париж официальную копию мирного договора, положившего конец войне и предоставившей американскую независимость. И, несмотря на это, его трижды привлекали по делу об измене генерала Б. Арнольда, к нему с опаской относились в обществе (хотя он был реабилитирован), умер он в нищете. Еще одним примером несправедливости служит Хаим Саломон, который также умер в нужде. Его родственники пытались получить компенсацию за финансовую поддержку, которую оказывал Саломон армии, но правительство США так никогда и не признало иск.
Таковы результаты участия евреев в создании нового государства. Несмотря на ограничения по штатам, в США того времени было слишком мало евреев, чтобы подобные инциденты вызывали социально-политический резонанс. Эволюция предоставления евреям полного равенства проходила с волнами их миграции в США.