На протяжении многих лет российская властвующая элита пыталась влиять на развитие взаимоотношений между украинцами и евреями в империи Романовых. Взаимопонимание двух народов создавало множество проблем для Петербурга. После падения царизма «еврейский вопрос» из культурно-экономической плоскости трансформировался в вопрос геополитический.
С первых дней Украинской революции значительная часть еврейства, которая проживала в пределах бывшей «черты оседлости» (окончательно ликвидированной Временным правительством весной 1917-го), поддержала освободительную борьбу украинцев за автономию, а со временем и независимость, предвидя в самостоятельной Украине возможность для отмежевания от российской политики государственного антисемитизма. Еврейские организации Киева, Одессы, Екатеринослава, Харькова и других городов Украины признали Центральную Раду единственной законной властью на территории 9-ти украинских губерний. Всеукраинский съезд раввинов, который состоялся в Одессе в 1918 году, принял решение о наложении «херема» (проклятия) на тех евреев, которые будут поддерживать врагов Украинской Народной Республики.
Согласие между украинцами и евреями значительно усиливало позиции УНР. Следовательно, любая российская власть (большевистская или белогвардейская) была заинтересована в том, чтоб перетащить евреев на свою сторону в войне против украинцев. С целью реализации этого замысла россияне (не смотря на цвет) запустили мощную пропогандистскую машину, которая работала над конструированием идеологического образа «хохла-погромщика».
Как белым, так и красным было чрезвычайно удобно описывать политическую борьбу украинцев за собственную государственность как «сплошной погром», «хулиганство» и «ад анархии». Образ регулярной армии УНР, как стая антисемитов-погромщиков, возводил любую российскую оккупацию в ранг «спасения человечества» от «бандитов-украинцев». Невзирая на то, что и Красная, и Добровольная армии принимали активное участие в еврейских погромах на территории Украины, россиянам эффективно удавалось «перевести стрелки» на украинцев (поводы различные украинские формирования им предоставляли достаточно – прим. ред.)
Евреи-гайдамаки.
В любом случае, наилучшим способом преодоления этих стереотипов служат факты участия евреев в украинской освободительной борьбе в рядах армии УНР. Козаки и старшины неукраинского происхождения не были исключительным явлением в петлюровском войске. Однако их имена специально не афишировали и не поднимали на щит, как элемент политической борьбы. Этому есть простое объяснение. Бурный 1917 год хотя и принес в Украину двойную революцию: национальную и социальную, однако именно в этом году родилось политическое украинство. Для определения обрусевших украинцев и представителей других национальностей, которые пришли на службу новому государству в марте 1917 года, возник специальный термин «мартовские украинцы».
Пересматривая архивные документы УНР и летописи периода украинско-большевицкой войны, временами можно наткнуться на списки мобилизованных козаков или погибших бойцов, среди которых часто фигурируют евреи. Например, во фронтовой газете «Украинский козак» после кровопролитных боев армии УНР с большевиками за железнодорожную станцию Вапнярка в 1919 году были опубликованы списки погибших воинов 7-го Синего полка, среди которых можно увидеть козака Шмуля Цибельмана из с. Мукша на Подолье.
Родом с Подолья был еще один еврей-воин армии УНР, который получил широкую популярность в петлюровском войске – сотник Семен Самуилович Якерсон. Он происходил из еврейской семьи винницких мещан. Военное образование получал в Одессе, где проживало немало его соплеменников. В 1917 году двадцатилетний Якерсон закончил артиллерийское училище, получил ранг прапорщика, добровольно поступил в ряды Одесской гайдамацкой бригады войск Центральной Рады. Был участником боев с большевиками на улицах Одессы.
В период гетьмана Павла Скоропадского Якерсон служил в управлении Уманского уездового воинского начальника. Во время восстания против гетьмана, как и много других украинских старшин, поддержал республиканцев. Вступил в 1-й действующий полк войск Директории. 23 января 1919 года был ранен в бою под польским городом Дубровицей, после лечения вернулся в свой полк, с остатками которого 24 мая 1919 г. влился в 8-й Черноморский полк 3-й (со временем – Железной) дивизии Действующей армии УНР. 18 июля 1919 года принимал участие в кровопролитных боях за город Комаргород, где получил ранение. Несмотря на это, не бросил службу и вскоре вернулся на фронт. Служил в Корпусе пограничной охраны УНР. Во время совместного украинско-польского наступления на Киев в 1920 году воевал в 6-м запасном артиллерийском курене 1-й Пулеметной дивизии армии УНР.
После поражения украинцев в борьбе за независимость вместе с армией УНР оказался интернирован на территории Польши, где и проживал в межвоенный период. В эмиграции держался украинского политического лагеря. Последнее воспоминание об украинском артиллеристе Якерсоне – это успешное окончание им в 1927 году гидротехнического отдела Украинской хозяйственной академии в Подебрадах.
Украинский поэт Леонид Полтава посвятил сотнику Якерсону целую поэму. В эпиграф поэт поместил такие слова: «О жиде С. Якерсоне – сотнике армии УНР. Написана под впечатлением от рассказа в Нью-Йорке поэта Евгения Маланюка – старшины армии УНР».
После поражения Украины большинство евреев, которые не приняли коммунистической идеи, попали под каток советских карательных органов. Часто репрессии над евреями совершали их соплеменники. Среди тех кто, на себе ощутил действие красной репрессивной машины, были старшины армии УНР Виталий Абрамович, Исаак Годин, Иегуда Горовенко, Павел Гольдман, Ипполит Гофман, Ефим Гольдман-Соколов, Лев Апте и много других.
Ростовщические деньги на украинскую армию.
Часто можно услышать, что корни антисемитизма кроются в плоскости хозяйственной и социальной. Евреи занимались ростовщичеством, владели большими финансовыми капиталами, что якобы, и являлось причиной напряжения с украинскими селянами и мещанами. Однако в истории украинской освободительной борьбы 1917-1921 годов есть много примеров, когда евреи поддерживали молодую украинскую армию финансово. Например, 9 апреля 1919 года Здолбуновский еврейский гражданский совет рассмотрел вопрос о финансовой поддержке армии УНР. Войско ощущало острую нехватку оружия, припасов, амуниции, медикаментов, продовольствия. За один день было собрано 20000 рублей, которые передали Здолбуновскому коменданту в пользу войска УНР. Безусловно, эта эпизодическая помощь существенно не улучшила материального положения армии, однако засвидетельствовала доброжелательные отношения между украинцами и евреями на Волыни. Элиты двух народов осознавали необходимость сотрудничества в условиях бурных событий 1917-1922 годов.
Конечно же, евреи Украины не были однородным сообществом. Представители этого народа были как среди украинского, так и среди большевистского и белогвардейского политических лагерей. Однако в период, когда мировые еврейские передовые круги искали пути для реализации идеи создания государства Израиль, украинцам на короткий миг удалось отвоевать свою независимость. И это произошло не без участия представителей еврейского народа, столетиями проживавшего в Украине.