Обычно не принято считать Дикий Запад домом для евреев, но ранние еврейские американцы жили там и оставили свой след. Вот несколько удивительных способов, которыми евреи помогли сформировать американскую границу.
Несколько тысяч евреев
Западные регионы Америки в 1800-х годах были домом для тысяч евреев. Проведенное в 1878 году Союзом американских еврейских общин исследование (единственная такая перепись в ту эпоху) показало, что в Соединенных Штатах тогда проживало 230 257 евреев, в том числе 21 465 в 11 западных штатах и территориях.
Некоторые историки считают, что фактическое число евреев на Западе было еще больше. Историк Митчелл Гельфанд, например, отмечает, что опрос не включал даже молодой город Лос-Анджелес, где тогда проживало 418 евреев. Территория Аризоны также не была включена в список, хотя современные ученые считают, что тысячи евреев жили в Тусоне, Фениксе, Тумстоне и других городах.
Одно из указаний на количество евреев на Диком Западе исходит от доктора Джона Эйснера, моэля (специалист по обрезанию – ред.), который переехал из Австрии на американский Запад и путешествовал верхом с целью выполнения обряда Брит Мила в Колорадо, Нью-Мексико, Вайоминге и Небраске между 1887 и 1905 годами. В целом, он совершил 169 обрезаний в течение этого периода.
Еврейская невеста на тропе Санта-Фе
После того как в 1874 году жительница Нью-Йорка Флора Лангерман вышла замуж за еврейского немецко-американского пионера Вилли Шпигельберга, они провели медовый месяц, путешествуя по тропе Санта-Фе к своему новому дому в Нью-Мексико. Флора записала свой опыт, предоставив редкий отчет очевидца о Диком американском Западе.

Поезда в то время шли на запад до городов Лас-Анимас. Там Флора и Вилли пересели на дилижанс. В Лас-Анимасе Флора с удивлением заметила, после того как они зарегистрировались в новом отеле города: "около двухсот ковбоев, только что вернувшихся с облавы и, естественно, вооруженных до зубов, встали как один и, сняв сомбреро, поприветствовали меня ревом, приветствовали они меня до тех пор, пока не задрожали сами стропила. "Здравствуйте, леди, рад вас видеть," - закричали они, и они говорили это искренне, потому что я была первой женщиной, которую они увидели за последние месяцы."
Вскоре Флора поселилась в Санта-Фе, открыв в своем доме еврейскую школу для восьми еврейских детей города. Вилли Шпигельберг стал первым мэром Санта-Фе в 1884 году, эту должность он занимал в течение двух лет.
Освобождение рабов, усыновление индейцев
В своих мемуарах Флора описала случай из жизни своей невестки Бетти Шпигельберг, одной из немногих европейских женщин (и единственной еврейки), жившей в Санта-Фе во время Гражданской войны в Америке. Однажды утром Флора услышала, как женщина стонет и плачет под окном ее спальни. Оказалось, что это была рабыня по имени Эмили, похищенная солдатами Конфедерации.

Бетти привела Эмили на кухню, "вымыла и накормила ее, дала ей чистую одежду, а затем послала за доктором." Шпигельберги купили свободу Эмили, а также еще одного раба, похищенного с той же плантации, а затем устроили их в качестве наемных работников на следующие 30 лет.
Вскоре после этого Шпигельберги помогли двум другим пленным, похищенным солдатами Конфедерации: осиротевшим индейцам, брату и сестре. Бетти и ее муж Леви усыновили эту пару и воспитали их как своих собственных детей.
Еврей среди Сиу
Еврейский бизнесмен Джулиус Мейер торговал с индейскими племенами там, где сегодня находится Небраска в 1860-х годах. Говорят, что в 1867 году Мейер охотился на буйволов, когда его захватили индейцы Сиу. Мейер прожил с индейцами Сиу несколько лет, в конце концов изучив их язык в дополнение к пяти другим индейским языкам.

Мейер был известен как "кудрявый Белый Вождь с одним языком" ("Один язык" означал его честность.) В конце концов он стал переводчиком для коренных американцев в Конгрессе.
Еврейско-индийский вождь
Многие еврейские торговцы установили прочные связи с местными индейскими племенами, часто изучая их языки. Моше Барух владел аптекой в Пендлтоне, штат Орегон, и был известен по всему Орегону своей крепкой дружбой с местными индейцами Уматиллы. Он выучил их язык и стал советником и переводчиком племени.
Вольф Калишер из Лос-Анджелеса был близок к племени Темекула и консультировал вождя Мануэля Олегарио, служа его помощником.
Но Соломон Бибо пошел дальше в своей дружбе с местными индейцами, в конце концов став вождем. Бибо родился в Германии в традиционной еврейской семье; его отец был кантором. В 1869 году Соломон и его братья отправились в Новый Свет, поселившись в Санта-Фе. Соломон начал торговать с местным племенем Акома и стал настолько близок к ним, что защищал их в имущественных спорах с федеральным правительством. В конце концов, женившись на женщине из Акомы, Соломон Бибо был избран лидером племени в 1885 году.

В качестве вождя Бибо провел ряд реформ: убедил племя основать поселение в более удобном месте, внедрил современные методы ведения сельского хозяйства и создал школу для детей Акомы.
После службы вождем Соломон Бибо перевез свою семью в Сан-Франциско, чтобы жить в более еврейской среде и дать своим детям больше возможностей для еврейской жизни и образования.
Изобретение синих джинсов
В 1848 году в Калифорнии было обнаружено золото, что вызвало Золотую Лихорадку, авантюристы со всего мира хлынули в штат. Лоэб Штраус, еврейский иммигрант из Германии, оставил свой семейный бизнес по производству одежды в Нью-Йорке и в 1853 году отправился в Сан-Франциско, чтобы продавать товары шахтерам.
Лоэб (который в конечном итоге сменил свое имя на Леви, или Ливай) основал магазин, Levi Strauss & Co., продавая все необходимое шахтерам, включая одежду, палатки и инструменты. В 1872 году один из клиентов Штрауса, портной из Рино, штат Невада, по имени Яаков Дэвис, написал ему, описывая уникальный метод армирования брюк металлическими заклепками. Они вместе подали заявку на патент и начали производить прочные хлопчатобумажные брюки, усиленные медными заклепками: первые синие джинсы.

В течение многих лет синие джинсы считались одеждой западных рабочих, пока туристы не начали посещать ранчо в Калифорнии в 1920-х годах и не принесли синие джинсы домой. Ко Второй мировой войне синие джинсы были настолько популярны, что их нормировали во время войны. Чтобы сохранить поток, Levi Strauss & Co. было запрещено нашивать декоративную арку на карманах джинсов. (Вместо этого ее стали рисовать.)
Леви Штраус был активен в первой синагоге Сан-Франциско, а также во множестве других гражданских учреждений в его городе. Когда он умер в 1902 году, у него не осталось ни жены, ни детей. Он упомянул ряд учреждений в своем завещании, в том числе Тихоокеанский еврейский сиротский приют и дом, еврейский совет помощи и 28 стипендий Калифорнийскому университету в Беркли, которые существуют по сей день.
Еврейская девушка в Коррале О-Кей
Перестрелка в "Коррале О-Кей" 26 октября 1881 года была одной из самых известных перестрелок на "Диком Западе", в ходе которой семья Клэнтонов - скотоводов и шерифов столкнулась с местными бизнесменами и шерифами, братьями Эрп.

Один из немногих свидетельских показаний о перестрелке пришел от еврейского подростка, Джозефины Сары Маркус, которая сбежала с театральной труппой на Запад, вела приключенческую жизнь в Калифорнии и Аризоне, а позже вышла замуж за Уайатта Эрпа.
Услышав шум возле ранчо Коралл О-Кей, Джозефина позже вспоминала: "Не останавливаясь ни на секунду, я выскочила на улицу" и помчалась к месту перестрелки, в которой погибли трое мужчин. Уайатт Эрп "заметил меня и перешел улицу... моя единственная мысль," - вспоминала Джозефина, - "была: "Боже мой, на мне нет шляпки. Что они подумают.""
Уайатт и Джозефина были женаты в течение 50 лет. Несмотря на то, что он не еврей, Уайатт похоронен на еврейском кладбище в Колме, штат Калифорния, где у семьи Джозефины был участок.
Джим Леви, еврейский стрелок
Родившись в Ирландии в 1842 году, родители Джима Леви отправились в Новый Свет, оказавшись в Неваде, где молодой Джим работал шахтером. Однако в 1871 году Джим открыл для себя новое призвание. Вмешавшись в уличную драку, он вызвал местного скандалиста на дуэль и победил.
Джим вскоре бросил шахтерское дело и стал профессиональным игроком и стрелком по всему Западу, живя в Шайенне, Дедвуде, Лидвилле, Тумстоне и Тусоне. Он был вовлечен и пережил приблизительно 16 перестрелок. В ночь на 5 июня 1882 года Леви пил и играл в азартные игры в модном салоне в Тусоне и, что было необычно для знаменитого стрелка, был безоружен. Когда он вышел из здания рано утром, местный соперник устроил ему засаду и застрелил Леви.
Кладбище Бут-Хилл
Старое кладбище в Тумстоне, штат Аризона, было названо "Бут-Хилл" (сапожный холм), так как многие его обитатели были стрелками и были похоронены в сапогах, в которых они умерли. Многие были застрелены, или повешены, или погибли в боях, которые отмечали многие города Дикого Запада.
Тумстон был известен как грубый город, добывающий серебро, и некоторые из его жителей, похоже, были евреями. В городе проживало достаточно евреев, чтобы в 1881 году основать местную Еврейскую Ассоциацию. Одна из первых вещей, которую сделала новая группа, была посвящена созданию угла на муниципальном кладбище для еврейских захоронений.
В 1982 году местный историк пригласил приезжего еврейского экономиста Исраэля Рубина посетить заброшенный еврейский район захоронений вместе с лидером местной общины судьей Лоуренсом Уэртом, индейцем племени Яки из Тусона. Рубин зачитал Кадиш на месте, и судья Уэрт был так тронут, что решил восстановить еврейский район Бут-Хилла. Еврейская секция была окончательно перестроена в 1984 году. Мемориальная доска теперь провозглашает место "посвященное еврейским пионерам и их индейским друзьям" и содержит чашу земли из Иерусалима, теперь покоящуюся среди самых ранних еврейских поселенцев Аризоны.
Молитва в прериях
Начальник станции дилижансов в Санта-Фе в 1870-х годах рассказал Флоре Шпигельберг следующую историю:
Однажды, в начале 70-х годов, прибыла группа из четырех пассажиров дилижанса: три американца и один немец. После короткого отдыха начальник станции заметил группу индейцев, приближавшихся к станции и крикнул пассажирам, чтобы они возвращались в дилижанс. Американцы подчинились, но немецкого пассажира нигде не было видно.
Наконец, "заглянув за бревенчатую хижину, [начальник станции] увидел немецкого пассажира, тихо молящегося на иврите, с черной шапочкой на голове, молитвенным платком на шее и молитвенником в руке." Начальник станции закричал, что приближается опасность. "Заметив нетерпение и волнение пассажиров," еврейский путешественник "спокойно сказал: "добрые друзья, доверьтесь Богу, и Он благополучно доведет вас до конца вашего путешествия.""
Каким-то чудом, сообщил начальник станции, индейцы не напали, и дилижанс благополучно отбыл…
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк