Евреи, как известно, есть везде. И даже такая экзотическая африканской страна, как Зимбабве, является домом для небольшой сегодня еврейской общины. Вот семь малоизвестных фактов о евреях и Зимбабве.
Ранние авантюристы
В конце 1800-х годов британская южноафриканская компания во главе с Сесилом Родсом создала огромную зону влияния на юге Африки. Названная "Родезия", она охватила территорию, которой сегодня владеют Замбии на севере и Зимбабве на юге.

Евреи, как и другие европейские поселенцы, начали прибывать в Южную Африку в конце 1800-х годов. По словам историка Хью Макмиллана, эти евреи "были как экономическими мигрантами, так и беженцами,спасающимися от разного рода религиозных и политических преследований в Российской Империи, а также экономическими мигрантами, ищущими место, где они могли бы жить лучше." Большинство этих иммигрантов отправилось в Южную Африку, но некоторые более предприимчивые поселенцы отважились пойти дальше на север, в Родезию, где многие работали торговцами скотом.
Альфред Бейт, основатель Родезии
"Ни одна история Родезии не может не упомянуть о замечательной щедрости сэра Альфреда Бейта (Сесила), молчаливого и скромного партнера Родса", - отмечает историк Роберт Блейк в своей эпохальной работе "История Родезии".
Хотя Родезия была названа в честь известного британского бизнесмена и политика Сесила Родса, успех Родса был обеспечен Альфредом Бейтом, еврейским иммигрантом из Германии. Бейт был одним из первых европейцев, который увидел потенциал бизнеса в Южной Африке.
Бейт родился в бедной еврейской семье в Германии в 1853 году. Он начал свою трудовую жизнь с фирмы, которая импортировала шерсть и алмазы, вскоре после чего начал работать в алмазной промышленности в Голландии. В 1875 году Бейт был отправлен в Южную Африку, чтобы помочь создать алмазный рудник. Он понял, что африканские алмазы имеют гораздо более высокое качество, чем любые алмазы, которые продавались в то время в Европе, и начал разрабатывать алмазные рудники и новые методы добычи.

Несколько лет спустя Бейт познакомился с Сесилом Родсом, еще одним менеджером алмазной промышленности. Бейт позже вспоминал, что Родс спросил его, отдыхал ли он хоть когда-нибудь; “не часто” - отвечал Бейт. Родс объяснил свою идею создания консолидированной горнодобывающей компании для разработки шахт региона, и Бейт передал ему 250 000 фунтов, которые нужны были для предприятия, без каких-либо гарантий. Азарт Бейта окупился - британская Южноафриканская корпорация получила свою королевскую Хартию в 1889 году.
Бейт был ответственен за большую часть развития алмазной промышленности Южной Африки, но его большей страстью было строительство железных дорог и другой инфраструктуры, которые развивали регион. Он основал фондБейт Траст перед своей смертью в 1906 году, который существует до сих пор, предоставляя гранты на строительство и транспортную инфраструктуру.
Палатки и пограничные здания: синагоги и еврейская жизнь в Родезии
Первая синагога в сегодняшнем Зимбабве была установлена в палатке в районе, что тогда был отдаленным городом Булавайо. В 1894 году двадцать евреев собрались вместе, чтобы основать синагогу в своем новом доме.

В следующем году синагога была основана в Хараре (тогда Солсбери), и третья синагога была основана в Гвело в 1901. В небольших городах Кадома и Квекве также проживали еврейские общины. В 1898 году евреи Булавайо положили начало сионистской организации Ховевей Сион, чтобы выразить свое стремление помочь будущему еврейскому государству.
К 1900 году около 400 евреев жили в районе, который раньше назывался Южной Родезией, а сегодня известный как независимое государство Зимбабве.
От Родоса к Родезии
Греческий остров Родос (который, несмотря на свое название, не имеет никакого отношения к Родезии) был домом для богатой, 3000-летней еврейской общины. Многие евреи Родоса говорили на ладино и могли проследить историю своей семьи до изгнания евреев из Испании в 1492 году.
В 1911 году Родос попал под итальянское правление; еврейское население в то время насчитывало около 4000 человек. Когда фашизм приобрел сторонников, особенно после прихода Муссолини к власти в 1938 году, большинство евреев Родоса бежали. В случайном совпадении топонимов, сотни этих евреев бежали на южноафриканскую территорию Родезии, сегодня известную как Зимбабве. В 1931 году эти беженцы основали еврейскую Конгрегацию сефардов в Хараре, столице Зимбабве.
Еврейские иммигранты-сефарды также основали два самых известных торговых центра в Хараре: Деревня Сэма Леви и торговый центр Эйвондейл. Евреи-сефарды также создали текстильные фабрики и другие предприятия в своем новом доме, обеспечивая тысячи рабочих мест в регионе.
Сокращение еврейского населения
Еврейское население Зимбабве достигло пика в годы после Второй мировой войны. В 1961 году в регионе проживало более 7000 евреев. В годы политической нестабильности это число резко сократилось.
В 1964 году Замбия (ранее известная как Северная Родезия) провозгласила независимость. Южная Родезия оставалась британской колонией до 1965 года; в том же году лидер белых, Ян Смит, провозгласил независимость своей территории. Затем последовало десятилетие ожесточенной гражданской войны, в ходе которой большая часть еврейского населения страны бежала в соседнюю Южную Африку. В 1980 году страна стала Республикой Зимбабве с Робертом Мугабе в качестве лидера.
Зимбабве под правлением Мугабе первоначально был домом для более чем тысячи евреев, но в годы неумелой экономической политики все больше и больше еврейских зимбабвийцев бежали из страны. По мере того, как продолжалось долгое правление Мугабе, он становился все более иррациональным, набрасываясь на национальные меньшинства, включая евреев, которых он обвинял в подрыве страны.

Сегодня в Зимбабве проживает около 120-130 евреев, в основном в Хараре и Булавайо. Две трети населения составляют лица в возрасте 65 лет и старше. В Хараре есть 2 синагоги, ашкеназких и сефардских евреев, но с начала 2000-х годов они проводят совместные службы, чтобы обеспечить наличие миньяна. В 2003 году единственная сохранившаяся синагога Булавайо сгорела дотла, хотя после было возведено новое здание. Шохет, или кошерный мясник, посещает Зимбабве два раза в год, приезжая из Южной Африки. Несмотря на небольшой размер общины, в Зимбабве все еще существуют две еврейские школы: одна в Булавайо и одна в Хараре.
Еврейские корни среди христиан и мусульман Африки?
Лемба - южноафриканская группа, которая живет в Зимбабве и Южной Африке, уже давно отмечает некоторое сходство между их традициями и еврейскими практиками. Люди Лембы не едят свинину, они отмечают еженедельный праздник, у них даже есть обычай вырезать звезды, которые выглядят как еврейский символ "Звезда Давида" на их надгробиях. Они также говорят на священном языке, который имеет элементы иврита и арабского, и, вероятно, был импортирован в Африку сотни лет назад предками из Йемена.

Члены Лембы долгое время верили, что они происходят частично от еврейских посетителей Африки, и недавнее генетическое тестирование, похоже, подтверждает теорию их еврейского происхождения. Большинство членов Лембы христиане, хотя есть и мусульмане. Хотя группа была очень сплоченной и закрытой для посторонних, в последние годы молодые члены Лембы, похоже, более охотно вступают в брак с теми, кто не является членом их племени, и ассимилируются в более широкую южноафриканскую культуру.
Напряженный шабат
По мере того, как политические беспорядки в Зимбабве продолжаются, крошечная еврейская община страны полна решимости продолжать свою деятельность. Еврейская школа Хараре закрылась ненадолго после того, как диктатор Мугабе был арестован, но затем вновь открылась, как обычно. "На данном этапе субботние службы продолжатся", - пояснил раввин Моше Зильберхафт из африканского еврейского конгресса.
Один местный житель сказал газете The Jerusalem Post в дни после смены правительства, что евреи Зимбабве надеются на лучшие времена, и перед лицом нынешних беспорядков они остаются "осторожно оптимистичными."
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк