По мере того как Израиль и Марокко устанавливают дипломатические отношения, взглянем на некоторые события еврейской истории Марокко
Древнейшая археология
Евреи живут в Марокко по меньшей мере 2000 лет, с тех пор как около 30 тыс. евреев бежали в Северную Африку после разрушения второго Храма. Однако считается, что евреи жили там и раньше, возможно, еще 2500 лет назад. Самыми древними известными свидетельствами еврейской жизни в стране являются две масляные лампы в форме меноры 3-го века, найденные на месте Волюбилиса, некогда римского города, расположенного на юго-западной оконечности Империи, недалеко от нынешнего города Фес. Были также найдены еврейские надгробия, некоторые на иврите, а некоторые на греческом, причем одно из них установлено на могиле главы синагоги.
Одна из двух масляных ламп, найденных в Волюбилисе, ныне находится в Музее археологии Рабата
Золотой век толерантности и еврейских знаний
После первого арабского завоевания в 703 году в Марокко, и особенно в Фесе, распространился дух толерантности, привлекая разнообразное население, включая многих евреев, которые внесли свой вклад в развитие коммерции. В старом городе, известном как Медина, возникла процветающая и динамичная община. Это привело к золотому веку еврейской общины, который длился почти 300 лет, с 9 по 11 века. Он включил в себя создание ешив, привлекая и производя блестящих ученых, поэтов и грамматиков. Толерантность этого периода оставила мощный отпечаток в марокканской культуре. Сегодня Музей марокканского иудаизма в пригороде Касабланки является единственным музеем иудаизма в арабском мире.
Синагога Ибн Дахана, Фес
Темные времена
Один из периодов жестоких преследований евреев в Марокко пришелся на время правления династии Альмохадов (1121 - 1269), радикальной мусульманской династии, стремившейся обеспечить строгое и благочестивое соблюдение исламских ритуалов и законов. Евреи столкнулись с выбором обращения в ислам или смерти, что заставило многих обратиться или, по крайней мере, притвориться (что было возможно из-за большого сходства между еврейской и исламской практикой).
В 1557 году испанский еврейский историк Йосеф ХаКохен писал о жестоком преследовании, что "от Танжера на северной оконечности страны, в 100 километрах к югу от порта Мехдья, не осталось никакого следа Израиля."
Более поздние альмохады не удовлетворились тем, что евреи заявили, будто они приняли ислам. Они заставили евреев носить головной убор из желтой ткани, сделав их объектом еще большего презрения и нападок.
Синагога Бет-Эль в Касабланке
Дом Маймонида
Раввин Моше Маймонид, один из самых известных и влиятельных знатоков Торы в Средние века, жил в Фесе с 1159 по 1165 год. Родом из Кордовы в Испании, он бежал со своей семьей, чтобы избежать преследования евреев Альмохадом. (Позже это же преследование заставило его покинуть Фес и направиться на восток в Египет). Именно в Фесе Маймонид, помимо того, что служил врачом султана, написал одну из своих самых известных работ - комментарий к Устному закону. Каменный дом, в котором он жил, стоит до сих пор.
Мелах, марокканский еврейский квартал
Первый мелах, принудительный квартал для евреев, был создан в 1438 году и существовал до недавнего времени. Первоначальным предлогом было то, что гробница мусульманского святого находилась в Медине. По королевскому указу всем немусульманам было приказано покинуть местность и переселиться. Слово мелах означает соль, потому что новый еврейский квартал был основан на месторождении соли. Это был первый из десятков таких районов, которые благодаря евреям стали оживленными местами для рынков и торговли.
Мелах часто был окружен стеной с укрепленными воротами и обычно располагался рядом с королевским дворцом или резиденцией губернатора, с целью защитить жителей от повторяющихся беспорядков, поскольку евреи играли жизненно важную роль в местной экономике. По сей день в Мелах есть шумные и оживленные рынки, и многие из их названий дорог несут память о некогда многочисленном еврейском населении.
Вход в Мелах, Фес
Еврейский премьер-министр
Аарон (Гарун) Ибн Баташ был одним из немногих евреев, достигших высшего поста визиря в Марокко. Доверенное лицо султана Абдель Аль-Хакка, Ибн Баташ, переехал в Марокко из-за инквизиции в его родной Испании и поселился в Фесе. После длительной связи с двором в качестве банкира и сборщика налогов он был назначен визирем в 1464 году. В результате его влияния Саул Ибн Баташ, близкий родственник, был назначен начальником полиции и смотрителем дворца султана.
Ибн Баташ обложил население тяжелыми налогами, мусульманские лидеры обвинили его в том, что он использовал эти деньги для поддержки обедневших евреев города. Кроме того, его считали нарушителем кодекса дхимми (немусульманских меньшинств), поскольку он занимал столь высокий пост, ездил верхом и носил меч. Мусульманские лидеры подстрекали толпу к мятежу, в результате которого султан и его еврейский визирь были убиты.
Гиганты Каббалы
Марокко было домом для некоторых из величайших каббалистов еврейского мира, включая рабби Хаима ибн Аттара, также известного как Ор а-Хайим (Свет Жизни) после его каббалистического комментария к Торе. Раввин Авраам бен Мордехай Азулай (1570-1643) был еще одним таким гигантом, написавшим комментарий к Зогару.
Среди мест паломничества еврейских путешественников в Марокко наиболее популярной является гробница рабби Иегуды Ибн Аттара в Фесе (1655-1733), который служил главным раввином города. Святой и благочестивый человек, он был известен как чудотворец и почитался как местными евреями, так и мусульманами; он отказывался принимать плату от общины.
Рассказывают, что рабби Ибн Аттар был заключен в тюрьму и оставался там до тех пор, пока еврейская община не заплатила большой выкуп, чтобы освободить его, но сумма была слишком велика. Раввин оставался в тюрьме до тех пор, пока губернатор не решил бросить его в логово львов. Но его не растерзали, охранники наблюдали, как он спокойно сидел на земле и читал, а львы почтительно гуляли вокруг него. Как только об этом сообщили губернатору, он освободил раввина и выказал ему большое уважение.
Защищая своих евреев
Будучи французской колонией, Марокко во время Второй мировой войны подчинялось антисемитским указам союзной нацистам Франции. В 1941 году султан Мухаммед V отказался депортировать 250 тыс. евреев Марокко в лагеря уничтожения евреев в Европе.
Несмотря на позицию по защите еврейской общины, в Марокко были введены некоторые антисемитские законы, в результате чего евреи, работающие в колониальной администрации, врачи, банкиры, фармацевты, журналисты, учителя, медсестры и другие были вынуждены покинуть рабочие места. 7 ноября 1942 года американские войска высадились на побережье Марокко в рамках операции "Факел" и быстро взяли страну под свой контроль.
Крупнейшая еврейская община в мусульманском мире
В 1948 году, до того, как большинство еврейского населения начало переезжать в Израиль, община Марокко насчитывала 265 тыс. человек, что делало ее самой большой еврейской общиной в мусульманском мире. Это можно объяснить тремя причинами. Во-первых, продолжающееся присутствие еврейской общины без изгнания, во-вторых, большой приток испанских евреев из-за инквизиции в 1492 году и, наконец, за исключением периода Альмохада, марокканские евреи не были насильственно обращены в ислам, получая защиту от короля в обмен на плату за нее.
Создание государства Израиль
Создание еврейского государства в 1948 году было встречено беспорядками в северо-восточных городах Уджда и Джерада, где 43 евреев убили и около 150 ранены. Это побудило евреев бежать из страны.
В 1961 году Израиль начал операцию "Яхин", названную в честь одного из столпов Храма Соломона, чтобы помочь иммиграции. К 1964 году более 97 тыс. евреев покинули Марокко и переехали в Израиль, где сегодня проживает почти 1 млн. евреев марокканского происхождения.
Сегодня в Марокко проживает 2500 евреев, в основном в Касабланке. Община поддерживает хорошие отношения с королем Мухаммедом VI, который поощряет религиозную терпимость. В Марокко насчитываются десятки прекрасно сохранившихся и действующих синагог.
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк