Продолжаем публикацию любопытных моментов о еврейской жизни во Франции. Первая часть здесь
Наполеоновский "Синедрион"
Император Наполеон называл себя "защитником" евреев, отмечая, что он (безуспешно) пытался завоевать землю Израиля для Франции. Хотя евреи номинально и признавались гражданами, Наполеон был во власти антиеврейских предрассудков, типичных для Франции того времени.
Стремясь удостовериться, что евреи действительно "французы", Наполеон решил пригласить евреев со всей Франции для участия в том, что император с большой помпезностью назвал "Национальным Собранием Знати". Наполеон намеренно назначил собрание на субботу; приглашенные им "знатные люди" явились, несмотря на то что собрание было назначено в шабат, и проголосовали "да" или "нет" на ряд вопросов, которые Наполеон придумал, чтобы выяснить, действительно ли евреи могут быть французами. "Знать" спрашивали о том, могут ли евреи заниматься физическим трудом, могут ли они жениться на христианках, помогут ли евреи защищать Францию и т. д.
Не удовлетворившись своим Собранием, Наполеон послал губернаторам Франции приказ избрать еврейских представителей в новую группу, которую он величественно назвал Синедрионом, древним еврейским судом, который управлял вопросами евреев в течение сотен лет. Подобно древнему Синедриону, этот новый "Синедрион" состоял из 71 члена, управлялся лидером (выбранным Наполеоном), которому он дал традиционный еврейский титул Наси, или "принц".
Наполеоновский "Синедрион" собрался в Париже с большим великолепием, и марионетки, составлявшие эту группу, действительно соглашались со многими из запрошенных Наполеоном деклараций. Они объявили, что евреи, служащие во французской армии, свободны от еврейских мицвот, или заповедей, и объявили кредитование денег незаконным для евреев. Но даже марионетки наполеоновского "Синедриона" по некоторым просьбам императора не стали переступать черту, отказавшись, например, одобрить смешанные браки.
Несмотря на заверения этого "Синедриона", Наполеон продолжал издавать множество печально известных декретов, ограничивающих права евреев жить в некоторых частях Франции, приостанавливающих выплату долгов евреям на десять лет и ограничивающих права евреев на занятие некоторыми сферами бизнеса.
Официальные имена
Еще одним наследием правления Наполеона был официальный список одобренных имен, которые могли быть даны детям, родившимся во Франции. Большинство из них были именами христианских святых, хотя некоторые еврейские имена также были включены в этот список.
От списка отказались в 1993 году, хотя даже в последние годы французские власти запретили некоторые имена. Например, в 2016 году французский судья вынес решение против двух родителей, которые хотели назвать своего новорожденного Мохаммедом Мерой, в честь террориста, убившего раввина и трех детей возле еврейской школы во французском городе Тулуза в 2012 году.
Дело Дрейфуса
Евреи были якобы равными французскими гражданами, но драматический суд 1894 года над капитаном Альфредом Дрейфусом обнажил глубокую антиеврейскую ненависть во Франции. После ареста по сфабрикованному обвинению в шпионаже в пользу Германии (Дрейфус был позже оправдан; настоящий преступник бежал в Англию, а некоторые из товарищей Дрейфуса подделали улики против него самого), Дрейфус был публично унижен и отправлен в тюрьму, в то время как толпа французских мужчин и женщин кричала: "Смерть евреям!"
На протяжении всего процесса над Дрейфусом французские католические власти продолжали разжигать ненависть к евреям. Сильная горечь заставила многих во Франции прийти к выводу, что у евреев во Франции мало будущего. Эмиль Золя, великий французский писатель, писал в 1896 году: "В течение нескольких лет я с растущим удивлением и отвращением следил за кампанией, которую некоторые люди пытаются вести во Франции против евреев. Это кажется мне чудовищным ..." Два года спустя Золя написал свое знаменитое открытое письмо, начинающееся словами J'accuse, или "Я обвиняю", направленное против президента Франции Франса Феликса Фора, где он жаловался на нарушения в процессе Дрейфуса. Золя был привлечен к суду и признан виновным в клевете, после чего он бежал в Англию на год, чтобы избежать тюремного заключения.
Другой наблюдатель пришел к такому же выводу во время суда над Дрейфусом, понимая, что евреи столкнулись с неопределенным будущим во Франции. Теодор Герцль был молодым репортером венской газеты Neue Freie Presse, именно он освещал суд над Дрейфусом в Париже. Позже он писал, что скандирование "Смерть евреям" потрясло его до глубины души и помогло осознать, что только еврейское государство может обеспечить безопасность евреев всего мира. В 1897 году Герцль организовал Сионистский Конгресс в Цюрихе, где он призывал к восстановлению еврейской страны.
Франция и Холокост
С приближением Второй Мировой Войны Франция стала местом назначения для отчаянных еврейских беженцев, бежавших из Германии и Восточной Европы. В 1900 году еврейское население Франции составляло около 80 тысяч человек, а к 1939 году оно выросло до 300 тысяч, поскольку евреи бежали во Францию в поисках безопасности.
К сожалению, эта безопасность оказалась иллюзорной. После того, как Германия вторглась во Францию, она разделила страну на северную, "оккупированную" зону и южную, "свободную" зону, которая была в союзе с нацистской Германией. Обе области охотно участвовали в депортации евреев из Франции; в номинально независимой южной части Франции именно французские полицейские и местные власти помогли осуществить гитлеровское так называемое "окончательное решение еврейского вопроса". Более 70 тысяч французских евреев были отправлены в лагеря; только около 2500 выжили. (Франция находится на 3-м месте по количеству Праведников народов мира, спасавших евреев во время Холокоста – ред.)
После войны разоренная еврейская община Франции была возрождена притоком евреев из бывших французских колоний в Северной Африке. В 1950-х и 1960-х годах почти четверть миллиона евреев-сефардов переехали во Францию из Алжира, Марокко и Туниса.
Возрождающийся антисемитизм
В последние годы, к сожалению призыв "Смерть евреям!" снова зазвенел на улицах Парижа и других городов Франции.
Серия ужасных нападений была направлена против евреев по всей Франции. В 2006 году Илан Халими, молодой еврей, живущий в Париже, был заманен в ловушку местными мусульманскими хулиганами; его пытали в течение месяца в общественном жилом комплексе в Париже, после чего убили; позже выяснилось, что это не было секретом в районе, но никто почему-то не вмешивался. Позже мать похоронила Илана в Израиле, опасаясь, что если его похоронят во Франции, то его могилу осквернят антисемиты.
В 2012 году в центральном французском городе Тулуза террорист в упор расстрелял троих детей и раввина перед еврейской школой. В 2014 году толпа бесчинствовала на улицах Сарселя, пригорода Парижа, скандируя "Смерть евреям!" и сжигая принадлежащие евреям предприятия, они окружили синагогу, требуя убийства евреев внутри. В течение нескольких часов десятки еврейских семей прятались внутри, опасаясь за свою жизнь, пока полиции наконец не удалось разогнать толпу поздно вечером. В 2015 году террористы убили четырех заложников в синагоге в Париже.
На самом деле, число антиеврейских преступлений на почве ненависти растет. В 2014 году во Франции было зарегистрировано 423 преступления на почве ненависти против евреев. В 2015 году было зарегистрировано уже 851.
Перед лицом растущей ненависти все больше и больше евреев бегут из Франции. Один из опросов 2016 года показал, что 43% французских евреев рассматривают вариант переезда в еврейское государство. В 2014 году рекордные 6658 евреев переехали в Израиль из Франции. (Для сравнения, только 1923 французских еврея переехали в Израиль в 2010 году, когда число антисемитских преступлений было ниже). В 2015 году уже 7469 французских евреев переехали в Израиль.
Франция в Израиле
По мере того как все больше французских евреев переезжают в еврейское государство, некоторые части Израиля приобретают отчетливый французский акцент. В 2015 году газета Times of Israel отметила, что израильский приморский город Нетания называет себя "израильской Ривьерой", и что в последние годы он действительно стал напоминать знаменитую французскую Ривьеру: "идя по его главному пешеходному бульвару, было бы трудно отличить его от города-побратима Ниццы" во Франции. Французские рестораны, французский стиль и французские евреи придали частям Израиля очень французскую нотку.
Одна недавняя иммигрантка из Франции объяснила, что рост антисемитизма во Франции вызвал у ее семьи желание переехать в Израиль: "Здесь мы чувствуем, что можем защитить себя. Там у нас создается впечатление, что мы сами по себе, и если, не дай Бог, что-то случится, нам придется справляться самим".
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк