1.Джерба, остров у берегов Туниса, Африка, стоит как цитадель среди океана. Кроме того, что Джерба является домом для одной из старейших еврейских общин в мире, она также является одной из немногих еврейских общин, живущих в мусульманском регионе. Местные жители работают бок о бок, в относительной гармонии, со своими мусульманскими соседями, говоря на местном арабском языке.

2. Столь же захватывающим, как возраст и место проживания этого 2500-летнего сообщества, является и родословная его людей. Уникальная община получила название "Остров Коганим (священников)", так как примерно 80% общины происходит от когенов. Согласно книге От Джербы до Иерусалима, после разрушения Первого Храма первосвященник Цадок вместе со своими товарищами бежал на этот далекий остров и поселился там. Местные жители утверждают, что священники принесли с собой камень с алтаря разрушенного Храма и встроили его в здание знаменитой синагоги Эль-Гриба.\

3. Хотя в Джербе есть несколько исраэлитов (евреев, происходящих из других колен, кроме колена Леви), отсутствие левитов может показаться загадочным. Согласно традиции, их отсутствие является результатом их отказа вернуться в Израиль после того, как был построен Второй Храм. В статье путешественника Ари Гринспена Евреи Джербы отмечается, что, когда пророк Эзра услышал об отказе левитов вернуться, он проклял их и сказал, что левиты там не доживут и до конца года.
4. Местечковый стиль жизни прошлых лет по-прежнему является источником гордости для джербанских евреев. Большинство мужчин вносят свой вклад в самодостаточное сообщество, беря на себя работу "синих воротничков", работая ремесленниками, ювелирами, владельцами магазинов и продавцами на рынке.
5. Местные евреи скрупулезно соблюдают еврейские законы и свято чтят свои 2500-летние обычаи. Их обычаи кашрута, процесс заключения брака и система образования остаются практически неизменными с момента основания общины.

В своей статье раввин Гринспен рассказывает, что члены общины по-прежнему приносят свои кастрюли и халы к местному пекарю днем в пятницу, чтобы нагреть их в канун Шабата - обычай, которого больше нет нигде в мире. (Их кухни достаточно современны, чтобы держать еду теплой самостоятельно, но они продолжают поддерживать традиции.) А раввина Битона можно увидеть на крышах домов по пятницам - он дует в бараний рог, чтобы напомнить всем закрыть свои магазины до наступления Шабата, еще один древний обычай, считающийся священным.
6. Синагога Эль Гриба, что буквально переводится как "необыкновенная", является одной из старейших и самых архитектурно красивых синагог, она привлекает тысячи туристов каждый год. Тунисские евреи надеются получить для здания статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.

История о том, как синагога получила свое название, странная. Местные жители Джербы рассказали раввину Гринспену: легенда гласит, что красивая, благочестивая женщина, которая жила одна, погибла в результате пожара на праздник Лаг БаОмер. Ее дом сгорел, а тело осталось нетронутым огнем, что община приписала ее святости. Неизвестная женщина, прозванная "необыкновенная" была якобы похоронена рядом с синагогой.
7. Одним из уникальных обычаев и изюминкой года для тунисских евреев является ежегодное паломничество в Джербу. В период праздника Лаг БаОмер тысячи евреев совершают паломничество к синагоге Эль Гриба, чтобы помолиться в честь рабби Меира Баал Ханесса и рабби Шимона Бар Йохая, двух великих мудрецов, которые умерли в это время года. В их честь устраивается праздничный парад, где по улицам маршируют гигантские канделябры, украшенные тканью, а присутствующие в это время поют песни в честь мудрецов. Менора красиво украшена изображениями, олицетворяющими 12 колен Израиля, именами раввинов Туниса, именами патриархов, а на вершине располагается звезда Давида, которая содержит в себе священное Имя. Менора, украшенная шалями, олицетворяет невесту, а парад - свадебную церемонию, все это символизирует союз между народом Израиля и Б-гом. Паломники также отдают дань уважения и могиле женщины, похороненной рядом с синагогой. Посещение ее могилы стало традицией для бесплодных женщин, которые надеются родить деток.

8. Несмотря на относительную гармонию в жизни общины, она не полностью застрахована от антисемитизма. В 1985 году местный полицейский, наблюдавший за синагогой, открыл огонь, убив трех человек, в том числе и ребенка. В 2002 году грузовик, принадлежавший террористу-суициднику, связанному с Аль Каидой, взорвался недалеко от синагоги, убив 21 человека, в основном немецких туристов. В январе 2018 года в синагогу была брошена бомба. К счастью, взрыв нанес лишь незначительные повреждения.
9. Многовековое сообщество сталкивается с неопределенным будущим. Место, когда-то населяемое 100 000 человек, теперь содержит лишь несколько семей, общее число которых сводится к тысяче. Большинство евреев эмигрировало во Францию и Израиль. Теракт 2002 года, рост социальных волнений и религиозного экстремизма в регионе заставляет туристов воздерживаться от посещения, что наносит ущерб доходам многих местных жителей, которые полагаются на то, что туристы купят их продукты. По данным газеты Гаарец, в то время, как некоторые взвешивают идею массовой алии в Израиль, у них остаются смешанные чувства относительно отказа от такого богатого наследия. "Каждый хоть раз думал о том, чтобы уехать", - говорит местный житель Бен Сион Дии, - "Мне кажется неправильным покидать место, где мои предки жили столько лет."
Источник: aish.com
Перевод Анастасии Яценюк