Считается, что впервые евреи оказались в Марокко еще во времена Первого храма. При римской власти численность евреев и их благосостояние выросли, а массовое переселение евреев в Марокко приходиться на период сразу после разрушения Второго храма. Когда Марокко оказалось под властью византийцев, положение евреев резко ухудшилось, но само население увеличилось за счет беженцев из Испании.
При приходе к власти арабов (703–711) некоторые евреи приняли ислам. Именно в это время евреи получили свой правовой и политический статус в Марокко наряду с другими арабскими странами. Правление династии Идрисидов также в целом благоприятно сказалось на судьбе евреев – они жили в столице государства в особом квартале и имели возможность спокойно исповедовать иудаизм. Кроме того в столице Марокко Фесе были отрыты иешивы. В то время в Фесе жили и занимались учениями такие мудрецы, как Ицхак Алфаси и Маймонид. Султаны династии Альморавидов даже держали придворных врачей-евреев.
Династия Альмохадов, оказавшись у власти в Марокко в 1146 году, начала вынуждать как евреев, так и христиан принять ислам, а в противном случае – покинуть страну. Те евреи, кто таки принял ислам, все равно должны были носить отличительную одежду желтого цвета.
Евреи смогли вернуться в Марокко только при правлении династии Маринидов (1269–1465). На то время приходится расцвет еврейской торговли (золото, сахар), которая значительно улучшила экономическое положение Марокко. Евреи должны были платить большой подушный налог, а также огромные таможенные сборы за ввоз и вывоз товаров. Между тем марокканские евреи продолжали заниматься изучением еврейской философии и каббалы. Одним из выдающихся мудрецов этого периода является Иехуда Ибн Малка.
Первый еврейский квартал (меллах) в Марокко появился в 1438 году. С того времени положение евреев в стране снова ухудшилось. Новые власти принуждали евреев принять ислам, хотя немного позже разрешили вернуться в иудаизм всем желающим.
Сильное притеснение евреев в Испании и Португалии, усилило поток иммигрантов в Марокко. Мусульмане Марокко не очень были рады таким беженцам, да и сами местные евреи не с большим энтузиазмом встретили своих собратьев.
Марраны также стали переселяться в Марокко в XVI в. За то, что марраны помогали португальским войскам захватывать марокканские города, португальские власти разрешали им селиться в этих городах и исповедовать иудаизм.
Иммигранты-евреи, хорошо ориентировавшиеся в европейской торговле и культуре, помогли развитию страны при правлении династии Саадидов (1554–1659).
К XVII-XVIII в. марокканские евреи достигли экономической стабильности и неплохого финансового положения. Исключительно евреи занимались торговлей цветными металлами, вином и сахаром. Особенно свободно евреи почувствовали себя при правлении султана Сиди Мухаммеда бен Абдаллаха (1757–90), который поселил многих евреев в портовом городе Могадор и освободил их от уплаты любых сборов. Это сделало Могадор основным портом страны, а его еврейское население выросло до такого числа, что к концу XVIII в. порт перестал работать по субботам.
Марокканский еврей-сапожник. Фото Г.Бурдхарта, начало ХХ века
В то время также евреев допускали к госслужбе. Практические у каждого марокканского правителя были советники-евреи. в том числе министры, диппредставители и др. При участии евреев были заключены договора с Нидерландами и Великобританией.
Тем не менее, большинство евреев в Марокко жили не так уж и свободно. Им разрешалось селиться только в особых кварталах, им нельзя было владеть домами и землями, не разрешалось поднимать руку на мусульманина даже в целях самозащиты и многое другое.
Наряду с раввинами марокканские еврейские общины возглавляли нагиды, которые были посредниками между общиной и властью.
После некоторого периода упадка в жизни евреев наступило просветление с приходом к власти султанов Абдаррахмана (1822–59), а затем и Мухаммада (1859–73). Эти правители решили воспользоваться опытом евреев в торговле с европейскими странами, поэтому предоставили еврейским торговцам свободу передвижения по стране, а также назначили евреев консулами и консульскими служащими в представительствах Марокко в Европе и США. При этом правовой статус обычных евреев в Марокко был сильно ограниченным: евреи продолжали оставаться людьми второго сорта для мусульман.
Войны с Францией и Испанией сопровождались гонением и на евреев. И хотя Моше Монтефиоре добился от султана эдикта о даровании марокканским евреям полного равноправия, на деле этот эдикт не выполнялся.
Еврейская община Марокко считалась самой крупной в Северной Африке и насчитывала 50-100 тыс. человек. Существовало две группы марокканских евреев. Первая представляла собой потомков евреев, прибывших в Марокко из Испании и Португалии – сефарды. Вторая – собственно те, кого называют марокканскими евреями, в узком смысле этого понятия. Это были потомки первых еврейских поселенцев и принявших иудаизм берберов.
Представители первой группы общались на еврейско-испанском языке; это были, в основном, образованные состоятельные люди. Представители второй группы говорили на еврейско-марокканских вариантах нескольких арабских диалектов, а также по-берберски. Эта группа была малообразованной и намного более бедной.
К концу ХIX века еврейское население Марокко увеличилось до примерно 200 тыс. человек. Начало ХX века ознаменовалось для евреев новыми погромами и притеснениями. Когда же власть перешла к французам и испанцам, евреям были сделаны послабления, им разрешили исповедовать иудаизм, свободно передвигаться по стране, но вплоть до независимости Марокко они не имели право голоса наравне с остальными.
Французские фирмы в Марокко, с одной стороны, разорили многих еврейских купцов, а с другой – дали такой толчок к развитию страны, что многие евреи смогли разбогатеть, занялись свободными профессиями, а также устроились во французскую и испанскую администрации Марокко. Благодаря школам от международной еврейской организации Альянс (Всемирный еврейский союз) многие евреи смогли получить образование и поступить во французские ВУЗы.
В первой половине ХХ века к марокканским евреям присоединились евреи из Алжира и Туниса, а также из многих ближневосточных стран. Так, к началу Второй мировой войны в Марокко проживало 225 тыс. евреев.
Вишистская администрация, управлявшая Марокко во время войны, ограничила права местных евреев, а после прихода в страну союзных войск начались погромы, которые вынудили многих евреев бежать к прибрежным городам. И только с приходом к власти голлистов евреям были возвращены их права.
Процветавший арабский национализм и провозглашение Государства Израиль после войны ухудшило положение евреев: на них массово стали нападать мусульмане, но все это прекратилось с получением Марокко независимости в 1956 году.
Вскоре жизнь евреев в Марокко стала ухудшаться: в стране закрыли представительства крупнейших еврейских организаций, запрещали сионистскую деятельность. Евреи стали массово покидать Марокко – сначала не совсем легально, а потом и с одобрением короля Хасана II.
В Израиль марокканские евреи начали переезжать еще с XVI в. Изначально, в основном, это были пожилые религиозные евреи, но после переезда в Эрец-Исраэль известного раввина Хаима бен Моше Бен-Аттара, началась алия евреев среднего возраста. К ХХ веку основной мотивацией для евреев из Марокко стала безопасность и экономические возможности.
Резко выросло число репатриантов среди марокканских евреев после Катастрофы и образования Государства Израиль. Десятки тысяч евреев из Марокко бежали в Израиль с 1948 по 1980-е годы. В общей сложности в Израиль за этот период переехало 261 тыс. марокканских евреев. Зажиточные евреи из Марокко эмигрировали во Францию, Канаду и Испанию.
Марроканские иммигранты основали в Израиле такие города, как Кирьят-шмона, Ашдод, Димона и другие.
После массового переезда в Израиль евреев в Марокко в 2002 году осталось только 5,6 тыс. человек, большинство из которых проживали в Касабланке. Поэтому и главной еврейской организацией является Совет еврейских общин в Касабланке. В этом городе работают несколько еврейских школ, лицей-иешива, синагоги и различные благотворительные организации. В то же время в Израиле проживало уже около 500 тыс. марокканских евреев.
Лояльное отношение марокканских властей к еврейской общине не исключает периодически происходящих антисемитских инцидентов. Мусульманские фанатики несколько раз нападали на еврейские объекты, что заканчивалось немалыми жертвами среди еврейского населения.
Марокканские беженцы не сразу влились в израильскую реальность. Малообразованные и бедные марокканские евреи столкнулись с манипуляциями правящих израильских партий и отчужденностью широких масс израильских граждан европейского происхождения. Однако евреи из Марокко активно выступали за свое право жить в Израиле и постепенно изменили в лучшую сторону отношение к себе, как властей, так и представителей других этнических групп.
Постепенно евреи-выходцы из Марокко освоили иврит, приспособились к политической системе страны, освоили новые для себя профессии, что в целом повысило их экономический и социальный уровень, а также дало возможность участвовать в местном управлении. В итоге более 20 выходцев из Северной Африки вошли в состав Кнесета. Марокканские евреи образовали серьезную политическую силу, которая оказывает большое влияние на социально-культурную жизнь Израиля.
Превращение праздника Мимуна в общенародный является еще одним доказательством того, что марокканские евреи смогли успешно влиться в израильское общество. Именно они распространяли, в частности, обычай почитания гробниц таких мудрецов, как Шимон бар Иохай, Баал ха-Нес, Гамлиэль и др.
Марокко с 1956 года является членом Лиги арабских стран и, соответственно, разделяет общее отношение этой организации к арабо-израильскому конфликту. При этом по некоторым вопросам Марокко занимает умеренную позицию. Так, марокканский король Хасан II после Шестидневной войны выступал за реалистичный подход к проблеме урегулирования конфликта, поэтому до 1970 года открыто критиковал террор палестинских организаций.
Тем не менее, в ходе Войны Судного дня марокканские войска были посланы в качестве подкрепления в Сирию, где участвовали в боевых действиях против Израиля. Среди положительных моментов можно отметить одобрение Хасаном II мирного израильско-египетского договора. Кроме того, марокканское правительство в связи с решением Лиги арабских стран в 1979 году разорвало дипломатические отношения с Египтом, но через 10 лет инициировало возвращение Египта в Лигу.
В мае 1985 года состоялся первый в истории визит израильской делегации в Марокко. В составе израильской делегации были 35 израильских граждан, среди которых 11 были членами Кнесета. Все они участвовали в двухдневной конференции Всемирной ассоциации евреев, выходцев из Марокко. Израильских делегатов заверили, что король Хасан II планирует выступить посредником в переговорах о мире между Израилем и палестинцами. Однако когда в 1986 году премьер-министр Израиля Шимон Перес прибыл в Марокко для встречи с королем Хасаном II, их переговоры не привели к каким-либо официальным шагам.
Марокко продолжила сохранять умеренную позицию в отношении Израиля. В 1986 году делегация израильтян марокканского происхождения, часть из которых была депутатами Кнесета, также посетили Марокко и встретились с Хасаном II.
После подписания соглашения в Осло в 1993 году премьер-министр Израиля Ицхак Рабин посетил Марокко с официальным визитом. Тогда же между Израилем и Марокко были установлены дипломатические отношения низкого уровня.
В 1999 году по инициативе Хасана II в Марракеше был организован первый съезд Всемирного союза марокканских евреев.
Фотогалерея Евреи стран Востока и Северной Африки, нач. ХХ века
Фотогалерея Еврейские женщины Востока, нач. ХХ века