Третьей по величине еврейской общиной после ашкенази и сефардов являются йеменские евреи.
Первые евреи поселились в Йемене еще до падения Первого Храма. Присутствие еврейской общины в этой местности с III века до н. э. до III века н. э доказано различными древними свидетельствами.
Согласно найденным монотеистическим надписям, между концом IV века н. э. и 525 годом некоторые из царей Химьяра в йеменском городе Дафар (и основная часть элиты) приняли иудаизм. В частности, речь идет о царствовавшем примерно в середине V века Харит ибн Амру и Зу Нувас Юсуф Асар Ясаре (Масрук).
С приходом в Йемен ислама евреи были изгнаны из Медины, из оазисов Хайбар, Фадак и других мест их обитания на севере Аравии. Местное население, принявшее ислам, отобрало собственность евреев себе.
Исламский фанатизм значительно усилился после падения династии Фатимидов в 1185 году, что повлекло за собой ужесточение антиеврейской политики. Именно в тот период Рамбам написал для йеменских евреев «Йеменское послание», в котором выражал поддержку «еврейскому народу в Йемене». Противоеврейские постановления были отменены только тогда, когда Йемен завоевали айюбиды.
Когда в 1545 Йемен перешел под власть османов, евреи оказались меж двух огней – турками и местными жителями. Новые антиеврейские постановления 1618 года вынудили евреев покинуть южный Йемен.
Между уходом османов из Йемена и приходом имама Ахмеда Ибн-Хасана евреи сумели пару десятилетий пожить в спокойствии. Однако имам, придя к власти, поставил цель «очистить» Йемен от евреев. Он разрушил синагоги, а евреев изгнал в прибрежную красноморскую зону, которая отличалась плохим климатом и свирепствовавшей там малярией. За два года жестоких гонений погибло много йеменских евреев, а ценные рукописи и книги бесследно пропали.
Йемен снова оказался под властью Османской империи уже в 1872 году. Однако это было то время, когда в цивилизованных странах активно шел технологический прогресс. Благодаря наличию телеграфа, почты и дорог евреи Йемена могли обмениваться знаниями и информацией с остальным еврейским миром.
Некоторые евреи проживали крупных йеменских городах, занимая кварталы, обнесенные стеной, а другие жили в более чем 1000 деревнях и городках. Такая рассеянность по стране не мешала йеменским евреям сохранять свою идентичность и религиозность. Большинство из них занимались ремесленничеством (ювелирным делом, кузнечеством, шитьем одежды, гончарным делом и т.п.).
О гонениях на евреев свидетельствует, в частности, один из законов Йемена, согласно которому любой сирота (в том числе из евреев и христиан) обязан был принять ислам.
Практически все еврейские мужчины в Йемене были грамотными: они умели читать, а большинство и писать. При этом практически все владели ивритом, хотя разговаривали на еврейско-арабском диалекте.
Первый поток евреев в Израиль произошел в 1881—1882 годах. Эта алия получила название аале бе-тамар. В итоге к 1914 году в Земле Израиля проживало 3 тыс. йеменских евреев, что составляло около 8% от всего йеменского еврейства. Темпы переселения йеменских евреев в Израиль были намного выше в сравнении с другими еврейскими общинами.
Только прибыв на израильскую землю, йеменцы тут же влились в поселенческое движение, а позже присоединились к подпольным еврейским организациям.
Уже в 1918 году йеменские евреи составляли 7 % от общего числа евреев Эрец-Исраэль. Конец Первой Мировой войны совпал с усилением притока йеменских репатриантов в Израиль. Массовые погромы в Адене в 1947 году также подвигли многих йеменских евреев переехать в Израиль.
Накануне образования Государства Израиль там проживало 35 тыс. йеменских евреев, что достигало практически 40% от всего йеменского еврейства. К ним пытались присоединиться еще 4 тыс. йеменских евреев, но их задержали британцы и отправили в Аден.
Йеменские власти всячески препятствовали отъезду евреев, но, когда было провозглашено Государство Израиль, евреи наконец получили разрешение покинуть Йемен. Одновременно в Йемене происходили погромы, поэтому израильские власти организовали операцию «На орлиных крыльях». Операция заключалась в том, что евреи шли пешком до Адена, а там их сажали в самолёты и отправляли в Израиль. В результате около 50 тыс. йеменских евреев оказались в Израиле.
Еще несколько подобных операций были проведены в 1952 и 1954 годах. Тогда в общей сложности из Йемена в Израиль было перевезено еще несколько тысяч евреев.
В 1985 году в Йеменской Арабской Республике оставалось только 1,5 тыс. евреев.
В 1992-1993 годах из Йемена выехала еще одна тысяча евреев. Одни из них направились в Израиль, другие – в США.
Примерно 200 евреев проживали в Йемене в 2001 году, большинство из которых находились в городе Амран. В основном это были ремесленники и мелкие торговцы.
Из-за угрозы жизни со стороны хуситов израильские власти в 2016 году секретно вывезли из Йемена 19 евреев.
Культура йеменских евреев имеет свои уникальные особенности. Она вобрала в себя древнееврейские, индийские, персидские и арабские элементы.
Йеменские евреи прославились благодаря своему ювелирному делу. Они, в основном, изготавливали серебряные украшения и предметы культа. Причем изготавливать религиозные предметы считалось большим почётом, и этим занимались раввины-ювелиры. Еврейские женщины Йемена, в свою очередь, известны своими плетеными корзинами, которые имели замысловатый геометрический узор на крышках.
Музыкальная традиция йеменских евреев также заметно отличается не только от музыки еврейских общин Востока, но и от музыкальной культуры всего Ближнего Востока. По мнению ряда специалистов, кантилляция йеменских евреев, несмотря на присутствие в ней вавилонского (багдадского) влияния, несёт следы литургическо-музыкальной традиции периода Второго храма.
Мужские народные песни йеменских евреев традиционно исполняются на иврите и арамейском, тогда как женские – на арабском или еврейско-арабском. Все эти песни отличаются по содержанию, мелодиям и стилю.
Как правило, танцы и песни сопровождаются ритмическими хлопками и ударами по полым металлическим предметам. Есть мнение, что традиционные йеменские танцы содержат в себе много элементов из древнего еврейского единоборства Абир.
Современная израильская эстрада переняла немало от музыки и танцев йеменских евреев, а также их хореографии.