14 Тишрея – канун праздника Сукот
5575 (28 сентября 1814) ушла из этого мира душа р.Исраеля (Офштейна) из Кожниц (5496-5575) – великого мудреца и праведника, известного в еврейском мире больше как «Магид из Кожниц», одного из основоположников польского хасидута.
Родился р.Исраель в 5496 (1736) в местечке Апта в семье пожилого переплетчика священных книг р.Шабтая из Островца. Предание рассказывает, что его родители оставались бездетными в течение нескольких десятилетий – ребенок родился, благодаря благословению р.Исраеля Баал Шем Това, и был назван в его честь. Уже в шесть лет ребенок молился сосредоточенно и осознанно, одухотворяя каждое произносимое слово. В семь лет ему не стало хватать дня для занятий Торой, и он оставался в доме учения на ночь (Сарей ѓаМеа 3:16).
Приобретя основательные познания в Талмуде и книгах законоведов, он углубился в изучение каббалы. Спустя некоторое время р.Шмуель Шмельке из Николсбурга увлек его идеями хасидизма и ввел в круг ближайших учеников р.Дов Бера (Магида) из Межерича. В 5533 (1772) году, после смерти Магида р.Исраель продолжал учиться у его духовных наследников — р.Шмуеля Шмельке из Николсбурга, р.Элимелеха из Лиженска, а затем и у р.Леви Ицхака из Бердичева, который был на четыре года его моложе.
В последующие годы р.Исраель стал одним из самых авторитетных духовных лидеров хасидизма, ко «двору» которого потянулись тысячи хасидов из Польши, Галиции и Волыни.
Следуя учению Баал Шем Това и Магида из Межерича, р.Исраель резко отрицал пути служения, связанные с умерщвлением плоти и аскетическими упражнениями. Однажды от благочестивого богача, который питался только хлебом и водой, р.Исраель потребовал, чтобы тот питался, как следует богачу. «До тех пор, пока он не станет есть мяса, — пояснил он ученикам, — богач не поймет, что бедняки нуждаются в хлебе. Ведь пока он сам питается хлебом, ему кажется, что бедняки могут жевать камни».
Раби Исраель из Кожниц пользовался высочайшим авторитетом не только среди хасидов, но и в среде их противников. Так р.Хаим Воложинер, ближайший ученик Виленского Гаона, посетивший р.Исраеля и обсуждавший с ним различные проблемы Торы «в течение целого дня», обнаружил, что Магид из Кожниц «переполнен знаниями и обладает острым умом — по памяти, с удивительной свободой он ориентируется в Талмуде, а также в книгах мудрецов, как прошлых поколений, так и современников».
Среди посетителей, приходивших к Магиду из Кожниц за советом и благословением, было множество неевреев из всех слоев российского и польского общества.
Князь Адам Чарторыйский, друг юности и один из ближайших советников российского императора Александра I, не имел детей в течение долгих лет брака. Он навестил р.Исраеля, и благодаря полученному благословению, у его жены родился ребенок. Предание рассказывает, что, услышав об этом, брат князя Чарторыйского посмеялся над «примитивными суевериями» и взялся публично разоблачить «цадика». Прибыв в Кожниц, он попросил р.Исраеля помолиться за выздоровление своего сына — прекрасно зная, что сын, оставшийся в фамильном замке, совершенно здоров. «Возвращайся скорей, — ответил ему р.Исраель, — часы твоего сына сочтены, может быть, ты еще застанешь его в живых!». И когда встревоженный князь вернулся домой, ему сообщили, что юный наследник скоропостижно скончался.
5588 (5 октября 1827) ушла из этого мира душа р.Шолома Шахна из Погоробышец – великого мудреца и праведника, сына р.Авраѓама Малаха и внука Раби Магида из Межерича.
Сын р.Шолома Шахна, р.Исраель, широко известен в еврейском мире как Ружинский Ребе (5556-5610), основавший «дворы» таких хасидутов как Садигура, Чертков, Гусятин, Боян и др.
15 Тишрея – первый день Праздника Суккот
2108 (-1652) по прошествии двадцати лет после женитьбы нашего праотца Ицхака на Ривке, в их семье родилась двойня: Яков и Эйсав.
Ребенок, родившийся первым, был покрыт волосами, как взрослый человек. Родители назвали его Эйсавом (от еврейского слова «ассуй» – законченный). Второй ребенок родился следом за Эйсавом, держась за его пяту. Этого Ицхак назвал Яковом (Яков – «Тот, который держится за пяту»). В последствии, произведя на свет 12 сыновей, Яков получит второе имя – Исраель.
На момент рождения сыновей Ицхаку и Ривке было соответственно 60 и 23 года.
В этот же день – 15 Тишрея 2255 (-1505) года душа нашего праотца Якова ушла из этого мира.
Последние семнадцать лет Яков прожил рядом с Йосефом в Египте в провинции Гошен. Когда он почувствовал приближение своей кончины, Яков послал за Йосефом и заставил его присягнуть, что тот не похоронит его в Египте, а доставив его тело обратно в Святую Землю, похоронит его там в Пещере Махпела.
Перед смертью Яков благословил Йосефа и приравнял права его сыновей Эфраима и Менаше к правам собственных сыновей, сделав Эфраима и Менаше равноправными членами двенадцати колен. (Они заняли места самого Йосефа и Леви). Затем Яков созвал всех своих сыновей и благословил их.
Наказав детям своим держаться вместе и оставаться твердыми в своей вере в Б-га, Яков скончался, напомнив до этого еще раз о выраженной им воле быть погребенным в Пещере Махпела. Якову было 147 лет, когда Б-г вернул к Себе на небеса его святую душу.
2935 (-826) на двенадцатом году своего царствования, король Шломо, по указанию Всевышнего, торжественно освятил Первый Храм, постройка которого продолжалась семь лет.
Все евреи собрались в Ерушалаиме, чтобы присутствовать на этих красочных празднествах. Во время переноса коѓенами Святого Ковчега из Города Давида в Храм, вдруг закрылись двери Святилища, так что коѓены не могли войти. Шломо стал молить Б-га отворить двери Храма, но Святилище оставалось закрытым. И лишь после того, как он попросил во имя великих заслуг его отца Давида, двери раскрылись, и Ковчег был внесён в Святая Святых. Тотчас же облако наполнило Храм, как это было в те дни, когда евреи странствовали по пустыне. Это служило Шломо доказательством, что его труд был принят Б-гом.
Торжества освящения продолжались четырнадцать дней, до 28 Тишрея, после чего народ вернулся к своим очагам в приподнятом настроении и с глубокой благодарностью Б-гу за все то, что Он сделал для них (См. Малахим I, 8).
5337 (8 сентября 1576) турецкий султан подписал указ, адресованный санджак-бею и кади Цфата. Повелевалось собрать тысячу зажиточных евреев города и его окрестностей и отправить их с семьями и со всем их имуществом в Фамагусту (Кипр).
Предписывалось отправить именно богатых евреев, дабы обеспечить процветание острова. В этом документе содержалось грозное предостережение властям Цфата удержаться от соблазна извлечь какую-либо выгоду для себя, освободив за мзду богатых евреев и заменив их неимущими. И уж тем более запрещалось грабить евреев.
Турки имели обыкновение депортировать с завоеванных земель местное население и заменять его насильственно же переселяемыми жителями других частей империи. Так было проще управлять вновь присоединенными территориями, не опасаясь восстаний на завоеванных землях. Вместе с тем Турция не забывала и о доходах, поэтому, для восстановления ранее процветавшей на острове торговли, вместо изгнанных венецианцев турки переселяли на Кипр именно евреев.
16 Тишрея – второй день Праздника Суккот
5643 (29 сентября 1882) года пятый Любавичский Ребе, Раби Шолом Дов Бер (РаШаБ) (5621-5680), принял на себя руководство хасидами ХаБаДа, произнеся свой первый маамар, начинающийся словами: «Увенчают тебя короной...».
17 Тишрея – третий день Праздника Суккот
5409 (23 сентября 1648) жертвами убийц из банды Хмельницкого стали евреи городка Пилавец (Украина). Захватив местечко, казаки учинили в нём кровавый погром, без разбора убивая и калеча мужчин и женщин, стариков и младенцев. Результатом массовой резни стало полное уничтожение святой еврейской общины города.
Да отомстит Всевышний за их кровь!
18 Тишрея – четвёртый день Праздника Суккот
5571 (16 октября 1810) года ушла из этого мира душа р.Нахмана из Бреслава (5532-5571), правнука БеШТа; его мать Фейга была дочерью Адели – дочери Баал Шем Това.
Раби Нахман подарил жизнь движению Бреславских хасидов. В 5558 (1798) году он совершил восхождение в Святую Землю, но через год вернулся в Бреслав. Им была найдена оригинальная форма выражения философии хасидизма: все его хасидские учения записаны в виде мистических сказок. Многие из них были изданы его учениками в книгах:
«Ликутей МаЃаРаН» («Сборник рабби Нахмана»;
«Ликутей Алахот» («Сборник законов»).
Последние годы он жил в Умани. После его смерти Бреславские хасиды не стали выбирать себе нового Ребе. Десятки тысяч последователей учения Раби Нахмана ежегодно собираются на его могиле в Умани.
19 Тишрея – пятый день Праздника Суккот
5558 (9 октября 1797) года ушла из этого мира душа р.Элияѓу бен Шломо Залмана (ЃаГРО), известного как «Виленский Гаон» - одного из самых выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства.
Родился он в польском местечке Селец Брестского воеводства (сейчас - Брестская обл., Беларусь) в семье выдающихся раввинов. Его дед был р.Моше Рибкес – автор комментариев «Беэр ѓаГола» к книге «Шульхан Арух». С детства р.Элияѓу проявил выдающиеся способности. К трём годам знал наизусть всю Письменную Тору, которую мог процитировать даже в обратном порядке. До 7 лет учился у р.Моше Маргалиота из Кейдан, автора книги «Пней Моше», затем до самой старости учился самостоятельно, так как ни один учитель не мог уже его обучать. В 18 лет он женился, затем с 20 до 25 лет, согласно глубоко укоренившемуся у выдающихся раввинов обычаю, много странствовал по еврейским общинам. За это время р.Элияѓу посетил крупнейшие центры еврейской и мировой учености: Берлин, Прагу, Амстердам, где встречался с выдающимися раввинами и имел возможность познакомиться с редчайшими рукописями древних мудрецов.
В 5505 (1745) году он поселился в Вильно (Вильнюс) и со временем приобрёл известность в еврейском мире как выдающийся раввин своего поколения, а с 5520 (1760) года р.Элияѓу начал передавать свои знания ученикам, среди которых особенно выделялся р.Хаим из Воложина.
Виленский Гаон резко осудил хасидское движение, зарождавшееся в этот период. Он порицал хасидов за «изменение еврейской традиции и пренебрежение к людям, изучающим Тору» – элите еврейских общин. Когда в 5534 (1774) году р.Шнеур Залман и р.Менахем Мендел из Витебска прибыли в Вильно, чтобы если не примирить, то хотя бы ослабить нападки «митнагдим» (противников хасидизма) на хасидов, р.Элиягу отказался даже принять парламентариев. Вскоре он и вовсе объявил хасидам «херем» (отлучение от иудаизма), что существенно замедлило распространение хасидизма в Литве.
В 5540 (1780) году ЃаГРО предпринял попытку посетить Святую Землю, но, добравшись до Кёнигсберга, по неизвестным причинам решил вернуться назад.
Раби Элияѓу бен Шломо Залман был похоронен на еврейском кладбище в предместье Снипишекес (Шнипишкес) на правом берегу Вилии, напротив Замковой горы. В 1930 году кладбище было закрыто, а в 1949-1950 годах вообще ликвидировано. Прах ЃаГРО был перенесён в склеп на новое еврейское кладбище в Шяшкине, где вместе с ним были перезахоронены также останки его жены и сына. Рядом с Виленским Гаоном покоится прах праведника р.Авраѓама бен Авраѓама – графа Валентина Потоцкого, сожжённого христианами 7 Сивана 5510 года за отречение от княжеского титула и переход в иудаизм.
5574 (13 октября 1813) года ушла из этого мира душа р.Якова Ицхака из Пшисхи («Святого еврея») (5526-5574) – великого мудреца и праведника, одного из легендарных хасидских наставников, оказавших заметное влияние на формирование хасидского движения в Польше.
Он родился в 5526 (1766) году в польском городе Пшедбуж в семье р.Ашера, занимавшего пост главы раввинского суда и магида (общественного проповедника) в этом городе.
После женитьбы р.Яков Ицхак поселился в Апте, целиком погрузившись в изучение Торы. Под влиянием р.Моше Лейба из Сасова, который в этот период также проживал в Апте, р.Яков Ицхак влился в хасидское движению. В течение нескольких лет он был меламедом в ряде местечек, а затем по наставлению р.Давида из Лелова стал посещать «двор» выдающегося хасидского наставника р.Якова Ицхака («Хозе») из Люблина.
Вскоре р.Яков Ицхак стал ближайшим учеником «Хозе», который видел в нем своего духовного преемника и продолжателя. Поскольку его имя целиком совпадало с именем Ребе, то из уважения к учителю хасиды стали называть его просто «Аид» («Еврей») – под этим прозвищем он впоследствии и получил всемирную известность.
Получив раввинский диплом р.Яков Ицхак перебрался в местечко Пшисха (Бучач, Украина). В 5555 (1795) году, после третьего раздела Польши, этот город отошел во владение Австро-Венгрии, а затем, по итогам Венского конгресса, был включен в состав Царства Польского, оккупированного Россией. Благодаря деятельности «Еврея», вокруг которого объединились тысячи хасидов, этот городок стал одним из самых значительных центров хасидского движения.
Восхищаясь исключительным благочестием и духовной чистотой своего Ребе, хасиды стали называть его «Аид ѓаКадош» («Святой еврей»). В своей наставнической деятельности Аид ѓаКадош особенно подчеркивал необходимость глубоко изучения Торы.
Его ближайшими учениками были р.Симха Буним из Пшисхи, р.Моше из Лелова, р.Менахем Мендел из Коцка (Коцкер Ребе), ставшие духовными лидерами следующего хасидского поколения. После смерти р.Якова Ицхака руководство его хасидами перешло к р.Симхе-Буниму из Пшисхи. Впоследствии из основанной в Пшисхе школы развились направления Коцких и Гурских хасидских движений.
20 Тишрея – шестой день Праздника Суккот
Ушла из этого мира душа р.Ехиеля, великого мудреца и праведника, отца и первого учителя р.Ашера (РОШ) (5010-5089) – выдающегося законоучителя сефардских евреев.
Источники:
Еврейская Энциклопедия; Двар Йом беЙомо; Сефер Ѓатода; Книга нашего наследия