4 Тамуза
4856 (27 июня 1096) года 50 евреев городков Хантен и Эллер убиты крестоносцами, что в рейнский Пруссии, в районе Дюссельдорфа. В Хантене это был второй погром за месяц. Первый случился 1 июня.
4931 (9 июня 1171) года ушла из этого мира душа Рабейну Там - внука РаШИ, великого мудреца и праведника, крупнейшего еврейского ученого и тосафиста.
Еще при жизни р.Там был признан величайшим еврейским ученым своего поколения. К нему прибывали ученики из таких отдаленных от Франции мест, как Богемия и Россия. Рабейну Там ввёл немало новых ѓалахических установлений - «Такканот деРабену Там», соответствующих меняющимся условиям жизни. А его добавления - «тосафот» к Вавилонскому Талмуду, получили широкое признание во всех еврейских общинах.
Основным сочинением р.Тама, бесспорно, является «Сефер аЯшар» («Книга праведного»), первая часть которой состоит из талмудических респонсов, а вторая - из новелл, основная тема которых - подтверждение талмудических текстов и доказательство того, что в эти тексты не нужно вносить изменения.
В трудах мудрецов последующих поколений нередко упоминаются комментарии р.Тама к Торе и «Сефер аПсаким» («Книга постановлений»), которые, к сожалению, не дошли до наших дней, а его «Ѓилхот Сефер аТора» («Законы, относящиеся к свитку Торы»), включённые в Махзор Витри, достаточно широко известны и сегодня.
Также Рабейну Там известен как выдающийся еврейский поэт, написавший немало рифмованных произведений как в испанско-провансальском, так и в франко-германском стиле.
5000 (25 июня 1240 или 12 июня (21 Сивана) года по инициативе французского короля Людовика IX Святого начался религиозный диспут между ренегатом Николаем Доненом и четырьмя евреями, среди которых были раввин Иехиель из Парижа и раввин Моисей из Куси, после чего был издан указ 3 марта 1241 г. о сожжении талмудических и других еврейских книг.
5046 (28 июня 1286) года был схвачен и заточён в тюрьму р.Меир бен Борух из Роттенбурга (МаЃаРаМ) - общепризнанный авторитет европейского еврейства.
Он родился и жил в Германии, но после эдикта Рудольфа I, наложившего непомерные налоги на еврейское население, бежал из Германии. Однако доносчики выдали его местонахождение, и в результате р.Меир был арестован. Его ученик р.Ашер бен Ехиель (РОШ) хотел его выкупить, но МаЃаРаМ запретил себя выкупать, чтобы не поощрять власти к дальнейшему захвату еврейских мудрецов с целью легкой наживы.
Последние семь лет жизни р.Меир провёл в темнице, где и умер в заточении 19 Ияра 5053 (1293) года. Да отомстит Всевышний за его смерть! Но и после этого германские власти в течение четырнадцати лет (!) отказывались выдать евреям тело великого мудреца и праведника для погребения, требуя и за это колоссальный выкуп.
Лишь в 5067 году останки МаЃаРаМа были выкуплены и 6 Адара 5067 года они были с почестями преданы земле в Вормсе, родном городе Рабби Меира, на его семейном участке кладбища.
Его комментарии послужили важным источником при составлении книги «Шулхан Арух» в 16 веке.
5054 (30 июня 1294) года кровавый навет возведён на евреев Берна. Община вынуждена покинуть город, при этом отказавшись от всех финансовых претензий к неевреям (могила мальчика по имени Рудольф, якобы умерщвленного евреями в ритуальных целях, долгое время была местом паломничества христиан).
5625 (28 июня 1865) года принят закон, дозволяющий евреям-механикам, винокурам, пивоварам и вообще мастерам и ремесленникам проживать повсеместно в России, имея при себе членов своих семейств, т. е. жен, детей и несовершеннолетних братьев и сестер. Евреям, имеющим не более 18 лет от роду, хотя бы они и не принадлежали к ремесленному сословию, дозволено для обучения мастерствам приезжать в местности, лежащие вне черты еврейской оседлости, но с ограничением времени их пребывания там (не свыше 5 лет) сроком тех договоров, которые будут ими заключены с принявшими их для обучения мастерами. Те из этих лиц, которые по окончании учения получат от мастеров своих одобрительные аттестаты, могут остаться на жительстве вне черты еврейской оседлости.
5681 (10 июля 1921) года - Гражданская война. Погром в местечке Глубоковичи Бобруйского уезда. Ночью в деревню ворвалась небольшая группа бандитов, приступившая немедленно к грабежам и убийствам. Из всего населения в 27 человек было убито 24 человека. Бандиты действовали тупым оружием, отпиливали руки и ноги, выкалывали глаза.
5704 (25 июня 1944) года телеграмма Папы Пия XII главе Венгрии М. Хорти с призывом к нему «уменьшить и смягчить людские страдания»: приостановить депортацию венгерских евреев в лагеря смерти. Телеграмма стала итогом ознакомления Папы с т. н. «Протоколами Освенцима», явившимися первыми документальными свидетельствами об ужасах Холокоста. Они были записаны Рудольфом Варба (до побега он был Вальтером Розенбергом) и Альфредом Вецлером после их побега из концентрационного лагеря в апреле 1944 года. Попали к Хаиму Барласу, представителю Еврейского Агентства по Спасению. Барлас лично передал «Протоколы» епископу Ронкалли, который был в то время апостольским делегатом в Турции. Ронкалли, в свою очередь, немедленно переправил свидетельства в Ватикан. К 7 июля очередная волна запланированных депортаций 800000 евреев Венгрии была приостановлена.
5742 (25 июня 1982) года во время всеобщей забастовки в Италии колонна бастующих в Риме остановилась перед синагогой и скандировала антиизраильские и антисемитские лозунги.
5 Тамуза
3327 (-433) года, за 11 лет до разрушения Первого Храма, вавилонский император Навуходанецар, разграбив Ерушалаимский Храм и царский дворец, увёл с собой в рабство 745 тысяч пленных евреев. В число первых изгнанников входили: Иудейский царь Еояхин и его семья, вся знать и военачальники, ремесленники и мудрецы, среди которых был и Мордехай - один из главных героев предстоящих «пуримских» событий.
3332 (-428) года, в пятую годовщину Первого пленения на берегу реки Кевар, одного из притоков Евфрата в Вавилонии, на Ехезкеля впервые сошел Дух пророчества. В этот день Всевышний явил ему грандиозное видение знаменитой «колесницы Ехезкеля» (См. Ехезкель 1).
Пророк Ехезкель родился в Ерушалаиме в семье коэна по имени Бузи. Когда 5 Тамуза 3327 (-433) года Навуходанецар, царь Вавилона, разграбив Ерушалаимский Храм и царский дворец, увёл с собой в рабство знатных людей, мудрецов и семьями пророков, Ехезкель был в этом «Первом пленении».
Первые изгнанники обосновались в Вавилоне и начали строить свою новую жизнь в плену. Они не пережили еще тогда всей глубины трагедии, приведшей в конце концов к разрушению Ерушалаима и были далеки от чувства покаяния. Более того, язычество глубоко укоренилось в их среде. Поскольку они оказались теперь среди победителей, многие из числа этих изгнанников считали, что Б-г продал их вавилонянам, и потому не было больше смысла соблюдать Тору и оставаться евреями.
В этот критический час явился Ехезкель и сдержал стремнину, угрожавшую поглотить его собратьев по несчастью. Его миссия была не из приятных. Ему надлежало явиться к своему народу как строгий проповедник, с пророчеством об ужасных бедах, ожидающих народ. Он должен был делать все, что в его силах, чтобы сохранить среди изгнанников дух Торы в целости.
С трудом удавалось Ехезкелю убеждать своих братьев в изгнании, что этот плен был только временным наказанием за их неверность Б-гу. Он предупреждал их о том, что, если они оставят веру в Б-га, они совершат национальное самоубийство. Однако в ответ на это многие евреи просто смеялись над ним.
4999 (9 июня 1239) года Папа Григорий IX велел духовенству Англии, Арагона, Наварры, Кастилии, Леона, Португалии произвести расследование о верности изложенного в доносе, который В 1236-38 гг. отступник Николай Донин из города Ла-Рошель (Франция) подал о «злодейских измышлениях» Талмуда. Состоявший из 35 параграфов, снабженных цитатами из Вавилонского и Иерусалимского Талмудов в переводе на латинский язык Перевод в большинстве случаев был точным, однако интерпретация текста имела явную тенденцию представить Талмуд антихристианским сочинением.
5513 (7 июля 1753) года Парламентом Англии принят акт, позволяющий евреям натурализоваться в стране. Парламент учёл лояльность еврейской общины во время якобитского мятежа в 1745 году, заслуги финансиста Самсона Гедеона в укреплении фондового рынка, участие некоторых молодых членов общины Лондона в гражданской гвардии при обороне города. Акт без проблем прошёл слушания в палате лордов, имел некоторые проблемы в палате общин. Однако в 1754 году был отменён «вследствие агитации консервативной партии, что надолго остановило гражданское развитие английского еврейства. Евреи принимали деятельное участие в торговле и промышленности, имели свои автономные общины в Лондоне и других городах; но от общественной и политической жизни страны они были отрезаны. Во многих элементарных правах (приобретение недвижимости и пр.) они были крайне стеснены» (С. Дубнов).
5524 (5 июля 1764) года в лондонском Ист-Энде родился Даниэль Мендоза - популярнейший в Англии того времени боксёр-профессионал, чемпион Англии 1789 года.
5528 (20 июня 1768) года жертвами казацкого разгула стали еврейские жители города Умань и его окрестностей. Десятки тысяч сынов и дочерей Израиля были зверски убиты и покалечены садистами из банды казака Гонты.
5681 (11 июля 1921) года по инициативе Центрального бюро Евсекции Наркомпрос распространил циркуляр, предписывавший проводить обучение еврейских трудовых масс только на идише, а также объявлявший иврит иностранным языком и потому необязательным для изучения в советских школах.
5701 (30 июня 1941) года – печально известный львовский погром. За дни погрома во Львове было замучено и убито более 5000 человек (согласно выступлению помощника главного советского обвинителя Льва Смирнова; стенограмма заседаний Международного военного трибунала Февраль 1946)
5706 (4 июля 1946) года - погром в польском городе Кельце - погибли 50 евреев. Это были те, кто пережил Катастрофу, оказавшись в 1939 году в Советском Союзе, а после войны вернувшиеся в Польшу. Поводом к погрому послужил слух о ритуальном убийстве (кровавый навет) польского мальчика, найденного затем невредимым.
6 Тамуза
5002 (6 июня 1242) года по указу короля Людовика IX были конфискованы все экземпляры Талмуда, объявленного Ватиканом главным виновником «упрямства евреев и всех их религиозных заблуждений».
Спустя несколько дней, двадцать четыре телеги (!) священных иудейских книг были публично сожжены на площадях Парижа.
5048 (8 июня 1288) года - погром в Бонне. Вызван очередным кровавым наветом. Погибли 104 еврея.
6 Тамуза
5408 (16 июня 1648) года погибла еврейская община города Тульчина.
Головорезы из банды Хмельницкого начали осаду этого города, находившегося на правом берегу Южного Буга, ещё вечером 8 июня. Вскоре Тульчин пал, а 12 июня капитулировала и крепость на левом берегу, где евреев (в том числе беженцев из других городов) было значительно больше, чем поляков. Вот что сообщает об этих событиях еврейский летописец:
«В городе Тульчине Брацлавского воеводства шестьсот польских солдат и полторы тысячи евреев заперлись в укрепленной крепости. Поляки и евреи дали друг другу клятву отстоять город и не вступать в переговоры с казаками. Вместе с солдатами евреи стреляли с городской стены и даже бросались в атаку, преследуя врага. И тогда казаки, убедившись, что они не могут взять город, обещали полякам пощадить их, если те выдадут им деньги и имущество евреев. Евреи, узнав о предательстве, хотели перебить поляков, но глава местной иешивы рабби Аарон удержал их от этого, чтобы не навлечь на евреев ненависть всего польского народа. «Лучше погибнем, - говорил он, - как погибли наши немировские братья, но не подвергнем опасности наших братьев во всех местах их рассеяния». Войдя в город, казаки сначала забрали имущество евреев, а затем загнали их в сад, поставили знамя и объявили: «Кто хочет принять крещение, пусть станет под это знамя и останется жив!» Никто не согласился на измену, и казаки перерезали полторы тысячи человек, оставив в живых только десять раввинов - для выкупа. После этого они заявили полякам: «Как вы поступили с евреями, так и мы с вами поступим». И перерезали всех.
С этого момента поляки уже держались союза с евреями и не изменяли им».
5549 (30 июня 1789) года Революционное Национальное собрание Франции осудило полицейские облавы на евреев, и они были приостановлены окончательно.
5710 (21 июня 1950) года принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о борьбе с космополитизмом в автомобильной и тракторной промышленности СССР. На всех предприятиях министерства происходили массовые увольнении евреев.
7 Тамуза
4856 (30 июня 1096) года жертвой крестоносцев стала еврейская община города Кёльна. Тысячи сынов и дочерей Израиля погибли, но не изменили вере в Единого Б-га.
5000 (28 июня 1240) года в Париже в присутствии короля состоялся диспут по поводу Талмуда. Защитниками выступали четыре раввина, возглавляемые крупнейшим знатоком Талмуда той эпохи рабби Иехиэлем бен Иосефом из Парижа. Они не смогли убедить судей в отсутствии «злодейских измышлениях» Талмуда и вследствие этого 17 октября 1244 г. было публично сожжено огромное количество еврейских книг. Этот день впоследствии стал днем поста. Этим событиям Меир бен Барух из Ротенбурга посвятил траурную элегию «Шаали сруфа ба-эш...» (1242; «Спроси, сожженная огнем...»). Публичные сожжения Талмуда устраивались в 1230, 1235, 1240, 1242 и 1248 гг.
5459 (24 июня 1699) года Сэр Томас, Леди Поинц и Комитет испано-португальских евреев Лондона, в который входили Антониу Гомеш Серра, Менаше Мендес, Альфонсо Родригес, Мануэль Нуньес Миранда, Андреа Лопес, и Pontaleao Родригес, заключили договор аренды земли в Сити на сумму 120 фунтов в год сроком на 61 год с возможностью продления его ещё на 38 лет для строительства в том месте синагоги, известной нынче под именем Bevis Marks Synagogue.
5598 (30 июня 1838) года Король Швеции Карл XIV Юхан (в прошлом - маршал Франции Ж.Бернадот) издал так называемый «Эдикт об эмансипации», отменяющий действовавший ранее дискриминационный Еврейский регламент. Согласно эдикту, евреи были признаны гражданами Швеции, им было предоставлено право голоса, они могли жить в любом населенном пункте страны. Автономия еврейских общин была отменена, евреи получили наименование «последователи Моисеева закона».
Эдикт вызвал недовольство в широких кругах шведского общества. Реакционные органы печати вели юдофобскую пропаганду, намекали на еврейское происхождение короля, для чего, впрочем, не было никаких оснований. В Стокгольме устраивались антиеврейские демонстрации, переходившие в беспорядки, во время которых дома и магазины, принадлежавшие евреям, забрасывали камнями. Многие противники эдикта, опровергая обвинения в религиозном фанатизме, объясняли, что они руководствуются не религиозными, а расовыми критериями. Но недовольны были и многие представители либеральной общественности, которые утверждали, что необходимо предоставить равноправие не только евреям, но и другим лишенным прав жителям Швеции (речь шла о католиках). Король был вынужден пойти на уступки противникам эдикта. В сентябре 1838 г. был ограничен список городов, где могли селиться еврейские иммигранты (только в Стокгольме, Гётеборге, Норчёпинге и Карлскруне). В 1840 г. парламент обратился к королю с петицией об отмене Эдикта об эмансипации и о восстановлении в полном объеме Еврейского регламента 1782 г. Но правительство не согласилось с этим предложением, хотя права евреев по сравнению с 1838 г. были урезаны
5698 (6 июля 1938) года - на французском курорте Эвиан открылась международная конференция, посвящённая судьбе еврейских вынужденных переселенцев из Германии и Австрии. Продолжалась неделю. Никаких конкретных решений принято не было. 30 января 1939 года в выступлении в Рейхстаге Гитлер язвительно отозвался о поведении демократических стран, проливающих слезы о судьбе несчастных немецких евреев и одновременно отказывающих им во въездных документах. Еще через восемь дней с похожими заявлениями выступил и Альфред Розенберг, чьей шокированной аудиторией были дипломатический корпус и иностранные журналисты: он потребовал от Англии, Франции и Голландии создания еврейского резервата на 15 миллионов человек где-нибудь на Мадагаскаре, в Гайане или на Аляске.
5707 (25 июня 1947) года впервые опубликован дневник Анны Франк.
5761 (28 июня 2001) года - Израиль. Первой в Стране женщиной-пилотом боевого самолёта ВВС стала двадцатилетняя жительница кибуца Лохамей ха-Гетаот лейтенант Рони.
8 Тамуза
5252 (3 июля 1492) года в Неаполе печатником Азриелем бен Иосифом Ашкенази Гунзенхаузером издан написанный в 1291 году мистический комментарий к Пятикнижию Бахьи [Behai] бен Ашера бен Хлавы "Be'ur аль ха-Тора". Это было второе издание труда. Первое появилось на свет менее, чем за год до того в Испании. (Рабейну Бахья (Бахья бен Ашер бен Галава, прим. 1250 - 1340) - испанский комментатор, продолживший традицию РаМБаНа, используя в своих комментариях все уровни толкования от пшата (простое понимание) до кабалы. Многие труды Рабейну Бахьи утеряны, но сохранившиеся его комментарии к книгам ТаНаХа входят в число самых изучаемых).
5648 (17 июня 1888) года в Одессе родился Арнольд Файн Яаков Трахтенберг - учёный-математик.
5654 (12 июля 1894) года родился И. Бабель, писатель.
5666 (1 июля 1906) года - освящение нового здания Московской хоральной синагоги, которое не позволили открыть в 1892 году. В середине 80-х лет, когда материальное положение общины улучшилось, а срок аренды подошёл к концу, решено было построить новое здание синагоги. Для этого Л. С. Поляков выкупил землю по тому же переулку, но чуть выше. Проект синагоги разработал австрийский подданный архитектор Эйбушиц. Это было торжественное здание с колоннадой и большим куполом. В 1892 году синагога была почти построена, однако к этому времени евреев (примерно 25000-30000 человек) из Москвы выселили, осталось около 7 тысяч. Поэтому синагога властям тоже стала нежелательна. Сначала сняли купол, а 23 июня, в день, назначенный и согласованный с обер-полицмейстером Москвы Власовским для открытия синагоги (в тот день в ней должна была состояться свадьба одного московского врача), и вовсе открывать запретили. 23 сентября того же года последовало Высочайшее распоряжение Общине до 1 января здание продать или обратить под благотворительное заведение. Кое-как руководителям московского еврейства удалось здание синагоги сохранить и лишь 1 июня 1906 года после многочисленных перестроек и переписки с властью, а также в результате происшедших в стране революционных перемен, синагога была открыта.
9 Тамуза
3337 (22 июня -423 до н. э.) года войска Навудоходоносра разрушили стены Иерусалима и вошли в город. Четыре недели спустя Святой Храм был разрушен, и евреи были изгнаны в Вавилон. Первоначально 9 Тамуза был днем поста и траура. Семьдесят лет спустя, однако, когда Второй Храм был построен, день поста был упразднен, а следующий день был превращен в праздник.
4685 (4 июля 925) года в городе Вермайза (Вормс) в Германии по ложному навету христианскими мракобесами были казнены десять мудрецов Торы.
5418 (30 июня 1658) года мещане Вильно обратились с просьбой к царю Алексею Михайловичу, чьи войска недавно взяли город, об изгнании евреев, на что царь ответил: «Жидов из Вильны выслать на бытье за город».
5499 (4 июля 1739) года второй за год указ об изгнании евреев из герцогства Курляндского. Все они, без исключения, уплатив налоги, должны были покинуть герцогство ко дню Св. Иоанна, то есть к 8 марта 1740 года. Помещикам, укрывающим иудеев у себя, грозил немалый денежный штраф.
5652 (4 июля 1892) года начался суд над мясником Бушхоффом из городка Хантен, что в Пруссии, которому было предъявлено обвинение в убийстве с ритуальными целями 26 июня 1891 года сына его соседа-краснодеревщика. Продолжался 10 дней и завершился оправданием подсудимого. Убийца так и не был найден. Кровавый навет на евреев Хантена способствовал их исходу из города. Уехал и сам Бушхофф. В 1905 году из 3770 жителей в Хантене осталось только 30 евреев.
10 Тамуза
1656 (-2105) года во время убывания вод Всемирного Потопа Ноах, открыв окно ковчега, выпустил ворона, «и вылетел тот, отлетая и возвращаясь, пока не высохли воды на земле» (Берейшит 8:7).
В общей сложности Потоп длился 365 дней. В результате вода затопила всю землю, смыв с её лица плоды труда десяти поколений. Уцелел лишь Hoax и те, кто были с ним в ковчеге.
5026 (15 июня 1266) года погром в Кёльне. Убиты 12 евреев, в том числе раввин Исаак Бен Симсон.
5097 (10 июня 1337) года община города Таубербишофсхейм в Германии подверглась нападению восставших крестьян под предводительством рыцаря Арнольда фон Uissigheim, известного в истории под именем Армелдера (Кожанной руки).
5643 (15 июля 1883) года в Кракове родилась Сарра Шнирер - основательница в 1918 году ортодоксальных школ для еврейских девочек Польши Бейт Яаков ("дом Яакова"). Умерла 1 марта 1935 года. В настоящее время система "Бейт-Яаков" включает в себя детские сады, начальные и средние школы, а также профессиональные училища. Они расположены во многих городах Израиля и в различных странах мира, где есть крупные еврейские общины.
5681 (16 июля 1921) года жертвами кровавого погрома стали жители еврейского местечка Ковчицы Бобруйского уезда, где насчитывалось 150 еврейских семейств, занимающихся, главным образом, земледелием и отчасти ремеслами.
В результате погрома, продолжавшегося шесть часов, восемьдесят четыре человека были убиты, более восьмидесяти - ранены, из них пятьдесят - тяжело, многие из которых скончались уже в Бобруйской больнице, куда были отправлены жертвы погрома.
5767 (26 июня 2007) года в Варшаве прошла церемония закладки первого камня фундамента Музея истории евреев Польши «Полин». Открыт в 2013 году.
Источники: Еврейская Энциклопедия; Двар Йом беЙомо; Сефер Ѓатода; Книга нашего наследия