19 Хешвана
5110 (1 ноября 1349) года жертвой погрома стала еврейская община города Брюсселя. Беспорядки были спровоцированы герцогом Брабантом, обвинившим иудеев в отравлении колодцев и распространении черной оспы.
20 Хешвана
5574 (13 ноября 1813) года жертвами грабежей и поджогов стали евреи общины Гамбурга. Беспорядки начались после того как войска Наполеона осадили этот город.
5621 (5 ноября 1860) года во второй день (понедельник) недельной главы «Хаей Сара» в девять часов утра в городе Любавичи в семье р.Шмуеля (МагаРаШ), четвертого Любавичского Ребе, и ребецин Ривки родился р.Шолом Дов Бер (РаШаБ) (5621-5680) – будущий пятый Любавичский Ребе.
21 Хешвана
5404 (24 октября 1643) года ушла из этого мира душа р.Авраама бар Мордехая Азулаи – великого праведника и каббалиста.
Раби Авраам родился в 5330 (1570) году в марокканском городе Фесе, в семье, чьи предки были изгнаны из Кастилии (Испания). Уже в юные годы он в совершенстве знал Талмуд, а познакомившись с книгой р.Моше Кордоверо (РаМаК) «Пардес римоним» («Гранатовый сад»), полностью посвятил себя изучению каббалы.
В 5370 (1610) году сорокалетний р.Азулай решился совершить восхождение в Землю Израиля. Во время путешествия корабль, на котором он находился, попал в ужасный шторм, чуть не потопивший судно. Прилагая неимоверные усилия, команде всё же удалось вырваться из бури и бросить якорь у незнакомого берега. Чудом спасшиеся мореплаватели покинули судно, временно оставив все свое имуществу на борту. В этот момент ураганный ветер, налетевший внезапно с новой силой, сорвал якорные канаты и унес корабль в открытое море. Так безвозвратно были потеряны все сочинения р.Авраама, над которыми он много лет трудился в Марокко.
В 5373 (1613) году, после долгих мытарств, р.Азулай наконец достиг Земли Обетованной. Там он поселился в Хевроне, где на тот момент обосновалась группа каббалистов из Цфата, работавших над расшифровкой рукописей р.Моше Кордоверо. Кроме того, в Хевроне находился и р.Шломо Адани, один из ближайших учеников р.Хаима Виталя, который в свою очередь был преемником великого Аризаля.
Находясь в Хевроне, р.Авраам бар Мордехай пишет книгу «Кирьят Арба» («Город четырёх»), представляющую собой комментарии к книге Зогар. Название книги указывало не только на место, где она была создана, но и на ее структуру; комментарий состоял из четырех независимых частей: «Зогарей Хама» («Сияние солнца»); «Ор аХама («Свет солнца»); «Ор аЛевана» («Свет луны»); «Ор аГануз» («Сокрытый вет».)
Интересно отметить, что четвертая часть книги была помещена автором в специальный тайник, где и находится по сей день, поскольку содержащиеся в ней сокровенные тайны Торы не подлежат огласке.
В 5379 (1619) году, спасаясь от эпидемии, скосившей сотни жителей Хеврона, р.Азулай перебрался в Ерушалаим, а когда мор начался и там, укрылся в городе Газа. Оставаясь в этом убежище до тех пор, пока эпидемия не завершилась, он написал книгу толкований на весь ТаНаХ, озаглавив ее «Баалей брит Авраам» («Союзники Авраама», или «Обрезанные»).
За день до своей смерти он молился в пещере Махпела, где похоронены праотцы. Затем, не испытывая никаких признаков болезни или недомогания, он сообщил друзьям, что вскоре покинет этот мир, ибо так решено на Небесах. На рассвете он окунулся в воды миквы, прочел «Шма Исраель…» – и его душа оставила тело. Он был похоронен в одной из пещер старинного хевронского кладбища.
22 Хешвана
5574 (15 ноября 1813) года ушла из этого мира душа р.Давида Шломо (Эйбешуца) – выдающегося мудреца и праведника, ученика р.Зейва Вольфа из Чёрного Острова, который в свою очередь учился у р.Дов Бера (Магида) из Межерича. Раби Давид Шломо является автором таких известных ѓалахических трудов, как: «Арвей Нахаль» («Вербы речные») и «Левушей Срад» («Служебные одежды»).
5620 (19 ноября 1859) года ушла из этого мира душа р.Менахем Мендела (Моргенштерна) из Коцка (5547-5620) – великого мудреца и праведника, одного из ярчайших учеников р.Якова Ицхака («Хозе») из Люблина, р.Якова Ицхака («Святого еврея») из Пшисхи и р.Симхи-Бунима из Пшисхи.
В 5587 (1827) году в возрасте 40 лет р.Менахем Мендел возглавил движение Коцких хасидов. Он отличался строгостью и принципиальностью, благодаря чему сумел воспитать высокую дисциплинированность у своих учеников. Его учения никогда не выходили отдельной книгой, но встречаются в книгах многих его последователей.
23 Хешвана
5407 (22 октября 1646) года король Польши и Литвы Владислав IV, известный как непримиримый враг казаков, издал указ, защищающий права евреев города Вильно (Вильнюс). Так, например, христианам, владеющим недвижимостью в еврейском квартале, запрещалось продавать или сдавать свои дома лицам, не исповедующим иудаизм. Таким образом, Владислав IV сохранял целостность еврейского квартала.
24 Хешвана
5590 (20 ноября 1829) года высочайшим указом императора России Николая I повелевалось выселить всех евреев из Николаева и Севастополя. Указ был незамедлительно исполнен, несмотря на ходатайство генерал-губернатора этих городов.
25 Хешвана
3652 (-108) года раби Йоханан Гиркан из рода Хашмонеев, первосвященник и правитель Иудеи, изгнал язычников из Шомрона, укрепив, таким образом, позиции монотеизма на севере Земли Израиля.
Источники: Еврейская Энциклопедия; Двар Йом беЙомо; Сефер Ѓатода; Книга нашего наследия