10 Кислева
5618 (27 ноября 1857) года указ Императора России Александра Второго о награждении врачей Розена, Маргулиса, Шорштейна, Бертензона, Дрея, Пинскера орденом Святого Станислава третьей степени за участие в Крымской войне.
5622 (13 ноября 1861) года - разрешение производить рядовых армии России из евреев в строевые и нестроевые унтер-офицеры, в том числе и в писаря, на общих основаниях; прослужившим же в унтер-офицерском звании 10 или 12 лет предоставлялось право пользоваться всеми обычными в таких случаях преимуществами, связанными с отказом от производства в офицеры.
5657 (15 ноября 1896) года в Нью-Йорке открылась первая конференция Национального совета еврейских женщин США, основанного 4 сентября 1893 года.
5658 (5 декабря 1897) года родился Шмуэль Галкин - поэт на идиш. В 1949 г. был арестован, как и другие деятели еврейской культуры, но вследствие инфаркта попал в тюремную больницу и таким образом избежал расстрела. Был освобожден в 1955 г., а затем реабилитирован. Галкину принадлежат переводы на идиш стихов Пушкина, Есенина, Блока, Маяковского, трагедии Шекспира. Наиболее полный сборник его произведений в переводе на русский язык «Стихи. Баллады. Драмы» издан в 1958 г.
5702 (30 ноября 1941) года - Уничтожение Рижского гетто.
5710 (1 декабря 1949) года в СССР закрыт ГОСЕТ - Государственный еврейский театр. Комиссия ЦК партии в справке о ГОСЕТе утверждала: «Репертуар театра крайне неудовлетворителен по идейно-художественному качеству и ограничен узкими рамками национальной тематики».
5753 (5 декабря 1992) года первое после лет Советской власти богослужение в синагоге Бродского г. Киева.
11 Кислева
5706 (16 ноября 1945) года старейшее и крупнейшее еврейское высшее учебное заведение и основной учебный центр ортодоксального иудаизма в США (Нью-Йорк) Иешива-колледж стала Иешивой-университет. Первая составляющая университета - иешива «Эц-Хаим» - была создана в 1886 году. В 1896 году выпускники «Эц-Хаим» основали и в 1897 году зарегистрировали новую иешиву, назвав её в честь рабби Ицхака Элханана Спектора. В 1928 году учреждение получило статус колледжа. Помимо отделения ортодоксальной семинарии, присваивающей своим выпускникам звание раввина, в университете существуют отделения, готовящие специалистов в области точных, естественных и гуманитарных наук: математики, физики, права, педагогики, психологии, социальной работы, семитологии и медицины
12 Кислева
Было завершено составление и редакция Вавилонского Талмуда двумя нашими учителями: р.Аши и р.Равиной.
Оба они учились в Махозе у великого мудреца Равы. Именно благодаря их труду были полностью реализованы усилия учителя по сбору и редактированию огромной массы талмудического материала и созданию из него Вавилонского Талмуда.
Раву Аши было всего 23 года, когда его избрали главой академии в Суре. За последующие 52 года он поднял её к вершинам славы и придал ей положение более выдающееся, чем даже во времена знаменитого её основателя Равы.
Талмуд утверждает, что со времен рабби Йеуды аНасси и вплоть до рава Аши никому не удавалось совмещать такие познания в Торе с баснословным богатством. После того, как здание старой академии в Суре одряхлело, рав Аши построил в пригороде Суры Мате-Мехасье здание, отличавшееся своими внушительными размерами и красивой, элегантной архитектурой. Эта ешива, занимавшая положение, с которым не могла сравниться никакая другая академия тех времен, и величественная фигура самого рав Аши сделали Мату-Мехасью центром еврейской жизни в Вавилонии. Руководству духовной, как и всей жизнью общины, исходившему из Маты-Мехасьи, подчинялись все. Даже экзиларх, гражданский руководитель вавилонских евреев и официальный политический народный представитель, признал это руководство. Во время правления рава Аши годовые собрания, на которых экзиларх давал подробный отчет о делах общины и о политическом положении евреев, созывались в Мате-Мехасье, а не в городе-резиденции экзиларха, как это водилось до этого.
Рав Аши предпринял колоссальный труд по просеиванию массы ѓалахических преданий, объяснений, замечаний и комментариев к Мишне, накопленных в течение веков вавилонскими учеными, чтобы проверить, уточнить и, прежде всего, расположить собранный материал в системном, хотя и не совсем строгом порядке - по трактатам Мишны. Эту работу он провел успешно благодаря тому, что те почти 60 лет, которые он потратил на редактирование Талмуда, совпали с одним из наиболее мирных периодов в жизни евреев под персидским владычеством в Вавилонии. Рав Аши посвящал каждую «Ярхей Кала», полугодовую сессию большой группы учеников и сотрудников, одной особой области талмудических законов и изысканий, которые он сразу же после этого записывал. По прошествии шести десятков лет он был в состоянии закончить редактирование и проверку этого материала, который после окончательной редакции р.Равины II и рава Носи стал известен как Вавилонский Талмуд.
Он умер в 4187 (427) году в возрасте девяноста одного года.
Рав Равина был ближайшим сотрудником и помощником рава Аши в составлении и редактировании Талмуда. Он занимался у Равы до 20 лет, а затем продолжал свою учебу у его преемников: р.Нахмана, р.Паппы, р.Казны и других крупных ученых Вавилонии.
Будучи очень сердобольным человеком, р.Равина не жалел времени и сил, чтобы по возможности облегчить жизнь бедных и нуждающихся. В народе называли его «Праведным». Он был весьма состоятельным человеком и раздавал свои доходы от многих садов и полей беднякам и студентам. Он умер 4181 (421) году в возрасте восьмидесяти лет.
5234 (7 ноября 1573) года умер Шломо бен Иехиэль Лурия - комментатор Талмуда. Уже в молодости прославился ученостью, и многие раввины, в том числе и из-за рубежа, с той поры стали обращаться к нему за решением вопросов в области Галахи. В 1539 г. занимал пост раввина в Брест-Литовске, но, по некоторым сведениям, и до этого был раввином в разных общинах Литвы.
5384 (25 ноября 1623) года король Дании Кристиан пригласил португальских евреев переселиться в его страну, обещая свободу вероисповедания. (По другим данным это произошло годом и днём раньше)
5647 (9 декабря 1886) года в Нью-Йорке родилась Ирма Леви Линдхейм - президент женской сионистской организации США «Хадасса» в 1926 - 1928 годах.
5685 (9 декабря 1924) года в улице Иерусалима увековечено имя английского короля Георга Пятого, при котором Иерусалим был отвоёван у турок в Первую Мировую Войну. На церемонии установления мемориальной плиты на здании №2 присутствовали Верховный комиссар Палестины сэр Герберт Сэмюэл, губернатор Иерусалима-Яффо - сэр Рональд Сторс, мэр Раджеб Нашашиби. Сегодня улица Кинг Джордж - центральная в Иерусалиме.
5772 (8 декабря 2011) года в Москве впервые прошёл религиозный диспут между раввинами, представляющими ортодоксальный и реформистский иудаизм. Реформистское направление иудаизма представлял глава общины «Ледор ва-дор» раввин Александр Лысковой, ортодоксальную точку зрению защищал заместитель председателя Московской еврейской религиозной общины (Хоральная синагога) раввин Яков Щумяцкий. Проведение такого мероприятия возродило давние традиции еврейских религиозных диспутов. Дебаты были организованы сионистским движением «Шахар».
13 Кислева
4984 (8 ноября 1223) года в Майнце (Германия) состоялся сход немецких раввинов с целью урегулирования вопросов внутреннего налогообложения в общинах. Собралось около двух десятков раввинов, среди которых Р. Елеазар из Вормса, учёный, каббалист.
5252 (15 ноября (или 16 ноября, 14 Кислева) 1491) года Инквизицией вынесен смертный приговор шести евреям и пяти обращенным из Ла-Гуардии близ Толедо, обвиненным в намерении погубить христианство с помощью средств черной магии с использованием освященной просфоры и сердца распятого ребенка (Кровавый навет). Все они были сожжены на следующий день. Копии приговора были разосланы во все испанские города.
5576 (15 декабря 1815) года в Англии родился Иосиф Моисей Леви - редактор и издатель. Издавал и владел газетой The Sunday Times. В 1855 году у полковника Артура Слея приобрел газету The Daily Telegraph, основанную полковником специально для критики герцога Кембриджского, кузена королевы Виктории, героя Крымской войны, ярого противника военных реформ. Леви сделал ставку на занимательное чтиво для широкой публики, и издание заявило о себе как о «самом большом, самом лучшем и самом доступном в мире». Газета быстро стала «чемпионом» Британии по тиражам и благодаря цене всего пенс за экземпляр явилась родоначальницей так называемой «прессы-за-пенни» (penny press).
5588 (2 декабря 1827) года в России публикованы Императорские указы об изгнании евреев из сельской местности в Гродненской губернии и из Киева в течение двух лет (по различным причинам исполнение второго указа было отложено до февраля 1835 г.)
5636 (11 декабря 1875) года в Молдавии родился Иегуда Лейб Маймон Hacohen - раввин, израильский журналист и политик, один из основателей движения Мизрахи. В 1958 г. литературная деятельность Маймона была отмечена Государственной премией Израиля. Умер 10 июля 1962 года.
5699 (6 декабря 1938) года правительство Японии заявило о своем основном политическом курсе в отношении евреев, сформулировав на «Совещании пяти министров» (высший орган по принятию политических решений в тот период времени, в состав которого входили премьер-министр, министр иностранных дел, министр финансов, министр армии и министр военно-морского флота) «Программу по обращению с евреями». Суть этого документа заключалось в том, что, несмотря на дискриминацию, которой подвергались евреи в дружественных Японии Германии и Италии, сама она отказывалась дискриминировать евреев, принимая в учет, в частности, отношения с США, и намеревалась обращаться с евреями так же, как с прочими иностранными гражданами.
5702 (3 декабря 1941) года - Расстреляны все евреи Бахчисарая (Крым).
5773 (27 ноября 2012) года в посольстве Израиля в Берлине прошла торжественная церемония, на которой родственники офицера Вермахта Герхарда Курцбаха приняли от представителей израильского правительства и центра памяти жертв Холокоста «Яд ва-Шем» знак «Праведника народов мира».
14 Кислева
2193 (-1567) года Лея родила Рувена, первенца нашего праотца Якова, одного из родоначальников двенадцати колен Израиля. Он прожил 125 лет и скончался в тот же день в 2318 (-1442) году.
5252 (16 ноября 1491) года - этим числом помечен приговор инквизиции семерым «иудействующим еретикам» к сожжению за убийство христианского мальчика (Кровавый навет). Восьмой человек был осужден за это преступление позже. Двое евреев и шестеро «конверсос» - евреев-выкрестов под пытками признали, что похитили мальчика в Толедо и привезли его в Ла Гуардиа, чтобы распять. Легенда гласит, что они высекли мальчика, заставили его нести крест и подвергли тем же страданиям, какие описаны в Новом Завете применительно к Иисусу. В Ла Гуардиа осужденные якобы вырвали у ребенка сердце и с помощью облатки для причастия, украденной из церкви, исполнили ритуал, имевший целью отравить запасы воды христианского населения.
5552 (10 декабря 1791) года в возрасте 65 лет умер Яков Франк (Яков бен Иехуда Лейб (Лейбович) - польско-еврейский религиозный деятель, создатель еврейской мессианской группы сторонников Шабтая Цви. Объявил себя мессией. Жил в Оттоманской империи, потом перебрался в Польшу, где организовал секту, которая была в остром конфликте с ортодоксальными еврейскими общинами. В споре с раввинами привлёк католического епископа, а потом всей сектой принял католичество. Находясь в Турции, принимал ислам, дважды принимал католичество и вёл переговоры с русским духовенством о массовом принятии православия всей его общиной.
5672 (5 декабря 1911) года родился В. Шпильман - музыкант, пианист, сумевший выжить в Варшавском гетто, и опубликовавший об этом воспоминания. По ним был поставлен фильм «Пианист».
5770 (1 декабря 2009) года на территории Бабьего Яра, на углу улиц Дорогожицкой и Елены Телиги, был открыт памятник участнице антифашистского подполья в Киеве в 1941-1943 годах, еврейке Татьяне Маркус.
15 Кислева
3593 (-167) года по приказу Антиоха IV (Эпифана) здание Ерушалаимского Храма было официально превращено в храм греческого божества Зевса, и перед святым жертвенником был установлен идол.
До восстания хашмонеев, восстановившего иудаизм в Земле Израиля и принесшего еврейскому народу полную суверенность и мирное самоуправление, оставалось долгих 29 лет.
3979 (219) года ушла из этого мира душа Рабби Йеуды аНаси - выдающегося мудреца и праведника, составителя Мишны - основополагающего труда Устной Торы.
Рабби Йеуда аНаси, или просто «Рабби» родился 10 Тишрея 3896 (136) года, в тот самый миг, когда вознеслась к небесам святая душа выдающегося мудреца Израиля Раби Акивы бен Йосефа. С самого раннего детства он проявил необычайные умственные способности и дарования. В молодости рабби Йеуда штудировал под руководством своего отца. Однако, с тем чтобы дать сыну широкое и основательное образование, отец зачислил его в академии выдающихся ученых того времени, как-то: рабби Йеуды бен Илаи, рабби Элазара бен Шамуи, рабби Шимона бар Йохая и рабби Меира.
Мишна, составленная Рабби Йеудой аНаси в 3978 (218) стала самым авторитетным кодексом законов, занимающим второе место после Торы. Мишна служит объединяющей силой, связывающей в единое целое весь еврейский народ во всей диаспоре, любой страны и континента. С завершением составления Мишны и со смертью рабби Йеуды пришла к концу великая эпоха таннаим.
Несмотря на царственное величие, которым отличался его двор, сам рабби Иеуда был очень скромен и прост в обиходе. Перед своей смертью он поднял свои руки к небесам и сказал: «Владыка мира! Тебе известно, что я всю свою жизнь посвятил Торе и не наслаждался радостями жизни в этом мире в самой малой степени». Это заявление приобретает особое значение, если учесть, что он обладал сказочным богатством. Говорили, что его стада пили из золотых корыт и что в его палатах было больше золота, чем в сокровищницах персидского царя Шабура! Не было таких фруктов и таких видов зелени, которые не были бы поданы к его столу в любое время года. Однако вся эта роскошь имела целью служить повышению престижа и авторитета патриархата, а не личное возвеличение насси. Рабби Йеуда использовал свое богатство на поддержку бедных и нуждающихся учеников, прибывших в его академию как из разных мест в Палестине, так и из других стран. В голодное время рабби Йеуда раздавал даром продукты питания всем голодающим.
Рабейну аКадош умер в возрасте восьмидесяти трёх лет. Его старший сын раббан Гамлиель принял на себя руководство Синедрином и тем самым представлял собою высшую власть еврейского народа.
5416 (4 декабря 1655) года в Лондоне начались заседания специального комитета, созданного Кромвелем для определения возможности разрешения евреям жить в Англии. С самого начала Кромвель столкнулся с непредвиденным сопротивлением. Представители духовенства опасались подрывного воздействия иудейских идей, коммерсанты Сити боялись их конкуренции и внушали всем, что допуск евреев нанесет смертельный удар английской торговле. Как сообщал нейтральный очевидец: «Большинство боялось, что если они придут, то многие будут соблазнены и обмануты ими, и это не принесет ничего хорошего...».
5725 (20 ноября 1964) года - Второй Ватиканский Собор во главе с Папой Павлом VI осудил антисемитизм и объявил о том, что еврейский народ в целом не следует винить в смерти Иисуса.
16 Кислева
5503 (2 декабря 1742) года очередное изгнание евреев. Указ императрицы Елизаветы Петровны «О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением за границу и о не впускании оных на будущее время в Россию, кроме желающих принять Христианскую веру Греческого вероисповедания»
5623 (8 декабря 1862) года - Заместитель командующего силами Северян в южных штатах полковник Дюбуа приказал «всем спекулянтам хлопком, евреям и другим бродягам покинуть территорию штатов Теннеси, Кентукки, Миссисипи»
5708 (29 ноября 1947) года ООН приняла план раздела Палестины на еврейское и арабское государства (Резолюция номер 181). За резолюцию проголосовали представители 33 стран, против - 13, воздержались - 10, а представитель Таиланда на голосование просто не пришёл.
5708 (29 ноября 1947) года археолог Елеазар Липа Сукеник купил для Еврейского университета три из семи недавно найденных в пещерах Кумрана (десятки тысяч рукописей и фрагментов), в пещерах вади Мурабба‘ат (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Масаде бедуинами свитка Мёртвого моря - Второй свиток Исайи, Гимны, Война сынов света с сынами тьмы. Сукеник первым установил их древность и опубликовал отрывки в 1948-50 гг. (полное издание - посмертно в 1954 г.). Четыре другие рукописи попали в руки митрополита сирийской церкви Самуила Афанасия, а от него - в США, где три из них (Первый свиток Исайи, Комментарий на Хаваккука /Аввакума/ и Устав общины) были прочитаны группой исследователей под руководством М. Барроуза и изданы в 1950-51 гг. Эти рукописи были впоследствии приобретены израильским правительством (на деньги, пожертвованные для этой цели Д. С. Готтесманом, 1884-1956), и в Израиле была прочитана последняя из этих семи рукописей (Апокриф книги Бытие), изданная в 1956 г. Н. Авигадом и И. Ядином. Ныне все семь рукописей экспонируются в Храме книги при Израильском музее в Иерусалиме.
5773 (30 ноября 2012) года Генассамблея ООН удовлетворила просьбу Палестинской национальной администрации о предоставлении Палестине статуса государства-наблюдателя.
Источники: Еврейская Энциклопедия; Двар Йом беЙомо; Сефер Ѓатода; Книга нашего наследия