12 Хешвана
5946 (12 октября 1285) года жертвой «кровавого навета» стала еврейская община Мюнхена. Спасаясь от безумной толпы, евреи забаррикадировались в большой городской синагоге. После нескольких тщетных попыток взять здание приступом, погромщики подожгли его. В огне погибли 180 человек.
5059 (19 октября 1298) года во время восьмого крестового похода врагами Израиля была полностью уничтожена святая еврейская община города Хайлборн в Германии. Тысячи наших братьев и сестёр, старики и дети погибли, но не изменили вере в Единого Б-га.
5244 (13 октября 1483) года р.Ицхак бен Йегуда Абарбанель (5197-5268), великий мудрец и праведник, начал работу над своими бессмертными комментариями к ТаНаХу.
Он родился и жил в Лиссабоне, где ему покровительствовал португальский король Альфонс V, при дворе которого он занимал значительный пост. Со смертью Альфонса и с восшествием на престол дона Хуана, Дон Ицхак Абарбанель в 5242 (1482) году бежал в Кастилию, где в 5244 (1484) году был назначен министром финансов у Фердинанда Католического. На этом посту 2 Нисана 5252 (30 марта 1492) года его застал указ об изгнании евреев из Испании. Дон Ицхак бен Йегуда горячо вступился за своих единоверцев, но старания его были напрасны при фанатизме королевской четы, разжигавшемся главным инквизитором Фомой Торквемадо. Лично для Абарбанеля король хотел сделать исключение, но цадик предпочел разделить участь своих братьев. Он отправился в Неаполь, откуда, по взятии этого города французами при Карле VIII в 5255 (1495) году, он вместе со свергнутым королем Альфонсом II бежал в Мессину.
После смерти Альфонса в том же году р.Ицхак поселился в Корфу, а в 5256 (1496) году – в маленьком городке Монополи, в провинции Апулии, где в тихом уединении посвятил себя обработке многочисленных своих сочинений. В 5263 (1503) году он приехал в Венецию по приглашению правительства для примирения Венеции и Португалии.
Абарбанель умер в Венеции в 5268 (1508) году в возрасте 71 года.
Раби р.Ицхак бен Йегуда написал много книг по философии иудаизма, в том числе комментарий ко всем книгам ТаНаХа, к Мишне «Пиркей Авот» и к книге Маймонида «Море Невухим» («Путеводитель заблудших»). Многие из комментариев и сочинений Абарбанеля были переведены на латынь.
13 Хешвана
5005 (1244) году состоялось массовое сожжение еврейских книг во Франции.
5314 (21 октября 1553) года в Венеции по приказу кардинала на улицах были сожжены тысячи святых еврейских книг, в основном тома Талмуда.
5302 (4 ноября 1541) года в Шабат чудесным образом были спасены евреи Алжира.
Флот испанского короля Карла V пытался захватить крепость Алжир. Евреям это грозило насильственным крещением или неминуемой гибелью. Они постились, и стон их молитв доносился из окон синагог. Внезапно разразившаяся буря потопила флот испанских завоевателей.
Евреи Северной Африки празднуют этот день, называя его «Пурим Алжир» или «Пурим Эдом».
15 Хешвана
2964 (-796) года Царь Йеровам бен Нават ввел в Израиле преступный обычай поклоняться золотым идолам, установленным в Бейт-Эле и Дане.
Расколов после смерти царя Соломона (Шломо) еврейский народ на два царства, Йеровам сосредоточил всё свое внимание на укреплении вновь образованного государства колен Исраелевых (называемого также «Царством Эфраима» по имени колена Йеровама). Он укрепил Шхем и сделал этот город своей столицей, противопоставив его Ерушалаиму, где над остальными двумя коленами – Йегуды и Биньямина - царствовал Рехавам, сын и приемник Шломо.
Но Йеровам знал, что верность евреев Ерушалаиму коренится не в политическом значении этого города, а в его святости, как местонахождение Святого Храма. Поэтому он решил придумать что-либо такое, чем можно было бы отвлечь внимание народа от духовного центра Ерушалаима и не допустить обычное паломничество в Храм трижды в году, как предписано в Торе. Таким образом, политические соображения вынудили Йеровама полностью изменить самой сущности еврейской религии – вере в Единого Б-га.
Первым шагом Йеровама в этом направлении стало строительство храмов в Бейт-Эле (на юге) и в Дане (на севере), в которых он, на манер египтян, поместил золотых тельцов и приказал всем южанам и северянам паломничать к этим идолам и поклоняться им. Для этого он даже ввёл в своей стране специальный праздник наподобие Суккот, но отмечаемый 15 Хешвана - на месяц позже обычного времени.
3622 (-138) года ушла из этого мира душа первосвященника Мататиягу, сына Йоханана, одного из главных героев «ханукальных» событий, праведного и бескомпромиссного человека, возглавившего еврейское восстание. Именно с Мататиягу началась царская династия Хашмонеев, правивших на Святой Земле до 3724 (-36) года.
15 Хешвана
5714 (24 октября 1953) года ушла из этого мира душа р.Аврагама Йешаягу (Карелица) (1878-1953) – выдающегося мудреца и праведника, одного из крупнейших религиозных авторитетов еврейского народа в последние поколения известного как «Хазон Иш» – по названию его 23 томного труда.
В 5693 (1933) году он совершил восхождение в Землю Обетованную, где поселился в Бней-Браке. Вскоре после переселения в Страну Израиля Карелиц стал непримиримым противником сионизма и признанным духовным лидером ортодоксального еврейства.
Карелиц не признавал авторитета Верховного раввината Израиля и нередко выступал против принятых им решений. Несмотря на непримиримое отношение к сионизму, Карелиц выступал за участие крайне ортодоксального еврейства в выборах в Кнесет, считая, что тем самым оно сможет лучше отстаивать свои интересы. Кроме своего основного сочинения, Карелиц оставил более 40 книг в области Галахи и этики, хотя никогда не занимал официально раввинской должности.
17 Хешвана
1656 (-2105) года начался Всемирный Потоп – Вс-шний наказал человечество за его грехи. Первые 40 дней, до 27 Кислева, шёл проливной дождь, оставляя людям шанс на покаяние.
В общей сложности Потоп длился 365 дней. В результате вода затопила всю землю, смыв её с лица плоды труда десяти поколений. Уцелел лишь Hoax и те, кто были с ним в ковчеге.
5623 (10 ноября 1862) года генерал Грант, командующий войсками Северных штатов в округе Кентукки, Теннеси и Миссисипи приказал «всем кондукторам не впускать ни одного еврея в поезда южного направления». Основанием к этому послужило обвинение евреев в спекуляции хлопком, приводящей к увеличению мощи Южан.
18 Хешвана
5155 (13 октября 1394) года король Карл VI подписал декрет об изгнании евреев из Франции.
В указе говорилось: «Король внял жалобам на грехи евреев против христианской веры и на злоупотребление данными им правами, а потому решил впредь запретить им жительство во всех областях Франции, как северных, так и южных».
Для того чтобы закончить свои дела, продать дома и покинуть страну, король «милостиво» дал евреям 20 дней.
Источники: Еврейская Энциклопедия; Двар Йом беЙомо; Сефер Ѓатода; Книга нашего наследия