18 Тамуза
5029 (19 июня 1269) года Король Франции Людовик Девятый ввёл для евреев отличительный знак - круглую нашивку жёлтого или красного цвета. Появление в общественных местах без знака каралось штрафом в 10 серебряных ливров. (Впервые отличную от местных жителей одежду для евреев и христиан ввёл халиф Омар II ибн Абдал-Азиз (717-720).
5148 (24 июня 1388) года князь Гродненский, Трокский Витовт выдал евреям Бреста привелей.
Выдача грамот, которые регулировали положение евреев на определенной территории, не являлась исключительным явлением (достаточно вспомнить грамоты герцога Фридриха евреям Вены (1244), князя Болеслава Калишского (1264) и короля казимира Великого евреям Польши). Тем не менее, мы не можем не подчеркнуть особенностей привилея Витовта, отметив его сходство с грамотой Болеслава Калишского. Литовский историк Стасис Лазутка в своём исследовании "Привилегия-судебник 1388 года евреям великого князя Литовского Витаутаса" говорит о привилее Витовта, как о начале литовского права, отмечает данный документ как уникальный источник ранней восточно-европейской истории еврейского народа, расселившегося в это время (XIV век) на территории от Чёрного до Балтийского моря. Лазутка отмечает, что привилей Витовта брестским евреям как о единственном для этих территорий правовом акте, в котором речь идёт о евреях, как о едином народе. В грамоте Витовта были заложены те основные принципы проживания евреев в Великом княжестве Литовском (дело в том, что до конца XV столетия этой грамотой пользовалось большинство евреев государства). Так, христианин за убийство еврея нёс наказание, как за убийство шляхтича. Необходимо отметить, что употребляемое в разных статьях привилея "яко шляхтичу" (т.е. распространение одних норм права и на евреев, и на шляхтичей) вызывало острые споры. Многие исследователи пытались доказать, что знаменитое "яко шляхтичу" является позднейшей вставкой. Привилей Витовта гарантировал неприкосновенность личности еврея, свободу богослужения и выполнения обрядов, руководствуясь декретами римских пап, запрещал обвинять евреев в употреблении христианской крови, закладывал основы знаменитой "автономии" еврейской общины, регулировал вопросы суда, обеспечивал широкую свободу хозяйственной деятельности и т.д. Как отмечает Э.Г. Иоффе "таким образом, по законам, изданным Витовтом, евреи составляли в Великом княжестве Литовском класс свободных жителей, находившихся под непосредственным покровительством великого князя и местных высших властей. Предполагая, в следующих статьях более подробно остановиться на вопросах еврейской автономии, суда и т.д., в данном материале хотелось бы уделить внимание свободам хозяйственной деятельности евреев. Привилеем евреям разрешалось приобретать движимое и недвижимое имущество, особенно много внимания уделялось залоговым операциям. Под залог разрешалось брать любые вещи, исключение составляли лишь церковные и окровавленные. Если вещь, взятая евреем под залог, являлась краденной, то первый обязан был принести присягу о том, что он не знал о её происхождении. В таком случае еврей не нёс ответственности.
5214 (14 июля 1454) года на острове Крит после двухлетнего разбирательства Венецианским судом оправданы 9 евреев, обвинявшихся в осквернении гостии.
В 5343 (28 июня 1583) года, во время войны с Турцией, греки Кандии (остров Крит), возбужденные слухами о том, что евреи укрывают турок, напали на еврейский квартал, и лишь вмешательство венецианского войска предотвратило резню. Годовщина этого события отмечалась евреями Крита как Пурим Кандия.
5588 (30 июня 1828) года ушла из этого мира душа р.Йеуды Лейба аЛеви из Слонима - великого мудреца и праведника, автора книги «Афикей Йеуда».
5670 (25 июля 1910) года в этот день редакция газеты "Красноярский вестник" (№136) сообщала о ближайшем открытии в Красноярске частной женской гимназии 2-ого разряда г-жой Ициксон в собственном доме, однако «прием евреев, согласно правилам был ограничен».
5693 (12 июля 1933) года родился Б. Разинский - вратарь сборной СССР по футболу, олимпийский чемпион 1956 года. Лев Яшин рассказывал, что почти сразу после приезда нашей сборной в Израиль на отборочный матч Олимпиады к нему в номер осторожно постучали. Вошли двое тихих мужчин, обратились: "Лева? Сын Яши? Также наш?" На что он ответил: "Нет, к сожалению, я не ваш. Ваш - в номере напротив". И указал на дверь, за которой проживал его дублер Борис Разинский.
5703 (21 июля 1943) года - Приказ рейхсфюрера СС Г. Гиммлера о ликвидации всех гетто на оккупированной территории СССР.
19 Тамуза
5238 (20 июня 1478) года Булла «Фацит нос пиетас» папы Сикста IV, в которой утверждалось, что суд над евреями Тренто, на которых был возведён кровавый навет, был справедливым. 13 евреев Тренто к этому времени казнили, остальных изгнали. Их имущество было конфисковано. Изменение позиции папы стало возможным после отчёта по делу Тренто назначеной им комиссии из шести кардиналов, которая пришла к выводу, что в убийстве Симона виновны евреи; это заключение было предопределено как личной пристрастностью руководителя комиссии (близкого друга Бернардино из Фельтре), так и ее стремлением избежать огласки неблаговидных действий католического епископа.
5590 (10 июля 1830) года у еврея-сефарда, владельца скобяной лавки Абрахама Писсарро родился сын Жакоб Абрахам Камиль Писсарро, которому было суждено стать «отцом импрессионизма». Писсаро был единственным из художников-импрессионистов, участников Первой выставки на Бульваре Капуцинок (Берта Моризо, Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Поль Сезанн), кто участвовал во всех восьми выставках (1874-1886 годы).
5652 (14 июля 1892) года последний срок пребывания евреев в Москве по указу от 28.3.1891. По еврейскому календарю это было 9 ава, то же, что и 1492 году. Из Москвы были изгнаны около 25000 евреев.
5679 (17 июля 1919) года С. Петлюра принял делегацию евреев Каменец-Подольского, заверивших его, что еврейское население поддержит Директорию, если она будет решительно пресекать погромы. Петлюра обещал принять соответствующие меры и 20 июля издал приказ, обязывавший командиров воинских частей бороться с погромной агитацией в местах их дислокации.
С конца августа 1919 г. Директория, главной опасностью для которой к тому времени стали не большевики, а деникинцы, всячески демонстрировала свою готовность помочь евреям. Правительство УНР выделило Комитету помощи пострадавшим от погромов 11,4 млн. гривен (около шести миллионов рублей). Активизировалась деятельность министерства по еврейским делам; в ряде населенных пунктов оно восстановило еврейские школы, провело выборы в Советы еврейских общин. В Каменец-Подольском университете были созданы кафедры еврейской истории и литературы.
5680 (5 июля 1920) года представители "Джойнта" профессор Исраэль Фридландер и раввин Бернард Кантор, посланные помогать украинским евреям, были зверски убиты и ограблены красноармейцами Первой Конной, кратковременно прорвавшей линию фронта в районе местечка Ярмолинцы. В 2000 г. их могила на заброшенном кладбище была обнаружена и приведена в порядок.
5761 (10 июля 2001) года Президент Польши А. Квасневский извинился перед евреями за преступления против них, совершённые поляками 60 лет назад.
20 Тамуза
5027 (15 июля 1267) года погром в немецком городке Пфорцхейм, ставший следствием кровавого навета: заявление старой женщины, о том, что евреи купили у нее христианского ребенка и убили его. В погроме Р. Самуэль бен Яаар ха-Леви, Р. Исаак Бен-Элиэзер, и Р. Авраам Бен Гершом совершили самоубийство, чтобы избежать ярости толпы и жестоких пыток. Их трупы были потом колесованы.
5044 (5 июля 1284) года переписчиком книг Исааком бен Соломоном из Северной Италии начата переписка Комментариев Раши и Радака к различным библейским текстам. В частности, спустя пять дней 9 июля (24 Таммуза) Исаак бен Соломон закончил переписку Комментария Раши к книге Иова.
5554 (18 июля 1794) года жертвой кровавого погрома стала святая еврейская община города Вильно (Вильнюс). С «благословения» католического духовенства толпа пьяных поляков без разбору убивала стариков, женщин и детей.
Для евреев Вильно этот день долгое время считался днём покаяния и поста.
5567 (26 июля 1807) года евреи-переселенцы из западных губерний России в количестве 108 мужчин и 149 женщин (о детях данных нет) отправились в Малороссию, в Херсонскую землю, где им было предоставлено правительством право создать сельскохозяйственные поселения.
Переселенцам из казны выделялось «по подводе для провоза трех человек и домашних пожитков, и на прокормление - по 5 копейкам в сутки на каждого человека». Эти кормовые деньги для большинства из них были единственным источником пропитания, как в пути, так и по прибытии на место. К концу 1807 года на Херсонщине были организованы первые еврейские земледельческие колоний: Бобровый кут, Сейдеменуха, Добрая и Израилевка с населением в 2933 человека в составе 502 семейств.
5664 (3 июля 1904) года умер Т. Герцль в возрасте 44 лет. Причиной его смерти, может быть, стал раскол в сионистском движении, вызванный предложением Великобритании переселить евреев Восточной Европы не в Палестину, на чём настаивали "романтики", а в Африку (Уганду), с чем согласились "прогматики" и Герцль в том числе.
5665 (23 июля 1905) года - погром в Киеве.
5665 (23 июля 1905) года в Петах-Тикве родился Овед Бен-Ами - один из первых израильских миллионеров, инициатор создания израильской алмазообрабатывающей промышленности, Ассоциации промышленников Израиля, газеты «Маарив», израильского движения скаутов, основатель и мэр Нетании, один из основателей Ашдода. Умер в 1988 году.
21 Тамуза
4931 (26 июня 1171) года в Блуа сожгли на костре отказавшихся креститься евреев, обвинённых в убийстве на кресте христианского мальчика, чтобы из его крови сделать мацу. Первый кровавый навет во Франции с жертвами среди евреев.
4942 (24 июня 1182) года Король Франции Филипп Второй Август опубликовал указ об изгнании из Франции всех евреев и конфискации принадлежавшей им собственности. Синагоги были превращены в церкви. Число изгнанников было невелико, так как к этому времени большинство евреев уже покинуло французское королевство и нашло убежище в Шампани, Провансе, графстве Венессен и других территориях.
5309 (17 июля 1549) года изгнание марранов (тайных евреев) из Гента (Бельгия).
5397 (3 июля 1637) года ушла из этого мира душа р.Элияу Баал Шема из Вермайзы (5297-5397) - величайшего мудреца и праведника, выдающегося каббалиста, автора знаменитого каббалистического трактата «Миклаль» («Из общего»).
Раби Элияу Баал Шем родился в 5297 (1537) году в Кракове в семье р.Йосефа Джеспа - потомка испанских евреев, покинувших Испанию в 5252 (1492) году. После смерти отца четырнадцатилетний Элияу покинул Краков и совершил восхождение в Святую Землю. Там, поселившись в Цфате, он всерьез и надолго отдаётся изучению тайной мистической системы иудаизма. За 60 лет, проведённых р.Элияу в «городе каббалистов», он создал несколько основополагающих трудов по еврейской эзотерике и мистике и стал общепризнанным авторитетом Каббалы. Там же самим р.Хаимом Виталем (5303-5380), учеником великого Аризаля, ему был присвоен титул «Баал Шем» («Хозяин Имени») - то есть тот, кто знает, как использовать Священные Имена Всевышнего в практической Каббале.
Настало время действовать, и р.Элияу Баал Шем возвращается в Европу. Там он под именем Элияу из Хельма неожиданно появляется в Вермайзе (Вормс, Германия), где тотчас приобретает в народе репутацию чудотворца. Поддерживая тесную связь со своим другом и единомышленником р.Йеудой Ливой (МаЃаРаЛем) (5272-5369) из Праги, «отцом» легендарного Голема, р.Элияу совершает большое путешествие по еврейским общинам Восточной Польши. В больших городах и крошечных местечках, а порой в дремучих лесах и пещерах, он одного за другим отыскивает 36 скрытых праведников-каббалистов. В 5381 (1621) году, вскоре после смерти Рабби Хаима Виталя (5303-5380), р.Элияу Баал Шем создаёт Братство «Нистарим» (Скрытых цадиков). Именно на них Всевышний возлагает задачу по раскрытию тайного учения, способного перевернуть сознание еврейских масс и осветить мир Светом Машияха. Они с честью выполнят свою миссию: через 140 лет уже весь мир будет говорить о Хасидизме…
Незадолго до смерти р.Элияу Баал Шем перебрался в Прагу, где и был впоследствии похоронен рядом с могилой МаЃаРаЛя.
5478 (9 июля 1718) года Герцог Филипп Орлеанский, правивший Францией до совершеннолетия Людовика XV, опубликовал указ о евреях Меца. В городе могли проживать 480 еврейских семей. Число евреев строго ограничивалось, еврейским женщинам было запрещено выходить замуж за евреев, не проживавших в Меце. Они могли жить только в еврейском квартале, им было запрещено снимать или арендовать здания в других кварталах, заниматься различными профессиями.
И. Бер-Бинг (1759-1805) описывал ограничения, которым подвергались евреи Меца: «... существенные препятствия мешают процветанию торговли в этой провинции... Мы [евреи] не можем заниматься оптовой торговлей, поскольку по местным полицейским правилам мы вынуждены жить в тесном пространстве, и нам запрещают иметь магазины в городе. Нам не разрешают также торговать в розницу многими товарами. Те же товары, торговать которыми нам разрешается, мы должны выставлять, подчиняясь крайне стеснительным ограничениям». Евреи Меца должны были платить большие суммы государству и местным феодалам: шестую часть подушной подати, взимаемой с Меца, 770 ливров за занятия промыслами, 3465 ливров - налог на жилища, а также процент со своих доходов. Евреи должны были выплачивать по 20 тыс. франков князю де Бранка и графине де Фонтэн, а также большие суммы городу, госпиталю Святого Николая, викарию Сегалинского прихода. Ограничения в профессиональных занятиях в сочетании с большими налогами ставили их на грань нищеты. И. Бер-Бинг отмечал: «Две трети евреев чахнут, не имея никаких средств к существованию, и занимаются торговлей старым хламом».
5541 (14 июля 1781) года ушла из этого мира душа р.Шломо - великого мудреца и праведника, автора книги «Меркевет аМишна», возглавлявшего раввинский суд Львова.
5541 (14 июля 1781) года ушла из этого мира душа р.Якова Йосефа из Острога - великого мудреца и праведника, одного из выдающихся учеников Раби Магида из Межерича, автора книги «Рав Яво».
5638 (22 июля 1878) года родился Я. Корчак - выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
5647 (13 июля 1887) года Министр народного просвещения России граф И.Делянов разослал попечителям учебных округов циркуляр № 9817 - о введении так называемой «процентной нормы для лиц иудейского исповедания». Согласно ему, доля евреев в средних учебных заведениях в черте оседлости ограничивалась 10% от общего числа обучающихся, тогда как вне ее и для обеих столиц устанавливались квоты в 5% и 3%. А спустя еще пять дней данные процентные нормы были распространены и на высшие учебные заведения. Евреи, принявшие православие, под положение о процентной норме не подпадали. Вслед за Министерством народного просвещения процентные нормы для своих учебных заведений стали вводить и другие ведомства, а некоторые из них так и вовсе закрыли их для евреев. Положение о процентной норме фактически просуществовало до 1916 года.
5665 (24 июля 1905) года приказ №262 по 10-му армейскому корпусу генерала Церпицкого, в котором всем в пример поставлен еврей Лазарь Лихтмахер, бомбардир-наводчик 2 батареи 31 артиллерийской бригады. Он, лишившись в одном из мукденских боев левой руки, немедленно, по выздоровлении, вернулся обратно в свою батарею, где был незаменимым наводчиком; «в тех частях, говорилось в этом приказе, где нет подразделений по народностям, где все равны - русский, поляк, татарин, немец и еврей, - где все равно считаются слугами Царя и родины-России, там всегда будут такие герои-солдаты»
22 Тамуза
3829 (30 июня 69) года Иудейская война. "На второй день после этого Веспасиан созвал на кесарийском форуме торжественное собрание. Присутствовали представители оккупированной римлянами области и делегации от всех полков. Все были уверены, что наконец-то последует столь ожидаемое войсками провозглашение Веспасиана императором. Вместо этого на ораторской трибуне форума появился маршал вместе с Иохананом бен Заккаи. Один из высших чиновников-юристов заявил, а глашатай повторил его слова звучным голосом, что восставшая провинция признала свою неправоту и покаянно возвращается под протекторат сената и римского народа. В знак этого верховный богослов, Иоханан бен Заккаи, передает маршалу документы и печать Высшего иерусалимского храмового управления. Иудейскую войну, ведение которой империя возложила на полководца Тита Флавия Веспасиана, следует тем самым считать оконченной. Оставшееся еще не завершенным усмирение Иерусалима - дело полицейских властей". (Л. Фейхвангер "Иудеёская война")
5330 (25 июня 1750) года в возрасте 48 лет умер раввин Моше Кордоверо - известный каббалист. Оказал огромное влияние на развитие каббалистической литературы этической направленности, прежде всего, благодаря своему очень популярному трактату «Томер Двора» («Пальма Дворы»). Кордоверо считал, что нужно сначала изучить Танах, Мишну и Гемару прежде, чем приняться за изучение каббалы. В своих работах «Элима Раббати» и «Шиур Кома» он признал значимость философии, но стремится показать её бессилие в решении проблемы связующего звена между Эйн-софом и миром. Подчеркивая важность логического анализа, он говорил, что совершенное знание можно узреть только очами души, взирающей во внутреннее (га-рийя га-пнимит). Самый значительный его труд - «Пардес римоним» («Гранатовый сад») - кладезь каббалистической мудрости (завершен в 1549 году). (В некоторых источниках его смерть указана 23 тамуза).
5519 (17 июля 1759) года - Львов. Религиозный диспут между 40 раввинами, последователями отступника Я. Франка и католическими священнослужителями. На нём франкисты предполагали доказать, что Талмуд учит евреев употреблять христианскую кровь. Диспут проходил в кафедральном соборе в присутствии многих зрителей. Обсуждению подлежали 7 тезисов, в том числе, например, такой: веру в мессию можно приобрести только крестившись. По всем пунктам суд признал правоту франкистов, за исключением обвинения в ритуальных убийствах, по которому было назначено дополнительное расследование.
5552 (12 июля 1792) года прямо во время молитвы был зверски убит погромщиками великий мудрец и праведник р.Шломо (Готлиб) из Карлина (5498-5552) - один из ярчайших учеников р.Дов-Бера (Магида) из Межирича и р.Аарона (старшего) из Карлина.
С 5532 (1772) года р.Шломо поселился в городе Карлин и приложил немало усилий для распространения хасидута в Литве. Его комментарии к Торе и поучительные истории из жизни собраны в книге «Шма Шломо!» («Слушай, Шломо!»).
5679 (20 июля 1919) года приказ Петлюры, обязывавший командиров воинских частей бороться с погромной агитацией в местах их дислокации. В приказе говорилось: «Евреи стали на путь помощи нам в борьбе с врагом и в строительстве Украинской независимой республики. Поэтому любые насилия принесут нам лишь вред, внесут разброд в наши ряды и погубят все наше дело». Аналогичное воззвание было подписано Петлюрой 26 августа 1919 г.
3829 (1 июля 69) года - Иудейская война. Веспасиан, провозглашенный императором, отбыл в Рим.
23 Тамуза
4859 (15 июля 1099) года не выдержав осады, арабы сдали Ерушалаим крестоносцам, которые, ворвавшись в Святой Город, убили около пяти тысяч евреев, среди которых было немало женщин, стариков и детей.
5100 (19 июля 1340) года умер законоучитель, талмудист, раввин Яаков бен Ашер.
5641 (20 июля 1881) года - погром в Нежине. Продолжался 3 дня. Был остановлен войсками, открывшими огонь по толпе крестьян-погромщиков; несколько человек было убито и ранено.
5670 (30 июля 1910) года родился раввин Шломо Залман Ауэрбах - один из крупнейших мудрецов Торы в наше время. Умер в 1995 году.
5675 (5 июля 1915) года в России опубликовано правительственное распоряжение, предписывавшее временно прекратить издание всех газет и журналов на идиш и иврите (под предлогом трудностей, связанных с осуществлением цензурного надзора).
Это же распоряжение было повторено 10 июля 1915 г. командующим Юго-Западным фронтом генералом Н. Ивановым, но уже с иной мотивировкой. Он приказал запретить на время войны издание еврейской прессы, поскольку еврейская печать и корреспонденция в значительной мере способствуют шпионажу. В годы 1-й мировой войны военная цензура, не пропускавшая никаких статей о плохом снабжении русских войск и неумелом командовании, охотно разрешала публиковать черносотенные материалы, в которых все неудачи русской армии объяснялись еврейским шпионажем. Военная цензура запрещала к публикации все материалы о выселении евреев из Галиции и Буковины русскими властями во время 1-й мировой войны, о зверствах русских войск по отношению к еврейскому мирному населению.
5679 (21 июля 1919) года Патриарх Русской православной церкви Тихон в опубликованном послании заявил, что «насилие против евреев - это бесчестье для тебя, бесчестье для Святой Церкви».
5679 (21 июля 1919) года Президиум ВЦИК разъяснил представителям Сионистской организации России, что, поскольку она ранее не объявлялась контрреволюционной, нет и оснований для принятия специального акта о ее юридической легализации и что советские органы не будут чинить препятствий культурно-воспитательной деятельности сионистов".
5680 (9 июля 1920) года по согласованию с ЦК РКП(б) учреждён Еврейский общественный комитет по оказанию помощи пострадавшим от погромов (Евобщестком).
5702 (8 июля 1942) года - Во Франции евреям запрещено посещать публичные места, скверы, спортивные площадки. Объявлено, что они могут бывать в магазинах только в течение одного определенного часа в день. Все эти распоряжения действовали только на оккупированной территории.
5717 (22 июля 1957) года Премьер-министр Давид Бен-Гурион сообщил Кнессету о письме вдовы барона Джеймса де-Ротшильда, завещавшего 1.25 миллиона фунтов стерлингов, эквивалентных 6 миллионам израильских лир, на строительство постоянного здания Кнессета.
5718 (11 июля 1958) года в Тунисе ликвидированы все еврейские общины. Разрешена только религиозная деятельность.
24 Тамуза
1656 (-2105) года во время убывания вод Всемирного Потопа, Ноах вторично выпустил голубя из ковчега: «…и прилетел к нему голубь под вечер, и вот оливковый лист сорвал он клювом своим. И узнал Hoax, что убыли воды с земли…» (Берейшит 8:11).
С тех пор голубь стал символом примирения Вс-шнего с человечеством.
5568 (19 июля 1808) года родился раввин из Франкфурта-на-Майне Шимон Рафаэль Хирш, талмудист, ученый, философ, плодовитый автор. Он сыграл важную роль в противодействии ассимиляторским тенденциям в среде немецких евреев, стремясь вернуть их в лоно иудаизма.
5600 (25 июля 1840) года родился Абрам Гольдфаден - драматург, отец еврейского театра.
5608 (25 июля 1848) года родился Артур Джеймс Бальфур, премьер-министр Великобритании в 1902-05 гг. В бытность министром иностранных дел (1916-19) в ноябре 1917 написал письмо барону Ротшильду, которое позже стали называть Декларацией Бальфура. В ней он обещал сионистским лидерам Вейцману и Соколову британскую поддержку в создании еврейского "национального очага" в Палестине. Умер 19.3.1930.
5666 (17 июля 1906) года родился Ицхак бен Ахарон - израильский государственный и общественный деятель, один из основателей государства. В 1995 году удостоен Премии Израиля. Умер 19 мая 2006 года.
Источники: Еврейская Энциклопедия; Двар Йом беЙомо; Сефер Ѓатода; Книга нашего наследия