28 Тишрея
2935 (-826) года завершились торжества освящения Первого Ерушалаимского Храма.
На двенадцатом году своего царствования царь Соломон (Шломо), по указанию Всевышнего, торжественно освятил Первый Храм, построенный за 7 лет и 410 лет простоявший в Ерушалаиме.
С 15 Тишрея все евреи находились в Ерушалаиме, чтобы присутствовать на этих красочных празднествах. Торжества продолжались четырнадцать дней, после чего народ вернулся к своим очагам в приподнятом настроении и с глубокой благодарностью Б-гу за все то, что Он сделал для них (См. Малахим I, 8).
3827 (66) года в ходе первой Иудейской войны еврейские повстанцы под командованием Шимона бар Гиора выбили римский гарнизон из города Гива.
4948 (2 октября 1187) года войска султана Салах-ад-Дина (Саладина) разбили гарнизон крестоносцев, оборонявших Ерушалаим, и победоносно вступили в город.
Это произошло после поражения «франков» при Хаттине, возле озера Кинерет. На протяжении 90 лет, после того как 23 Тамуза 4859 (1099) года крестоносцы вырезали всё еврейское население города, Ерушалаим оставался закрытым для иудеев. Зная об этом, в своём первом указе Салах-ад-Дин торжественно пригласил всех евреев вновь селиться в Святом городе.
5493 (6 октября 1732) года ушла из этого мира душа р.Эфраима Залмана Шора – выдающегося мудреца и праведника, в еврейском мире более известного как «Твуот Шор».
Это прозвище он получил по названию главного труда его жизни – книги, написанной в виде приложения «Шулхан Арух» р.Йосефа Kapo. Отсюда и возникла в дальнейшем двойная фамилия этой семьи – «Твуот Шор».
5587 (29 октября 1826) года в воскресенье недельной главы «Ноах» по обвинению в государственном заговоре был арестован р.Дов Бер Шнеури – второй Любавичский Ребе (Мителер Ребе).
В сопровождении конвоя он выехал из Любавича и к полудню оказался в Добромысле, где произнес маамар «Великие воды...». Добравшись в понедельник до Лиозно, Мителер Ребе произнес ещё один маамар, начинающийся словами «Полыхая горит...». А во вторник прибыл в Витебск, где находился под стражей вплоть до воскресенья недельной главы «Ваишлах» – то есть до 10 Кислева 5587 (1826) года, когда р.Дов Бер был полностью оправдан и выпущен на свободу из Витебской тюрьмы.
После его освобождения власти сурово наказали авторов ложного доноса.
29 Тишрея
3448 (-313) года ушла из этого мира душа последнего члена Великого Собрания – Раби Шимона ѓаЦадика.
Раби Шимон был первосвященником и служил в этой высокой должности в течение сорока лет (!). Он был потомком первосвященника Йеѓошуа, который вместе с Зерубавелом стоял во главе первой партии евреев, возвратившихся из вавилонского плена. В Талмуде (Пара 3:5) сказано, что Раби Шимон ѓаЦадик дважды за жизнь совершил обряд «красной коровы» (до него эту заповедь выполнили только Моше и Эзра).
Когда в 3442 (-318) году войска Александра Македонского приближались к Ерушалиму и Храму угрожало разрушение, Шимон ѓаЦадик, облачившись в одеяния первосвященника, вышел навстречу завоевателю во главе депутации старейшин. В Талмуде рассказывается, как «они двигались всю ночь, при свете факелов», а на рассвете встретились с передовыми отрядами захватчиков. Пораженный величественным и одухотворенным обликом первосвященника, Александр спустился с колесницы и склонился перед ним до земли. Позже Александр объяснил своим полководцам, что «ангел, который открывался ему в ночных видениях и даровал победы в войнах, выглядел точно, как этот человек» (Йома 69а). Штурм Ерушалима был отменен. И когда Шимон показал Александру Храм, гость попросил, чтобы в знак их союза возле жертвенника был установлен его скульптурный портрет. Шимон ѓаЦадик объяснил, что законы Торы запрещают подобное, но он обещал Александру, что все коѓены, которые родятся в этом году, будут названы в его честь именем Александр.
Абарбанель приводит интересное письмо, в котором Аристотель описывает Александру Македонскому свою встречу с р.Шимоном ѓаЦадиком: «...Начал я дискутировать с ним, и он показал мне свои крепкие познания в Торе, данной им в наследие с Синая. И потянулось мое сердце к словам Торы... Если бы мог я собрать все мои книги, сжег бы их все, чтобы они не исковеркивали сознание людей... Постигающие Тору идут к свету в свете жизни, а постигающие философию – в яму преисподней».
Вся жизнь Раби Шимона ѓаЦадика была наглядным подтверждением его знаменитого высказывания: «На трёх основах стоит мир: на Торе, на служении Б-гу и на совершении добрых дел». Благодаря неустанному труду он стал величайшим ученым талмудистом своего времени. Он объезжал малые и большие еврейские общины в Святой Земле, обучая народ и проповедуя ему. Он следил за тем, чтобы повсюду были школы для детей и предоставлял возможность способным студентам продвигаться в учебе под руководством мудрецов в Ерушалаиме. Этим он во многом способствовал непрерывности работы Мужей Великого Собрания.
Одновременно он посвящал много времени и сил делу улучшения общего положения еврейского государства в целом и Ерушалаима в частности. Многие участки городских стен вокруг Святого Города были укреплены так же, как и стены вокруг Храма. Искусно построенный водовод доставлял воду прямо во внутренний двор Святилища. Службы коѓенов и левитов были восстановлены во всем их величии. Он сам был величайшим первосвященником, когда-либо служившим в святом здании, и он был очень почитаем и любим народом. Страна под управлением Раби Шимона ѓаЦадика благоденствовала и процветала.
Мудрецы Талмуда говорили, что в Храме происходило много чудес благодаря великой набожности раби Шимона и его преданности народу. Так, например, западный светильник Меноры никогда не гас, а красная шерстяная нить, которую привязывали у входа в Святилище в день Йом Кипура, становилась белой в знак того, что Б-г внял молитвам и простил своему народу его прегрешения.
После смерти Шимона ѓаЦадика в Храме больше никогда не произносилось четырехбуквенное Имя Всевышнего, обладающее особой святостью.
5270 (13 октября 1509) года во Франкфурте были публично сожжены сотни томов Талмуда и других святых еврейских книг.
Акцию осуществляли монахи-доминиканцы и привлечённый на их сторону крестившийся еврей Пфеферкорн, утверждавший, что в иудейских книгах содержатся богохульные и безнравственные утверждения. Монахи планировали сожжение Талмуда по всей Германии, но на защиту еврейских книг встал Иоан Рейхлин – один из виднейших немецких гуманистов 16 века.
30 Тишрея
5688 (26 октября 1927) в парижском Дворце Юстиции завершился суд над Шломо Шварцбардом, убийцей Симона Петлюры – с конца 1918 по начало 1920 года фактически военного диктатора Украины. В годы его правления на Украине в погромах, по разным оценкам, погибли от 50 до 100 тысяч евреев и не менее 300 тысяч еврейских детей остались сиротами.
После длительного заседания суд присяжных единогласно оправдал Шварцбарда.
1 Хешвана
2934 (-826) года на одиннадцатом году царствования царя Соломона (Шломо) в Ерушалаиме было завершено строительство Первого Храма.
Место постройки было выбрано на вершине горы Мория, где Авраам доказал когда-то свою готовность принести в жертву своего любимейшего сына, подчиняясь повелению Всевышнего.
Потребовались десятки тысяч людей, чтобы выполнить множество видов работ, необходимых для постройки здания таких огромных размеров. Были посланы люди в Леванон, чтобы валить огромные кедры. Камни добывались на расположенных вблизи камнеломнях. Медь была в Йарденской долине. Из Цора (Тира) союзник Соломона, царь Хирам, прислал искусных мастеров-краснодеревщиков, чтобы помочь в выполнении работ наилучшим образом. Были посланы корабли на восток и на запад, чтобы привести отборнейшие материалы для украшения Святилища.
Храм рос, как по волшебству. На месте работ не были слышны удары молота или других железных инструментов, ибо железо напоминает меч, символизирующий борьбу и кровь. Камни отсекались по требуемому размеру на каменоломнях, затем доставлялись на гору Мория и здесь подгонялись друг к другу.
Строительство, которое продолжалось сем лет, было завершено, однако, торжественно освятить Храм Всевышний позволил лишь через год – 15 Тишрея 2935 (-826) года.
3404 (-356) года Всевышний впервые через пророка Захарью обратился к евреям, возвратившимся из Персии в Страну Израиля с просьбой, невзирая ни на что продолжать работы по восстановлению Ерушалаима (См. Захарья 1:1).
Слова Захарьи полны утешения и ободрения. Пророк предсказывает, что Ерушалаим вновь воспрянет к великой славе и что Б-г защитит его, воздвигнув как бы «огненную стену вокруг него». И другие города Иудеи будут также расти и процветать.
2 Хешвана
5161 (21 октября 1400) года евреи города Шираз (Персия), были спасены от насильственного обращения в ислам.
Накануне Рош а-Шана один еврей по имени Абу-аль-Хасан был уличён главой общины в продаже трефного мяса. Чтобы избежать гнева своих единоверцев, он принял ислам и в свою очередь обвинил евреев в ряде преступлений. Недолго думая, правитель Шираза вынес всем иудеям города смертный приговор, добавив, однако, что готов помиловать их, если в течение месяца они согласятся стать мусульманами.
К концу отведённого срока – во второй день месяца Хешвана клеветник Абу-аль-Хасан при загадочных обстоятельствах скончался. При нём было найдено заявление о невиновности евреев. Эмир принёс всем евреям Шираза официальное извинение и разрешил им остаться в иудаизме. В память об этих событиях на протяжении нескольких веков день 2 Хешвана отмечали как праздник, называя его «Пурим Шираз».
5593 (26 октября 1832) года войска султана Махмуда II вступили в Ерушалаим, прекратив вакханалию, два года царившую в Святом Городе во время его оккупации египтянами.
Мухаммед Али Египетский, самый могущественный из вассалов Османской короны, собрав мощную армию, восстал против своего господина и в ряде сражений одержал победу над Османскими войсками. Затем, оккупировав почти весь Ближний Восток, он двинул свои войска на Стамбул…
Лишь объединившись с Россией, высадившей на берегах Босфора 30-тысячный десант, Махмуд II смог предотвратить распад Османской империи и изгнать оккупантов со своих земель.
3 Хешвана
5610 (19 октября 1849) года ушла из этого мира душа р.Исраеля (Фридмана) из Ружина (5556-5610), одного из ярчайших праведников и мудрецов хасидизма, известного как Ружинский Ребе.
Он родился в 5556 (1796) году в семье р.Шолома Шахна из Погоробышец, который в свою очередь был сыном р.Авраѓама Малаха и внуком Раби Магида из Межирича.
Под его руководством движение Ружинских хасидов насчитывало несколько десятков тысяч человек.
Раби Исраель стал жертвой доноса «митнагдим» и был арестован Российским правительством по ложному обвинению в государственной измене. По результатам следствия он был полностью оправдан и отпущен на свободу. Выйдя из тюрьмы, Ружинский Ребе перенёс свой «двор» в Садигуру, что на восточной Буковине (сегодня – район г. Черновцы).
Раби Исраель из Ружина считается основателем таких направлений в хасидизме как Садигура, Чертков, Гусятин и Боян.
5620 (31 октября 1859) года ушла из этого мира душа р.Элиезера Гурвица из Джикова, ученика и последователя своего отца, р.Нафтали Цви – Ропшицкого Ребе, ставшего наставником для тысяч хасидов в первой четверти 19-го века.
Среди мудрецов, оказавших заметное влияние на р.Элиезера, такие известные личности как р.Иссахар Бер из Радощиц и р.Цви Гирш из Рыманова.
39 лет своей жизни он провел в городе Джикове, возглавляя там созданный им хасидский «двор». Однако, в конце жизни р.Элиезер избрал путь затворничества и уединенного размышления, что очень опечалило его хасидов.
4 Хешвана
4926 (12 октября 1165) года во вторник раби Моше бен Маймон (РаМБаМ), находясь в Святой Земле, отправился из порта Акко в Ерушалаим.
В еврейских источниках сохранилось несколько письменных упоминаний об этой поездке. Так, раби Элазар Азкари, живший в 16 веке, в своей книге «Сефер Харедим» цитирует воспоминания РаМБаМа об этом путешествии, записанные на полях его комментария к Мишне («Парижская рукопись», конец трактата «Рош а-Шана»).
5519 (5 ноября 1758) года в Каменец-Подольске по приказу епископа на улицах были сожжены тысячи святых еврейских книг, в основном Мишны, Талмуда и Зоѓара. Причиной этого стал навет секты последователей вероотступника Якова Франка.
Яков Франк провозглашал свое учение новой религией, называя её «святой верой Эдома». Новым религиозным законом он провозгласил полную свободу от всяческих норм, от любого предписания: «Я пришел для того, чтобы избавить мир от всех законов, существовавших до сих пор».
Франкисты утверждали, что «Машиах никогда не придет, а Ерушалаим никогда не будет отстроен». При этом самого Франка они представляли, как в воплощение Б-га и Машиаха одновременно (!). Так же немало было ими сказано о вредности и богохульстве Талмуда. А чтобы заинтересовать собою христиан, франкисты вызвались не только обосновать превосходство христианского вероучения над иудаизмом, но и разоблачить практику ритуальных убийств у евреев.
На следующий день епископ планировал продолжить сожжение еврейских книг, но к вечеру того же дня он был убит собственной собакой, внезапно сорвавшейся с цепи.
По материалам Еврейской Энциклопедии; Двар Йом беЙомо; Сефер Ѓатода; Книги нашего наследия.