12 Адара
Ториянус, жестокий и деспотичный римский наместник Иудеи, обвинил всю еврейскую общину города Лодакия (Лод) в ритуальном убийстве. Все жители этого города были приговорены к смерти, но два праведника, братья Лолиянус и Папус, взяли всю вину на себя, сознавшись в преступлении, которого не совершали. И хотя Ториянус знал об их непричастности и единственной цели - спасти всех остальных евреев, он, тем не менее, приказал казнить братьев. Их последними словами было: «…Всевыш-ий отдаёт нас в твои руки лишь затем, чтобы в будущем ты дорого заплатил за нашу кровь!»
В тот же день злодей-наместник умер при загадочных обстоятельствах.
3746 (-14) года царь Ирод завершил реконструкцию Второго Ерушалаимского Храма
О нем сказали наши мудрецы: «Кто не видел этот Бейт-ѓаМикдаш, не видел в жизни величественного здания». После перестройки Храм стал действительно великолепен - намного краше, чем Первый Храм, построенный королём Шломо. Реконструкция, начатая в 3738 году, на восемнадцатом году царствования Ирода, продолжалась восемь лет. На момент начала реконструкции Второму Ерушалаимскому Храму исполнилось 330 лет.
Пытаясь приобрести хоть немного благосклонности еврейского народа, который страшно его ненавидел, этот нечестивый и лживый правитель старался не оскорблять чувства истинных блюстителей Законов Торы, составлявших большинство всех его поданных. Поэтому все работы по перестройке комплекса Храмовой горы были выполнены под наблюдением коѓаним, чтобы все было сделано в полном соответствии с требованиями иудаизма.
Однако Ирод все же нанес величайший удар религиозным чувствам народа. Желая польстить своим римским хозяевам, он прикрепил над входом в Святилище золотого римского орла, что, естественно, вызвало у народа чувство возмущения против полусумасшедшего царя.
Второй Храм простоял 420 лет и был разрушен римлянами в 3828 (68) году.
4313 (12 февраля 553) года византийский император Юстиниан в новелле №146 (то есть изменения действующего закона по конкретному вопросу), отменил обязательность чтения Пятикнижия на иврите со свитка Торы: чтения могут быть на латыни, на греческом и на любом другом языке. Вместе с тем эта новелла запрещает толкование Библии при помощи Мишны, которая, как утверждает новелла, не имеет Божественного происхождения и способна лишь ввести верующих в заблуждение. Раввинские интерпретации укореняют ошибочные убеждения, в частности, неверие в существование ангелов и Страшного суда. Будучи верховным арбитром в вопросах христианской ортодоксии, византийский император Юстиниан I считал себя верховным арбитром также и в вопросах иудаизма, который был единственной легальной нехристианской религией в империи.
5027 (9 февраля 1267) года церковный синод в Бреслау постановил, что евреям запрещено соседствовать с христианами в банях, гостиницах, на народных гуляниях, евреи обязаны были носить отличительный знак - особый головной убор в форме конуса (Pileum Cornutum), жилища евреев должны быть отделены от жилищ христиан забором или канавой, во время христианских праздников евреям предписывалось держать двери и окна домов закрытыми. В общине не должно было быть более одной синагоги.
5096 (25 февраля 1336) года король Кастилии Альфонс ХI запретил евреям произносить молитву «Алейну Лешабеах» («Наш долг»).
Это решение король принял по рекомендации апостата Альфонса из Вальядолида (крещеного еврея, а до того - знатока Торы и раввина), убедившего кастильского монарха в том, что эта молитва имеет антихристианское содержание. «Алейну Лешабеах» делится на две части: первая является восхвалением Всев-шнего за то, что Он дал Тору народу Израиля и тем выделил его из среды других народов. Во второй части этой молитвы выражается надежда на скорейший приход Машияха, когда Тора будет принята всем человечеством.
По мнению выкреста из Вальядолида, «вредной» являлась фраза: «Ибо они поклоняются пустоте и тщете…». И хотя данная молитва была составлена задолго до возникновения христианства, это не помешало цензорам вычеркнуть эту строку из «Алейну Лешабеах» из всех ашкеназских молитвенников.
Сравнительно недавно эта молитва была восстановлена в своём первоначальном виде.
5109 (30 января 1349) года в немецком Фрайберге погром и массовые убийства евреев, обвинененных в распространении чумы.
5428 (14 февраля 1668) года Папа Клемент Девятый заменил ежегодным налогом унизительное участие евреев в еженедельных римских карнавалах, устраивавшихся каждый понедельник («чёрный понедельник»). С начала 17 в. евреев Рима принуждали участвовать в особых карнавальных процессиях: 100 евреев во главе с раввином должны были ехать на ослах, сидя лицом к хвосту.
5582 (5 марта 1822) года в Париже в присутствии высших сановников Франции, при большом стечении народа открыта синагога на Notre Dame de Nazareth (существует поныне).
13 Адара
5533 (8 марта 1773) года австрийская императрица Мария Терезия подписала указ, запрещающий евреям Галиции вступать в брак без разрешения местных чиновников.
5693 (11 марта 1933) года - Шоа. Штурмовики нацистской партии ворвались в здание суда в Бреслау (Вроцлав) и выгнали оттуда евреев - судей, прокуроров и адвокатов.
5703 (18 февраля 1943) года - Официальное провозглашение создания гетто в Шанхае. 15 тысяч еврейских беженцев (без гражданства) были переселены в район трущоб Хонк-кю. Их ограничивали в трудоустройстве, и имущество некоторых из них было конфисковано. Основную поддержку им оказывал Социальный еврейский совет ашкеназской ассоциации содействия и помощи (проводил также культурную и воспитательную работу) и через Национальный совет еврейские общины других городов Китая. 3 сентября 1945 года гетто было распущено.
14 Адара
5619 (18 февраля 1859) года в Переславле родился Шолом-Алейхем. Писал в основном на идиш. Самые известные произведения «Блуждающие звёзды», «Мальчик Мотл», «Тевье-молочник». Издал на свои деньги серию книг еврейских писателей «Еврейская народная библиотека». В 1911 году переехал в Америку.
5625 (12 марта 1865) года родился Макс Исидор Боденхеймер - ближайший соратник Т. Герцля, один 13 основателей Сионистской организации и один из первых директоров Еврейского национального фонда. В 1891 г. опубликовал брошюру «Куда с русскими евреями?», в которой призывал евреев переселиться в Эрец-Исраэль. В 1893 г. вместе с Д. Вольфсоном основал в Кельне общество Ховевей Цион, ставшее ядром Сионистской федерации в Германии. Когда Герцль провозгласил свой план создания еврейского государства, Боденхеймер сразу же поддержал его. На 1-м Сионистском конгрессе (1897) Боденхеймер вошел в комитет, разработавший Базельскую программу. В 1897–1921 и в 1931–33 гг. Боденхеймер был членом Генерального совета Сионистской организации, а в 1907–14 гг. директором Еврейского национального фонда. В 1935 г. переселился в Иерусалим. Умер в 1940 году. В 1951 г. посмертно изданы избранные сочинения Боденхеймера под названием «Би-мсиллат ришоним» («По тропе первых»), а в 1952 г. — его мемуары на иврите.
5666 (11 марта 1906) года родился З. Давидофф, владелец швейцарской табачной фирмы. Когда ему было 5 лет, его семья выехала из России и оказалась в Швейцарии, где отец открыл в Женеве на бульваре Философов небольшую табачную лавку. Как пишут, среди ее первых покупателей был В. И. Ленин. Зино после нескольких лет, проведенных в Южной Америке и на Кубе, открыл производство сигар, создав в итоге всемирно известную фирму. Среди других ее продуктов - коньяки, парфюмерия, косметика, кофе, изделия из кожи, авторучки. Умер 14.1.1994.
5672 (3 марта 1912) года Генриеттой Сольд на основе существовавших ранее клубов «Дочери Сиона» создана женская сионистская организация Соединенных Штатов Америки Хадасса. Сольд стала её первым президентом. Название организации — по еврейскому имени легендарной царицы Эсфири. В 1918 г. Хадасса вошла в Сионистскую организацию США.
5710 (3 марта 1950) года партийным собранием в Академии общественных наук СССР началась борьба с космополитизмом в области общественных наук. Началось массовое увольнение евреев из университетов, научно-исследовательских институтов, научных редакций.
5713 (1 марта 1953) года умер Сталин - один из ужаснейших злодеев всех времён и народов. Да будут вместе с ним прокляты все враги Израиля!
15 Адара
5303 (19 февраля 1543) года в Риме заботой папы Павла Третьего создан Дом для обращённых в христианство или ислам евреев. В 1554 Папа Юлий III ввел налог в размере десяти золотых дукатов на каждую из 115 синагог в Папском государстве для покрытия расходов на содержание дома. Впоследствии налогом была обложена еврейская община в Риме, которой пришлось платить 1100 эскудо в год. Дома для обращённых также были созданы и в других итальянских городах, где были гетто. Покинувший иудаизм должен был определиться в течение 40 дней, и, если он потом отказывался от крещения, ему было разрешено вернуться в гетто. Давление, оказываемое на обращённого, было столь велико, что это происходило редко. Согласно оценкам, 1195 евреев были крещены в Риме между 1634 и 1700 годами, и 1237 - между 1700 и 1790. Еврейские взносы были упразднены в 1810 году. В конце 1864 года в Риме еврейский коробейник был жестоко наказан за то, что посмел пройти под окнами дома. Здания, в которых были эти учреждения, сохранились и по-прежнему носят своё имя.
5630 (16 февраля 1870) года Риксдаг Швеции принял закон, предоставлявший евреям и другим группам населения Швеции право быть избранными в высшие законодательные органы власти. Единственным ограничением для евреев, как для всех не принадлежавших к лютеранству, заключалось в том, что они не могли быть министрами, членами Государственного совета, а судьи-евреи не могли вести дела, связанные с религией (эти ограничения оставались в силе до 1951 г.).
16 Адара
4850 (19 февраля 1090) года Германский император Генрих III подтвердил привилегии евреям Германии (см. грамоту епископа Рюдигера от 13 сентября 1084 года). В частности, запрещалось насильственное крещение детей.
5618 (2 марта 1858) года в Линчбурге, штат Вирджиния, США, родился Сэмюэл Антермайер - общественный деятель, филантроп. После смерти отца - торговца-еврея и лейтенанта армии конфедератов - и переезда семьи в Нью-Йорк Сэмюэл учился в школе, затем в Сити-колледже, одновременно работая курьером в адвокатской конторе своего родственника. В 1878 году закончил Школу Права Колумбийского Университета, участвовал во многих громких процессах и постепенно стал одним из самых знаменитых (и высокооплачиваемых) адвокатов Америки. В качестве советника Финансового комитета Конгресса принимал участие в подготовке Антитрестовского Акта 1914 года. За период с 1904 по 1936г. он шесть раз был делегатом Национального конвента Демократической партии США. Заслужил добрую память своим активным противодействием антисемитизму. В 1923 году он стал советником известного журналиста и переводчика Германа Бернстайна (1876-1935), иммигранта из России, в судебном процессе против антисемитских публикаций Генри Форда. Через четыре года добился соглашения, по которому Форд принёс извинения всем евреям и обязался собрать и уничтожить все копии своего юдофобского четырёхтомника «Международный Еврей», участвовал в деятельности организаций, способствовавших экономическому развитию еврейских поселений в Палестине. Одно время он был президентом сионистского агентства «Керен Хайесод». Один из первых американских оппонентов нацизма. Умер 16 марта 1940 года.
5657 (18 февраля 1897) года - погром в местечке Шпола киевской губернии. Продолжался 2 дня. Были разгромлены еврейские магазины и квартиры.
17 Адара
5430 (27 февраля 1670) года евреи изгнаны из Австрии.
5678 (1 марта 1918) года начался погром в Киеве, продолжавшийся 20 дней. Солдаты УНР грабили, истязали и расстреливали евреев, главным образом на территории Михайловского монастыря. Вмешательство городской думы, пославшей делегацию в войсковые части и обратившейся непосредственно к С. Петлюре, не привело к прекращению эксцессов. Ознакомившись с настроениями украинских солдат, член думской делегации Л. Чикаленко сказал: «Они утопят украинскую свободу в еврейской крови». Лишь председателю Центральной рады М. Грушевскому удалось (и то не сразу) прекратить погром; ни один из его участников не был наказан.
18 Адара
5434 (14 февраля 1674) года евреи Барбадоса, имевшие на острове авторитет и влияние, получили разрешение при ведении дел приносить присягу на Пяти Книгах Моисея, Еврейской Библии.
5568 (17 марта 1808) года - Наполеон издал декрет, по которому евреям (за исключением живущих в департаментах Жиронда и Ланд) запрещалось в течение десяти лет заниматься рядом профессий, селиться в некоторых департаментах, а в ряде случаев и требовать выплаты долгов, выставлять себе замену для отбывания воинской повинности (в отличие от остальных французских граждан). Постепенно Наполеон освободил большинство департаментов от действия этого декрета. К 1811 г. декрет применялся только в восьми восточных департаментах Франции, но в них проживало большинство французских евреев. В 1812 г. была отменена статья декрета, запрещающая евреям выставлять замену для отбывания воинской повинности. Декрет оставался в силе и после падения Наполеона и перестал действовать только по истечении десятилетнего срока (в 1818 г.).
5577 (6 марта 1817) года - циркуляр министра духовных дел России Голицына. «По поводу оказывающихся и ныне, в некоторых от Польши присоединённых губерниях, изветов на евреев об умерщвлении ими христианских детей, якобы для крови, его Императорское Величество, приемля во внимание, что таковые изветы и прежде неоднократно опровергаемы были беспристрастными следствиями и королевскими грамотами, высочайше повелеть изволил: объявить всем управляющим губерниями монаршую волю, чтобы впредь евреи не были обвиняемы в умерщвлении христианских детей без всяких улик, по одному предрассудку, что якобы они имеют нужду в христианской крови». Разослан губернаторам.
Источники: Еврейская Энциклопедия; Двар Йом беЙомо; Сефер Ѓатода; Книга нашего наследия