8 Элула
3827 (6 сентября 67) – Победа Веспасиана над восставшими иудеями при озере Кинерет.
3828 (68) года римские солдаты подожгли Верхний Ерушалаим – наиболее хорошо укреплённую часть города, куда отошли со своими отрядами самые отчаянные защитники Израиля: раби Шимон бар Гиора и раби Йоханан из Гуш-Халав. Воочию увидев, к чему приводят распри, ранее непримиримые враги заключили перемирие и поклялись вести борьбу до конца. К сожалению, это произошло после того, как легионы Тита разрушили и дотла сожгли Второй Храм.
Захват Ерушалаима занял у Тита почти полгода и стоил ему больше жизней его воинов, чем какая-либо другая известная военная кампания римлян.
5461 (31 августа 1701) года город Вильно (Вильнюс) был занят шведскими войсками. В первый же день новые власти обложили еврейское население города непомерно высокими налогами.
5259 (14 августа 1499) года Совет Инквизиции распорядился, чтобы крещённые евреи переселились подальше от своих старых мест, дабы жить поблизости с церковью.
5600 (6 сенятбря 1840) года были освобождены 10 оставшихся в живых обвинённых по Дамасскому делу евреев. Дамасское дело было открыто по сфабрикованному против евреев кровавому навету.
5568 (1808) года группа литовских евреев во главе с Менахем Мендлом из Шклова прибыла в Хайфу. Чтобы не подвергать себя конфликтам с раннее прибывшей хасидской общиной группа переселенцев обосновалась в Цфате. Они стали родоначальниками общины литовских евреев в Святой Земле.
9 Элула
2196 (-1564) года Билѓа родила Дана – пятого сына нашего праотца Якова, одного из родоначальников двенадцати колен Израиля. Он прожил 125 лет и скончался в тот же день в 2321 (-1439) году.
5027 (1 сентября 1267) года в возрасте 72 лет Раби Моше бен Нахман (РаМбаН) или Нахманид (4954-5030) – величайший комментатор ТаНаХа и Талмуда, философ и врач, покинув пределы Испании, поселился в Земле Израиля.
Причиной отъезда стало усиление враждебности к РаМБаНу со стороны христиан после его победы в 5023 (1263) году над христианскими священниками в легендарном диспуте, проходившем в городе Тортосе.
5109 (24 августа 1349) года жертвами ужасающего погрома стали 6 000 иудеев немецкого города Майнц.
Причиной беспорядков стала вспышка эпидемии чумы, в распространении которой, как обычно, обвинили евреев. Сыны и дочери Израиля ожесточённо оборонялись, но видя, что силы не равны, подожгли собственные дома.
В тот же день была полностью уничтожена еврейская община города Кёльна.
10 Элула
5346 (14 августа 1586) года Стефан Баторий – король Польши и Литвы предоставил всему еврейскому населению своей страны полную юридическую автономию – теперь судить еврея мог только раввинский суд.
5550 (20 августа 1790) года ушла из этого мира душа р.Пинхаса (Шапиро) из Кореца (5488-5550) – великого мудреца и праведника, одного из ярчайших учеников БеШТа.
Сам Раби Исраель Баал Шем Тов называл его своим соратником и помощником в деле распространения хасидута. На Волыни было немало последователей его учения, а многие из его учеников впоследствии создали собственные направления хасидизма.
Он возглавлял хасидскую общину Кореца, ставшего одним из важнейших центров движения. БеШТ дважды навещал его в Кореце, а р.Пинхас приезжал в столицу хасидизма, Меджибож, – в последний раз в 5520 (1760) году, незадолго до смерти учителя. Близкая дружба связывала р.Пинхаса и с р.Яковом Йосефом из Полонного, автором основополагающей книги хасидизма «Толдот Яков Йосеф» («Родословие Якова Йосефа»).
Раби Пинхас много ездил по общинам Подолии и Волыни, выполняя заповедь выкупа пленных, – он собирал средства, необходимые для того, чтобы все евреи, захваченные в плен, порабощенные или брошенные в застенки, смогли обрести свободу и возвратиться к своим семьям. В последний период жизни он стал главой хасидов города Славуты, а затем – Острога, крупного еврейского центра на Волыни.
В 5550 (1790) году, в возрасте шестидесяти трех лет, р.Пинхас отправился из Острога в длительное путешествие на Святую Землю, рассчитывая провести там остаток дней. Он скоропостижно скончался в самом начале пути на юг, в городе Шепетовке, где и был похоронен.
Его старший сын, р.Йеѓуда Меир Шапиро (5520-5589) сменил его на посту главы хасидов Острога. Второй сын, р.Моше Шапиро (5522-5600) стал раввином Славуты и создал в этом городе знаменитую еврейскую типографию, подготовившую новое издание Вавилонского Талмуда. Именно с этой типографией будет связан «кровавый навет» 1836-1840 года, трагическим образом пречеркнувший жизнь двоих внуков р.Пинхаса – «братьев Славута»: Шмуеля Абы и Пинхаса Шапиро, ложно обвинённых в ритуальном убийстве печатника-нееврея.
5151 (1391) еврейский погром в Жероне. Много евреев было вынуждено креститься.
5444 (10 августа 1684) года евреи города Падуи отпраздновали чудо своего спасения. В память об этом евреи этой общины ежегодно праздновали Пурим ди Буда в Падуе.
11 Элула
5643 (1893) ушла из мира душа р.Авраам-Яакова Фридмана из Садигуры, основавшего свое направление хасидов
12 Элула
4955 (20 августа 1195) года в городе Жерона (Каталония, Испания) родился р.Моше бен Нахман (РаМБаН) известный как Нахманид (4955-5030)
5151 (13 августа 1391) произошёл еврейский погром в Лейриде. 75 человек погибли, другие приняли крещение. Синагога превращена в церковь, которую евреи стали посещать в качестве новых христиан.
5023, 19 августа 1263 Король Иаков Арагонский приказал евреям, проживающих на его земле, в течение трёх месяцев удалить из своих священных книг сомнительные по мнению христианских богословов положения. В случае неповиновения книги предполагалось сжечь, а на общину наложить крупный штраф.
13 Элула
5532 (11 сентября 1772) года в результате первого раздела Польши Галиция, а вместе с ней 171851 живших там евреев, перешли под власть Австро-Венгрии.
5636 (2 сентября 1876) года ушла из этого мира душа р.Яков Исраеля из Черкасс – сына р.Мордехая из Чернобыля.
Незадолго до этого он поспорил с женой о том, кто из них должен умереть раньше. По мнению ребецин Дворы Леи, первой должна умереть она, так как после смерти мужа хасиды перестанут приезжать в их дом, и ей, как вдове, будет очень одиноко. По мнению р. Яков Исраеля, первым должен умереть он, так как после смерти жены ему просто не справиться с домашним хозяйством.
Разрешить их спор они попросили своего внука р.Мордехая Дова из Горностайполя, который уже тогда возглавлял хасидский двор, насчитывающий тысячи хасидов.
- Вообще-то, бабушка права, - сказал р.Мордехай Дов, - жизнь вдовы гораздо сложнее, но спорить с мнением деда я считаю для себя недопустимым, поэтому давайте сделаем так: когда придёт время покидать этот мир, то пусть ваши души сделают это в один год.
Так это и произошло: 1 Сивана 5636 года ушла из этого мира душа ребецин Дворы Леи, а через два месяца ушёл из жизни её муж – р.Яков Исраель из Черкасс.
5638 ушла из мира душа р.Якова Гезундейта, который уже в возрасте 17 лет основал свою ешиву и спуся 9 лет составил книгу «Тиферет Яаков», был главным раввином Варшавы
5643 родился р.Менахем Зимба, один из величайших раввинов Польши. Был убит в период холокоста.
5098 (29 августа 1338) Письмо Папы Бенедикта XII герцогу Австрии Альбрехту II, стремившегося защитить евреев от массового насилия, с обещанием провести справедливое расследование обвинений евреев в осквернении гостии. Ничего предпринято не было. (В то время в Гетце, Горне, Нейбурге и других городах Австрии происходили избиения евреев, обвиненных в осквернении гостии. Хотя на самом деле погромы совершались исключительно ради грабежа).
5669 (1909) ушла душа р.Йосиф-Хаима из Багдада, известного также как Бен Иш Хай (по названию своей книги).
14 Элула
5431 (10 августа 1671) года король Леопольд I пригласил евреев соседних государств переселяться в Австрию.
Столь доброжелательное отношение короля к евреям имело простое объяснение. Пользуясь коротким перемирием с османской империей, Леопольду, во что бы то ни стало, нужно было поправить экономику своей страны, вконец разорённой войной.
Но уже через 28 лет в 5459 (1699) году по приказу того же короля все лица иудейского вероисповедания были вновь изгнаны из Австрии.
5612 (29 августа 1852) года ушла из этого мира душа р.Борух Мордехая (Этингера) из Бобруйска – великого мудреца и праведника, одного из ярчайших хасидов вначале Раби Шнеур Залмана, а позднее – Мителер Ребе и р.Цемах Цедека.
Его праведность и выдающиеся лидерские способности были очевидны не только для хасидов, но и для ярых противников хасидизма, поэтому на протяжении пятидесяти лет р.Борух Мордехай оставался бессменным раввином Бобруйска.
Прекрасной иллюстрацией его скромности и самокритичности служит следующая история:
У дома раби Боруха Мордехая и летом, и зимой стояла глубокая, непросыхающая лужа. Однажды бобруйского раввина спросили:
- С каких пор здесь стоит вода?
- С первых дней творения мира, - ответил раби Борух Мордехай. - Сказано в Талмуде: «Показал Всевышний Адаму всех мудрецов и раввинов от сотворения мира до прихода Машиаха». Когда Всевышний указал на меня, Адам презрительно плюнул в сторону Бобруйска и сказал: "Тоже мне раввин!" С тех пор и стоит здесь непросыхающая лужа…
5537 (16 сентября 1777) года родился Натан Меир Ротшильд, третий сын династии Ротшильдов и родоначальник английской ветви известной банкирской семьи.
Источники: Еврейская Энциклопедия; Двар Йом беЙомо; Сефер Ѓатода; Книга нашего наследия