7 Тишрея
2198 (-1562) Лея родила Звулуна – десятого сына нашего праотца Якова, одного из родоначальников двенадцати колен Израиля. Он прожил 124 года и скончался в тот же день в 2322 (-1438) году.
2449 (-1311) Всев-шний вынес приговор сынам Израиля, запятнавшим себя поклонением «золотому тельцу».
8 Тишрея
5593 (2 октября 1832) ушла из этого мира душа р.Ноаха (Перлова) из Леховиц (5534-5593) – великого мудреца и праведника, сына и ученика р.Мордехая (Перлова), основавшего династию Леховецких ребе.
9 Тишрея – канун Праздника Йом Кипур
5314 (16 сентября 1553) святая еврейская община города Оста (Германия) стала жертвой кровавого навета. Все (!) евреи города были взяты под стражу и заключены в тюрьму. Там в слезах и молитвах, ожидая своего приговора, они провели весь следующий день – Йом Кипур.
Но как только праздник Искупления закончился, всех евреев благополучно выпустили на свободу.
10 Тишрея – Йом Кипур
2449 (-1311) через сорок дней после своего третьего восхождения на гору Синай в Йом Кипур Моше спустился с горы со вторыми Скрижалями Завета в руках.
3896 (136) римлянами был зверски казнён выдающийся мудрец Израиля Раби Акива Бен Йосеф.
Раби Акива бен Йосеф посвятил свою жизнь развитию и применению на практике своего метода толкования галахот, а также собиранию и предварительной систематизации огромных запасов знания, накопленных им. Талмуд называет Раби Акиву «Оцар Балум» – хорошо упорядоченной сокровищницей, желая этим подчеркнуть богатство его знаний, их системность и упорядоченность.
Мы находим в общем 614 (!) постановлений и изречений, занесенных в Талмуд от имени раби Акивы в области Ѓалахи и Агады, из которых 350 (!) приняты нашими мудрецами как закон. Раби Акива погружался также в глубины Каббалы – тайные сферы Торы. Некоторые считают, что он является автором книг «Сефер ѓаЯшар» и «Сефер Яцира».
В тот самый миг, когда святая душа р.Акивы покидала этот мир, родился Рабби Йеѓуда ѓаНаси, или просто «Рабби» – продалжатель дела великого Акивы, выдающийся мудрец и праведник, составивший Мишну – основополагающий труд Устной Торы.
5748 (3 октября 1987) из этого мира душа р.Авраѓама Йеѓошуа Эшеля (Тверского) из Махновки, более известного как «Махновкер Ребе» – великого мудреца и праведника, прямого потомка р.Менахема Нохума из Чернобыля и р.Исраеля из Ружина.
Когда умер его отец р.Авраѓаму было 22 года. Незадолго до этого отец сосватал ему дочь р.Давида Мордехая из Журика. Махновкер Ребе досталась в наследство Ханукия Сквирского Ребе и свиток Торы самого Баал Шем Това, которая в последствии была тайно вывезена из СССР и сейчас находится в «Махновкер Шул» улице Бартенура в Бней Браке.
До войны советская власть не дала р.Авраѓаму Йеѓошуа Эшелю выехать в Землю Израиля. Официально в СССР провозглашалось, что каждый человек имеет право на эмиграцию и формально любой мог подать документы в ОВИР, но кончалось это всё отказом и последующими проблемами. Ожидая разрешения на выезд Махновкер Ребе поселился в Москве. Коммунисты, демонстрируя свою «открытость» нередко приводили к нему в синагогу иностранных гостей, чтобы показать, что мол, в СССР тоже есть свой Ребе. Но р.Авраѓам прекрасно осознавал, шаткость своего положения.
Однажды его вызвали в НКВД, где в обмен на «ценную» информацию предложили должность главного раввина СССР и деньги «на развитие еврейства». На что Махновкер Ребе ответил так: «Таким раввином, как вы хотите, я быть не хочу, а таким как я хочу вы не дадите мне быть». Через некоторое время он был осуждён на 10 лет и сослан в Сибирь на лесоповал.
Из-за того, что р.Авраѓам категорически отказывался работать в Шабат его вызвали к начальнику лагеря. В ходе «разъяснительной беседы», тот вынул пистолет и сказал: «Кто не работает будет расстрелян на месте.» Махновкер Ребе расстегнул рубашку и сказал, что тот может стрелять, за Святой Шабат он готов отдать свою жизнь. Начальник оторопел, и пистолет вдруг выстрелил. Пуля попала в помощника начальника, который вообще не был на линии огня и стоял с боку от него! После этого на р.Авраѓама стали смотреть по-другому и даже разрешили исполнять Законы Торы. Например, использовать шофар на Рош ѓаШана. Зимой Махновкер Ребе ломал лёд, чтобы окунуться в микву. На Суккот он даже сумел построить себе сукку, но там было так холодно, что еда буквально замерзала.
В итоге Махновкер Ребе пробыл в лагере 4 года и был отпущен по амнистии после смерти Сталина. Позднее, когда кто-то спросил у Махновкер Ребе: «Кто же из евреев России сильнее всех сопротивлялся террору большевиков?», р.Авраѓам ответил – «Бреслов и Любавич».
По приезду в Святую Землю в 5724 (1964) году р.Авраѓам Йеѓошу (Эшель) поселился в Бней Браке.
Душа р.Авраѓама Йеѓошу Эшеля покинула этот мир в Йом Кипур выпавший в Шабат. Он похоронен на Масличной горе на участке Чернобыльских Ребе.
11 Тишрея
2449 (-1311) назавтра после Йом Кипура Моше объявил народу Израиля о начале строительства Мишкана (переносного Храма).
4226 (466) ушла из этого мира душа р.Мара – великого мудреца и праведника, сына Рав Аши.
В 4187 (427) году, после смерти отца р.Map бар р.Аши стал главой академии в Суре и был одним из величайших последних амораим в Вавилонии. Его называли «Тавйоми» («Благоденствующим»), так-как в его время жизнь евреев в Вавилонии была еще достаточно комфортной и приятной.
4845 (13 сентября 1084) была основана святая еврейская община города Шпеера (Германия).
Местный епископ Рюдигер предоставил иудеям защиту и привилегии при условии, что они будут платить монастырям по три фунта в год. За это епископ гарантировал евреям свободу торговли и общинную автономию; им разрешалось нанимать слуг-христиан; они получили участок земли под кладбище. Евреи должны были укреплять и содержать в порядке городскую стену вокруг своего квартала и нести на ней стражу. Учреждалась должность так называемого архисинагога – духовного главы общины, суду которого подлежали тяжбы между евреями, а также дела, возбужденные против них христианами.
Когда 8 Ияра 4856 (3 мая 1096) года начался первый крестовый поход, открывший долгий период гонений и религиозных преследований европейского еврейства, первыми жертвами крестоносцев стали именно евреи Шпеера.
4795 (1035) родился Шмуэль Га-Нагид, визирь при дворе гранадского эмира Бадиса
5497 (5 сентября 1736) жертвой «кровавого навета» стала святая еврейская община города Познань. Несколько сотен евреев были брошены в тюрьмы и подвергнуты жестоким пыткам.
В Познани, Дунаевцах, Житомире и в других городах Королевства Польского средневековое мракобесие в виде «кровавых наветов» возобновилось после того, как Россия, чьё правительство поддерживало православную церковь, усилила своё вмешательство во внутреннюю политику Польши.
В конце 5517 (1757) года «Совет четырех земель» (орган еврейского самоуправления) направил делегацию к понтифику Бенедикту XIV с ходатайством о защите еврейских общин Польши от ложных обвинений. Кардинал Лоренц Ганганелли (впоследствии понтифик Климент XIV), в своём отчёте полностью оправдал иудеев, что подтолкнуло польского короля Августа III возобновить старинные привилегии, запрещавшие возводить на евреев кровавый навет.
13 Тишрея
5643 (26 сентября 1882) в 11 часов и 51 минуту ушла из этого мира душа четвертого Любавичского Ребе – р.Шмуеля (МаЃаРаШ) (5593-5643).
Вот как это произошло: за 25 минут до этого он достал из кармана часы, отцепил цепочку и открыл стекло. Ребе вставил кусочек бумаги под стрелки таким образом, чтобы они остановились за 9 минут до 12 часов, и пригласил своих сыновей.
Некоторые хасиды видели, что Ребе благословил свою дочь Хаю Мушку и извинился перед ней за то, что не сможет присутствовать на ее свадьбе.
Похоронен в Любавиче.
Источники:
Еврейская Энциклопедия; Двар Йом беЙомо; Сефер Ѓатода; Книга нашего наследия